Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Помимо дня народного единства на 4 ноября приходится еще одна дата, которую стоит отметить всем интересующимся историей оружия. 4 ноября 1862 года, в разгар американской гражданской войны, Ричард Джордан Гатлинг получил патент на изобретенную им шестиствольную скорострельную малокалиберную пушку, которая впоследствии стала подлинным символом эпохи стимпанка в оружейном деле.
Митральеза Гатлинга оказалась наиболее удачной из многих типов пулеметов с внешним приводом, изобретенных во XIX веке. Поэтому она получила наибольшее распространение, а предложенный Гатлингом способ автоматической перезарядки путем вращения блока стволов применяется до сих пор.
Однако, наверняка, не все знают, что первый "Гатлинг", запатентованный в 1862 году, довольно сильно отличался от более поздних моделей этого оружия. Отличался он, прежде всего, тем, что был сделан не под унитарные боеприпасы. Подобно, эйджеровской "мельнице дьявола" картечница Гатлинга изначально использовала при стрельбе толстостенные стальные картриджи, фактически — сменные патронники, в которые вставлялись бумажные патроны от капсюльных ружей, а сзади на втулки надевались капсюли.
Система была простой и вполне работоспособной, но неудобной, так как каждый картридж калибром в полдюйма весил почти полкило, а снаряжать их приходилось вручную, предварительно очистив от нагара, что занимало много времени.
Уже в следующем году Гатлинг усовершенствовал механизм, переделав его под унитарные патроны с латунными гильзами. И именно этот образец был в 1865 году принят на вооружение в США, а затем и во многих других странах.
Ричард Гатлинг с портативной модификацией своего пулемета, получившей название "Гатлинг-Бульдог".
Патентный чертеж митральезы Гатлинга, на котором видна дата — 4 ноября 1862 года.
К заявке на патент Гатлинг для наглядности приложил деревянную модель своего изобретения с действующим механизмом перезарядки. Сейчас эта модель выставлена в экспозиции музея Смитсоновского института.
Схема первой гатлинговской митральезы, на которой хорошо виден патронник-картридж, а также по ней легко понять принцип действия этого оружия.
Натурный образец картечницы отличается от массивной деревянной модели гораздо большей утонченностью и изяществом.
В дополнение можно вспомнить еще об одной любопытной версии этой знаменитой митральезы, которая, в отличие от предыдущих, не обрела популярности и не выпускалась серийно, а ее изображения остались лишь на патентных чертежах.
В 1893 году Джордж Гатлинг решил для повышения скорострельности своей картечницы объединить ее с электромотором, вращающим блок стволов. Согласно расчетам, это позволяло увеличить темп стрельбы до фантастической по тем временам величины — 3000 выстрелов в минуту. Регулируя силу тока, скорострельность оружия можно было менять в широких пределах.
Понимая при этом, что источник электропитания можно найти далеко не везде (а в конце XIX века его вообще мало где можно было найти), Гатлинг предусмотрел возможность быстрого демонтажа моторного отсека и установки вместо него рукоятки с простым коническим редуктором. Таким образом электропулемет превращался в обычную митральезу с ручным приводом.
25 июля 1893 года Галтлинг получил патент на свое изобретение. Вскоре сообщения о нем появились в прессе, однако никакого интереса не вызвали. Электромитральезу все восприняли как нечто бесполезное и абсолютно ненужное, поскольку ее скорострельность считалась явно избыточной. Тем более, что она имела обычное для "Гатлингов" питание из вертикальной обоймы, а при максимальном темпе стрельбы вся эта обойма должна была "вылетать" за пару секунд.
Неизвестно, был ли сделан и испытан опытный образец, во всяком случае, фотографий его я не нашел. Возможно, намного опередивший свое время предтеча нынешних "Вулканов", "Миниганов" и ГШ-6 так и остался на бумаге.
Справедливости ради надо заметить, что Гатлинг был не первым, кому пришла в голову идея электромитральезы. Еще в 1890 году американская фирма "Крокер-Уилер энд Компани" предложила "электроприставку" для портативного "Гатлинга-бульдога". Оружие предназначалось для использования на боевых кораблях, которые к тому времени были уже, в основном, электрифицированы, а потому проблема с питанием снималась.
По заявлению фирмы, боевая скорострельность "электробульдога" составляла 1500 выстрелов в минуту. В случае прекращения подачи электричества он также мог работать от рукоятки, при этом даже не требовалось снимать двигатель, просто размыкалась соединительная муфта.
Как несложно догадаться, судьба этого оружия оказалась такой же, как и у чуть более поздней разработки самого Гатлинга: оно никого не заинтересовало и не было запущено в серию.
источники: