Французские «яки». Легкие истребители Arsenal VG 33 – VG 39
В 1936 году французское правительство предложило провести масштабную национализацию оборонной промышленности, в том числе и авиастроительной промышленности. 11 августа 1936 года Сенат проголосовал за закон, и в первом квартале следующего 1937 года была проведена национализация. Французские авиастроительные компании были объединены по географическому признаку в шесть национальных объединений, две трети капиталов которых принадлежали государству. Первоначально расположенная в Виллакубле компания Breguet была оставлена в стороне, но затем она была включена в состав государственной компании Arsenal de l’Aéronautique (Arsenal), директором которой стал инженер Мишель Вернис. Предполагалось, что в Виллакубле будут созданы прототип ы самолетов, которые серьезно опередят продукцию других компаний.
После нескольких нереализованных проектов началась разработка легкого истребителя VG-30, оснащенного новейшим оппозитным двенадцатицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Potez 12Dc мощностью 448 кВт (610 л.с.). В конечном итоге проблемы с доводкой двигателя Potez 12Dc привели его к замене на 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12X мощностью 690 л.с. (507 кВт). Проект был переработан, и в октябре 1938 года макет легкого истребителя VG-30 C-1 был представлен на парижском авиасалоне.
В типовом обозначении легкого истребителя литеры VG означали первые буквы фамилий директора компании Arsenal Мишеля Верниса (V – Vernisse) и инженера Жана Гальтье (G – Galtier); последний последовательно выступал за самолеты цельнодеревянной конструкции, которая доведена до высокого технологического уровня. В этом он был поддержан тогдашним министром авиации Пьер Кот, который в эйфории заявил, что благодаря этому у Франции в случае войны будет неограниченное количество истребителей…
Испытания VG-30 C-1 прошли успешно, но на тот момент во Франции уже поступал на вооружение легкий истребитель Caudron C-713, поэтому Жан Гальтье посвятил себя задаче создания истребителей с высокими летными характеристиками. Для варианта VG-31 он хотел использовать более мощный 860-сильный (632 кВт) двигатель HS-12Y-31 и крыло с площадью 12 кв. метров вместо 14 кв. метров. Испытания в аэродинамической трубе показали, что VG-31 будет обладать меньшей устойчивостью, меньшей маневренностью и увеличенной посадочной скоростью. Небольшое увеличение максимальной скорости не компенсировало всех перечисленных выше недостатков. Крыло было использовано для статических испытаний, а фюзеляж был использован при изготовлении третьего прототипа легкого истребителя VG-33. Это уже был истребитель, предназначенный для серийного производства и заказанный в пяти прототипах. Первый прототип VG-33-01, оснащенный двигателем HS-12Y-31, совершил свой первый полет 25 апреля 1939 года. В ходе испытаний машина, вооруженная 20-мм мотор-пушкой HS-404 и четырьмя крыльевыми 7,5-мм пулеметами MAC-34M-39, на высоте 5200 метров разогналась до скорости 558 км/ч.
После успешных испытаний в марте 1940 года первый прототип VG-33-01 перелетел в Сартрувиль на завод Национального общества самолётостроения северной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Nord – SNCAN) и послужить образом для серийного производства. Предполагалось, что второй прототип VG-33-02 получит высотный двигатель HS-12Y-49, но этого не произошло. Второй прототип VG-33-02 был оснащен двигателем HS-12Y-31 и совершил свой первый полет 25 февраля 1940 года. Третий прототип VG-33-03 соединил в себе фюзеляж нелетавшего прототипа VG-31 и крыло первого VG-33-02. Этот самолет был отправлен Национальному обществу самолётостроения северной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Nord – SNCAN) в качестве технологического образца. Четвертый экземпляр VG-33-04 изготавливался и был завершен как VG-35-01.
Из-за отсутствия собственных двигателей большей мощности для VG-33-05 был заказан американский рядный двигатель Allison V-1710-C15 мощностью 1040/1150 л.с. (764/845 кВт); машина была переименована в VG-32. Однако американский двигатель не позволял установить пушку и поэтому крыло было модифицировано для размещения в каждой консоли по одной 20-мм пушке и одному 7,5-мм пулемету. Прототип должен был подняться в воздух в июне 1940 года, но немцы захватили Вилалкубле раньше. VG-34-01 получил высотный двигатель HS-12Y-45 и фюзеляж VG-33-02. Свой первый полет он совершил 20 января 1940 года и в ходе испытаний разогнался до скорости 576 км/ч.
