Германская бронетяга Первой Мировой. Часть 3. Ehrhardt/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Переходящий трофей гражданской войны
Бронеавтомобиль Panzerwagen Ehrhardt/1915, один из «трех богатырей» прусской промышленности, поставленный в действующую армию для выбора наиболее подходящего вариант, и единственный, который хоть как то имел «потомство» — до конца войны фирма Эрхардта поставила ещё 12 серийных броневиков Ehrhardt E-V/4 на основе переработанного проекта Ehrhardt/1915, дольше всех прослужил, активно повоевав на множестве фронтов. Хитросплетения истории этой машины привели к тому, что судя по всему закончила она свой путь в Красной России в середине 20-х, прослужив многих хозяевам.
На испытания у военных бронеавтомобиль Эрхардта поступил чуть позже машины Даймлера, и хотя её испытания производились одновременно с броневиком Даймлер/15, состояния боевой готовности она достигал позже, в состав первого бронеавтомобильного взвода на Западном фронте Ehrhardt/1915 вошёл только в середине марта 1916 года. Вместе с Эрхардтом/15 взвод усилил первый модернизированный трофейный бельгийский броневик Минерва (Radpanzer Minerva М1914). Вторая Минерва прибыла в распоряжение военных 8 мая 1916 г. После поступления в июне Бюссинга часть стала укомплектованной и ей попробовали поставить боевые задачи в Эльзасе.
Третий из подвергнувшихся испытаниям на поле боя бронеавтомобиль Ehrhardt/1915 был спроектирован в соответствии с тем же сверхсложным техническим заданием октября 1914 года, по которому машина должна была иметь полный привод и возможность движения с одинаковой скоростью вперед и назад. Конструкция полного привода у машин Эрхардт была отработана при разработке боевых платформ для зенитных пушек. Конструкция шасси обеспечивала низкий центр тяжести. Как и требовалось по ТЗ броневик имел два постав управления, действовавших на переднюю ось, симметричную схему управления, коробку передач с 4-мя скоростями в обоих направлениях.
Бронирование машины было сделано в классическом немецкой стиле «шкаф в стиле бидермайер» — всё практично, слегка громоздко и абсолютно неэлегантно. Объединенные боевое отделение и отделение управления были закрыты бронекорпусом в виде коробки из хром-никелиевой стали с наклонными лобовыми листами и наклонной крышей. В центре крыши располагалась броневая командирская башенка-барбет для командира машины. Хотя в техническом задании был отмечен экипаж в 10 человек, но в реальности он составлял 8: командир, водитель и 6 стрелков.
По периметру бронекорпуса и «командирской башенки» были расположены бойницы с броневыми задвижками, в которых можно было располагать один из трех пулеметов. По бортам машины крепились мостики для преодоления рвов и окопов. Более рационально спроектированный корпус позволял работать в бронемашине с большим удобством, чем в Даймлере/15.
От почти аналогичного броневика Daimler/15 бронеавтомобиль Ehrhardt/15 визуально отличался бронировкой радиатора, она была вертикальной, наклонным листом лобовой брони.
После предварительных испытаний с выездами к линии фронта и стрельбой в сторону французов 1-й бронеавтомобильный пулемётный взвод (Panzerkraftwagen-MG-Zug 1) перевели на доукомплектование и ревизию бронечасти. И здесь удачно подвернулся новый Румынский фронт, на который броневики без сожаления отправили. К 12 октября 1916 1-й бронеавтомобильный пулеметный взвод был полностью укомплектован матчастью и строевым составом: четыре офицера, 15 унтер-офицеров и 40 рядовых. Матчасть включала три тяжелых бронеавтомобиля — Даймлер/15, Эрхардт/15 и Бюссинг A5P, два легких бронеавтомобиля Минерва, взятые в качестве трофеев ещё в 1914-м, четыре грузовика Даймлер, НАГ (NAG) и Хорьх (Ногсh), одна автомастерская с прицепом на шасси грузовика НАГ, три легковых, из них две Вандерер и Минерва, десять пулеметов MG 08 и один легкий миномет. Судя по количеству пулеметов один из броневиков не был укомплектован третьим пулеметом.
