Французские «бурнелли». DB 70 и его потомство Часть 2.2
Большие маневры
После европейского турне Junkers G 38 даже самые недальновидные умы стали беспокоиться относительно ускоренного роста пассажирской авиации в соседней Германии и задаваться вопросом:
«даже если не учитывать воинственный и вероломный характер нашего соседа, то для чего создается этот гражданский флот, который отлично подходит для военных целей в случае конфликта?»
В командовании ВВС Франции был большой интерес к концепции использования гражданских самолетов в военных целях, и ее проверка была осуществлена в сентябре 1931 года в рамках учений «Восток». Командовавший маневрами генерал Клодель (Claudel) обратился с просьбой в министерство авиации, и последнее немедленно передало в его распоряжение DB 70 – единственный сертифецированный коммерческий самолет большого тоннажа. 7 сентября в соответствии с выданным ордером самолет был реквизирован на аэродроме Мериньяк. 9 сентября самолет после испытательного полета взлетел и спустя пять часов приземлился в Реймсе. Сразу после прибытия DB 70 с четырнадцатью офицерами на борту совершил демонстрационный полет с выполнением ряда маневров.
Следует сказать, что полеты во время учений не являлись туристическими или полетами по осмотру достопримечательностей. 11 сентября в 17:00 на борт самолета был загружен специальный отряд военно-воздушных сил из двадцати человек под управлением капитана Жинесте (Ginestet), которому было приказано уничтожить ряд целей в тылу «синих». Декамп вывел отряд к месту парашютирования в районе Аттиньи (Attigny). Ночью «коммандос» атковали шлюз Живри (Givry), железнодорожный мост через реку Эна (Aisne), обводной канал от Рилли (Rillye) к Э (Aies) и армейские топливные склады. Все цели были условно уничтожены. На следующий день в 7:00 Декамп и его самолет забрали «коммандос» в районе фермы Бомон (Beaumont) и в 8:00 приземлились в Реймсе.
DB 70 во время маневров приземлился в районе Эны и высадил отряд «коммандос», сентябрь 1931 года
После успеха в первой операции генералы Вейган и Клодель решают вновь задействовать в учениях самолет и отряд «коммандос». 15 сентября во второй половине дня DB 70 вылетел из Реймса в направлении Шалон-сюр-Марна (Châlon-sur-Marne). После подхода на малой высоте самолет в 17:00 приземлился на поляне неподалеку от Машо (Machault), и из расположенных в хвостовых балках боковых кают выбежали «коммандос». Посадка происходила настолько быстро, что присутствовавшие министр и генералы не смогли пронаблюдать за всем ходом операции. В то время, когда DB 70 направлялся в сторону Реймса, отряд «коммандос» начал 14-километровый марш-бросок через подлесок. После завершения марша отряд атаковал и условно уничтожил полк, покинувший свое место расквартирования в Бетенивилле (Betheniville).
По результатам двух операций командование признало эффективность нового вида боевых операций, о котором высокопоставленные представители командования вскоре забыли… Что же касается DB 70, то по окончании маневров самолет был возвращен компании и занялся более мирными делами.
В продолжительный полет над полями Шампани были взяты военный министр и министр авиации, а также генералы Вейган, Клодель, Шабер (Chabert), Жерар (Gérard), Барес (Barès), де Вернетт (de Vergnette), Мишо (Michaud), Эрго (Hergault) и Поли-Маркетти (Poli-Marchetti). Однако рекордные количество и вес звезд и погон, которые нес самолет на 100-километровом маршруте, не могли претендовать на регистрацию в ФАИ. Доказав на маневрах свои летные и эксплуатационные качества, самолет возвратился в Бордо, сделав по пути остановки в Бурже и Пуатье.
Однако в Мериньяке DB 70 задержался недолго, причиной чему скорее всего был процаесс сборки тяжелого бомбардировщика AB 20, занимавшего в тот момент не только умы и сердца руководства, инженеров и рабочих компании SAB, но и место в ангаре, в котором обычно находился DB 70.