Первый прототип VG-36-01, оснащенный двигателем HS-12Y-51 мощностью 1000/1100 л.с. (735/808 кВт), совершил свой первый полет 25 февраля 1940 года и позднее претерпел ряд модификаций. Они привели к созданию окончательного варианта прототипа VG-36-01 со значительными усовершенствованиями аэродинамики подфюзеляжного тоннеля, размещавшего в себе радиатор системы охлаждения двигателя. Вскоре после полета, состоявшегося 14 мая 1940 года, была измерена максимальная скорость, которая на высоте 7000 метров составила 590 км/ч. VG-36 должен был постепенно заменить в производстве VG-33.
VG-37 остался в проекте и представлял собой VG-36, оснащенный турбонагнетателем компании Шидловского, тогда как VG-38 – турбонагнетателями Brown-Boveri. Последним представителем семейства легких истребителей компании Arsenal стал VG-39, оснащенный двигателем HS-12Z мощностью 1200 л.с. (882 кВт) и совершившим свой первый полет 3 мая 1940 года. Помимо пушки, он также был вооружен шестью пулеметами и на высоте 5700 метров развивал скорость 625 км/ч. Эта модель также предназначалась для серийного производства.
Однако в серийное производство был запущен только VG-33. Контракт на производство этих легких истребителей был заключен во время мюнхенского сговора; национальное общество SNCAN должно было изготовить 200 истребителей. Постепенно были подключены другие предприятия SNCAN и компания Рене Кузина, которая специализировалась на работе с деревом. Однако, вопреки ожиданиям, производство истребителей шло очень медленно, так как обнаружилось, что во Франции имелись лишь небольшие запасы качественной еловой древесины и шпона. Французы закупали материалы в Великобритании и Канаде, рассчитывала на поставки из колоний и хотели купить в Румынии, но румынская еловая древесина была значительно низкого качества. В мае 1940 года только национальному объединению SNCAN были выданы заказы на тысячу истребителей VG-33. Также компания Michelin должна была выпускать VG-32 с двигателями Allison.
Первый серийный VG-33 смог подняться в воздух только 21 апреля 1940 года, два других – в мае. На аэродроме Орлеан-Бриси из прототипов была создана экспериментальная эскадрилья EAA-301. Хотя позднее в эскадрилью было добавлено несколько первых серийных машин, ее боеготовность имели лишь теоретический характер. Два VG-33 были переданы истребительной авиагруппе GC1/2, которую первой предполагалось перевооружить с MS-406, но «тридцать третьи» приняли участие только в отступлении. В производстве находились 190 истребителей VG-33, из которых 19 были практически завершены. Перед отступлением они были уничтожены. На неоккупированной части Франции осталось всего пять, отправленных на хранение в Шатору. Когда в ноябре 1942 года немцы оккупировали остальную часть Франции, то нашли только два самолета.
Так бесславно закончилась история самолета, который мог бы стать большой надеждой французской истребительной авиации.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Arsenal VG-33
Назначение: легкий истребитель
Статус: серийное производство
Компания-производитель:
прототипы – Arsenal de 1’Aéronautique, Виллакубле
серийное производство – национальное объединение SNCAN (Nord), Сатрувиль и Меот; компания Рене Кузина, Ла-Рош-сюр-Йон; компания Michelin, Клермон-Ферран
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-31 мощностью 860 л.с. (632 кВт)
Размеры:
размах крыла 10,80 м
длина 8,55 м
высота 3,35 м
площадь крыла 14,00 м²
Масса:
пустого самолета от 1800 до 2022 кг.
взлетная
• нормальная 2450 кг
• с перегрузкой 2720 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 5200 метров 558 км/ч
крейсерская скорость 442 км/ч
время набора высоты
• 3000 метров – 3,9 мин.
• 5000 метров – 6,4 мин
практический потолок 11000 м
дальность полета
• с внутренним запасом топлива (400 л) 1060 км
• с дополнительными баками (600 л) 1560 км
источник: Text: Václav Němeček Výkres: Stanislav Smékal «Letadla 39-45: Arsenal VG-33 až 39» «Letectví + kosmonautika» 1991-07, str.29(269); 1991-10, str.42(420)
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-francuzskie-yaki-legkie-istrebiteli-arsenal-vg-33-vg-39