Германская бронетяга. Часть 11. Daimler DZVR/21. Добит на ступенях рехсканцелярии
В 1920 году Германское правительство подписало со странами Антанты дополнительное соглашение к Версальского договору, по которому Веймарской республике разрешалось иметь на вооружении полиции 150 броневиков без возможности движения вне дорог и вооруженных максимум двумя пулеметами и 105 броневиков в 100-тысячном Рейхсвере . Сразу после этого из рейхсвера передали в полицию 50 бронемашин разных типов, а ещё на 100 появилась возможность дополнительно разместить заказ. Правительство разделило заказ на три части и разместило его у фирм Бенц, Эрхардт и Даймлер. Кроме планов просто получить бронемашины, учитывали и необходимость сохранения производств, поэтому особого конкурса не проводили, просто разослали техническое задание.
Учитывая, что не планировалось использования этих машин на поле боя, требования к броневикам были более щадящие, хотя необходимость полного привода и двух постов управления сохранялась. В отличие от военных заказов масса машин ограничивалась 12 тоннами, вертикальное бронирование должно было быть усилено до 12 мм, вооружение требовалось разместить в двух вращающихся пулеметных башнях, также определялась необходимость в командирской башенке. Верхняя часть всех броневиков выше условных бортов была практически одинакова и скорее всего имела один проект, который передавался разным производителям для изготовления.
Даймлер использовал для строительства своего броневика новое универсальное шасси, с мощными лонжеронами, низким центром тяжести, трансмиссией и двигателем от тягача KD1. Колеса нового шасси имели одинаковый диаметр, оба поста управления были оснащены полным комплектом органов управления. Для передачи момента на колеса использовалась патентованная система Даймлера, основанная на планетарной передаче. Управляемые колеса только передние.
Самым интересным в конструкции было решение боевого отделения. В нем немецкие конструкторы попробовали соединить отработанное в российской армии диагональное расположение пулеметных башен с чисто немецким требованием наличия командирской башенки. Командирская башенка была расположена между двумя стрелковыми в их мертвой зоне и не мешала стрельбе. В то же время размещение башенки потребовало большего расстояния между осями пулеметных башен в итоге обе башни выходили за пределы бронекорпуса, который в итоге был изготовлен со спонсонами для удобства стрелков. Командирская башенка возвышалась над пулеметными, обеспечивая отличный обзор.
Все три Шупо-броневика ( Schutzpolizisten-Sonderwagen) образца 1921 года от Эрхардта, Бенца и Даймлера имеют очень схожий внешний вид и одинаковую систему вооружения. Кардинально отличаются только шасси. Но вместе с тем множество мелких отличий позволяет отличить машины друг от друга. У машины Даймлер/21 бронированные кожуха фар прикреплены к боковинам защиты радиатора, в отличие от конкурентов, у которых они стояли на крыльях, коробки фар простой прямоугольной формы. Защита прожектора на башне треугольной формы. Боковой спонсон с левой стороны спереди и сзади справа треугольной формы. Задний броневой лист полностью наклонный. В передней части глушитель установлен наклонно вдоль крыла, лувров на боковой защите двигателя нет. Лобовая броня с небольшим наклоном, переход от защиты двигателя к лобовой броне сложный.
Главными недостатками бронемашин Даймлер образца 1921 года по прежнему оставалась высокая сложность обслуживания, большая масса и размеры, и соответственно высокая цена. Как машина мирного времени с большим ресурсов новый бронеавтомобиль вполне подходил, но использовать его в бою было нецелесообразно. А немцы и не пытались этого делать, в основном все машины, кроме выполнения прямых полицейских функций, применялись как учебные.
После проведения предварительных испытаний машин всех конкурентов и оценки сделанных ценовых предложений был размещен заказ на 85 машин, из них самый большой на 31 машину по проекту Специальная машина для полицейских-стрелков, бойцов «охранной полиции», аналога современного ОМОН — Schutzpolizisten-Sonderwagen был сделан у Даймлера, который и выполнил заказ неспешно до 1927 года. Машина получилась удачной и имела 5 скоростей для движения в обоих направлениях, что позволяло разгоняться до 50 км/час. В новой системе ценностей задний пост управления скорее служил для возможности двигаться по узким улицам не разворачиваясь, если например броневик уперся в баррикаду, чем выходить из боя или для растаскивания заграждений и тех же баррикад.
Шупо-зондервагены благополучно прослужили в полиции всё межвоенное время. Часть машин была утилизирована в конце 30-х, но один бронеавтомобиль прославился на весь мир, став фактически последним редутом обороны Третьего рейха — броневик Daimler DZVR/21 был подбит прямо у ступеней Рейхсканцелярии вместе с раритетным броневиком фирмы Крупп.
Единственный сохранившийся образец германского бронеавтомобиля времен Первой мировой войны находится в танковом музее в Мунстере (Deutsches Panzermuseum Munster). Машина до 1939 года служила в полиции, после чего была передана в учебную часть в Мунстере, вошедшем в западную зону оккупации, благодаря чему и сохранилась. Можно предположить, что если бы машина хранилась на территории, которую проходила Красная Армия, немцы и её бы бросили в бой, а что сделала бы с ней Красная Армия видно на фотографии от Рейхсканцелярии.
StrPzWg Daimler DZVR, Sonderwagen fur Polizeizwecke DZVR, Schutzpolizisten (Schupo), Schupo-Sonderwagen/Специальный полицейский автомобиль.
Страна производства: Германское государство (Веймарская республика)
Год производства: 1921-1927
Производитель: Daimler
Кол-во произведенных: 31
Боевая масса: 12000 кг
Размеры: 6100×2600×3360 мм
Бронирование: 8-12 мм
Вооружение: 2 x MG-08
Движитель: колесный, 4×4
Двигатель: Daimler M1574, 12020 cv3, 100 л.с.
Экипаж: 6