В забвении…
В начале декабря DB 70 был возвращен в Виллакубле; пилотировали самолет Декамп и инженер STIAé лейтенант Жуи (Jouy). 15 декабря самолет был участником большой выставки прототипов, организованной для показа парламентариям из Палаты представителей и Сената во главе с министром авиации и г-ном Альбером Каку, а также генералами Поли-Маркетти и Фекуаном (Fequant). В последующие дни выставку посетил президент республики и выразил восхищение новыми машинами, особо выделив DB 70 из более чем сотни представленых самолетов. Затем на прототипы было разрешено взглянуть представителям авиационной прессы, и Декамп воспользовался случаем показать пресыщенным журналистам, как с высоты птичьего полета прекрасно выглядят Версальский дворец и его окрестности. Декамп выполнил два полета, каждый раз беря на борт более двадцати человек. Пассажиры, не видя ранее творчества Андре Ле Нотра [1] в таком ракурсе, восхищались причудливыми арабесками версальских садов.
DB 70 в окончательной конфигурации с номером гражданской регистрации на борту F-ALPC
Имея столь удачное окончание года, DB 70 возвратился на новогодние праздники в провинцию, и в конце января 1932 года самолет был возвращен в Виллакубле, где под управлением лейтенанта Жуи машина была представлена военным пилотам из состава группы новых самолетов (Groupe des Avions Nouveaux). В сентябре 1932 года в составе этой группы большой трехмоторный самолет принял участие в проводившихся в Шампани маневрах, а в начале 1933 года был возвращен в Мериньяк.
В сентябре 1933 года DB 70, наконец, принял участие в официальном авиационно-спортивном мероприятии: третьем перелете самолетов-прототипов по городам Франции. 9 сентября караван самолетов национальной федерации аэронавтики стартовал в Орли, но самолет-гигант компании SAB присоединился к остальным участникам только 11 сентября в Бурже. Пуатье, Сен-Бриё (Saint-Brieuc), Абвиль, Аррас, Дуэ, Реймс, Мец, Эпиналь (Epinal), Бельфор и Труа видели, как тяжелая трехмоторная машина садилась на их аэродромы. 17 сентября авиаперелет завершился возвращением в Орли.
К этому времени трехмоторный воздушный гигант с честью выдержал все мыслимые и немыслимые испытания, которым он был подвергнут. К большому сожалению, применение, на которое DB 70 мог претендовать своими характеристиками, не было найдено ни среди гражданских авиакомпаний, ни среди военных. В конечном итоге самолет в декабре 1933 года был отправлен в расположенную в Версале школу подготовки пилотов тяжелых самолетов, где его карьера и подошла к концу…
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Dyle et Bacalan DB 70
Назначение: пассажирский самолет
Статус: опытный
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: три 12-цилиндровых V-образных двигателя жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Lbr, развивавших мощность по 600 л.с. каждый
Размеры:
размах крыла 36,952 м
длина 19,810 м
высота 6,16 м
площадь крыла 218 м²
Вес:
пустого 7600 кг
общий 13 000 кг
удельная нагрузка на крыло 59,6 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 7,25 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость 200 км/ч
крейсерская скорость на высоте 1000 метров 180 км/ч
посадочная скорость 80 км/ч
время набора высоты 1000 метров 30 минут
практический потолок 3800 м
дальность полета 1000 км
- [1] французский ландшафтный архитектор, сын главного садовника Тюильри Жана Ленотра – придворный садовод Людовика XIV, с 1657 года – генеральный контролер королевских зданий. Прежде всего он известен как автор проекта создания и последующих реконструкций королевских садов и парка в Версале https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленотр,_Андре
источник: Michel BORGET «LES «BURNELLI» FRANCHIS: le DB 70 et sa progéniture» // Le Fana de l'Aviation 1970-03 (009)