18 октября взвод перебросили на Румынский фронт в подчинение 9-й армии. После 120-километрового марш-броска по шоссе взвод прибыл к месту дислокации в Трансильванских горах. Подразделение разделили на три группы — по одному тяжёлому и одному легкому броневику, Эрхардту пары не нашлось и он действовал отдельно в составе кавалерийского корпуса генерала Эберхарда фон Шметтова (Kavalleriekorps Schmettow). Несмотря на то, что действия всех броневиков оценивались как положительные, все бронемашины показали очень низкую эксплуатационную надежность. Сложное требующее больших объемов сервиса полноприводное шасси на крутых трансильванских дорожках часто выходило из строя. Броневики больше ремонтировались, чем воевали.
К середине ноября на ходу остался только Эрхардт, который проводил разведку боем в составе 7-й кавалерийской дивизии. 12 ноября броневик обстрелял и обратил в бегство румынский кавалерийский патруль и две роты пехоты. 6 ноября 1916 г. 1-й взвод переименовали в 1-й бронеавтомобильный пулемётный отряд (Panzerkraftwagen-MGAbteilung 1). На пользу это не пошло, почти сразу у Эрхардта/15 сломалась самая уязвимая часть — коробка передач, и машину вслед за Бюссингом и незадолго перед Даймлером отправили в Германию на капитальный ремонт.
Ремонтировали броневики так же «быстро», как разрабатывали, производили и испытывали, то есть как будто и нет никакой войны. Существует информация, что все три машины на ремонте были оснащены радиостанциями, но если для Даймлера и Бюссинга есть подтверждающие фотографии, то фотография «радиомашины» на шасси Эрхардта уже сделана на новом шасси Erhardt/17. Возможно при ремонте Erhardt/15 и не комплектовался рацией. Пока Первое пулемётное отделение «лечилось» и «ремонтировалось» германское командование заказало еще 12 машин у Эрхардта. Принципиально ни Даймлер, ни Эрхардт не отличались друг от друга лучшую сторону в плане надежности и качества, но только будущий Рейнметалл взялся модернизировать свой проект. По этой причине и был выбран именно этот производитель для небольшой серии.
Вторая часть истории первого бронированного Эрхардта началась в 1918 году. За прошедший в бездействии бронеотряда год полностью изменилась геополитическая обстановка. Противники становились союзниками, на лету образовывались новые правительства и страны. Германское правительство договорилось с Украинской радой об фактической оккупации территории для обеспечения «предотвращения общественных волнений и защиты от нападений большевистских банд». Фактически оккупировал огромную территорию бывшей российской империи от Балтийского до Черного моря германская армия занялась полицейскими функциями.
В составе двух бронеавтомобильных отрядов, отправленных на Украину, точно были и две бронемашины «первого призыва» — Бюссинг и Эрхардт. И если Бюссинг благополучно простоял в Киеве и эвакуировался назад в Вюнсдорф, то машину от Эрхардта ждала более интересная судьба. Пока отряды Красной армии были относительно слабы, даже просто появление броневиков заставляло их отступать. Но, расширяя зону контроля, немецкие части столкнулись уже с выступившими в поддержку большевистских частей Украины частями Российской Красной Армией. Германская пехота при поддержке 1-го бронеавтомобильного пулемётного отряда (Panzerkraftwagen-MGAbteilung 1) захватила Харьков и начали продвижение в сторону Курска. Но здесь везение закончилось: один Эрхардт/17 был уничтожен, а герой статьи Эрхардт/15 попал в руки Красной Армии в районе Козинок, вместе с другими трофеями.
Технические характеристики:
- Страна производства: Германская империя
- Год производства: 1915
- Производитель: Ehrhardt
- Кол-во произведенных: 1
- Боевая масса: 9000 кг
- Размеры: 5600х2000х3000 мм
- Бронирование: 5-7 мм
- Вооружение: 3 x MG-08/15
- Движитель: колесный, 4х4
- Двигатель: см3, 85 л.с.
- Экипаж: 10