Время от времени на сайте (и не только) в различных темах и комментариям к ним возникает вопрос об участии оккупированной Европы в производстве военной техники для нацистской Германии. Вот совсем недавно опять всплыли данные о «3000 самолетах», произведенных французскими заводами для «Люфтваффе». С другой стороны, непонятно, какие это машины, когда построены, кем конкретно и правда ли, что их именно 3000 шт. Вот я и решил разобраться с этим вопросом.
Французский авиапром до войны 1939 года переживал не лучшие времена: «политика прототипов» и хроническая нехватка денег привели к значительному устареванию самолетного парка Armée de l'Air. С другой стороны, национализация авиастроительных предприятий обеспечила укрупнение существующих мощностей, позволила централизовать управление и дала возможность организовать эффективное распределение ресурсов. К лету 1940 года французские ВВС получали до 400 самолетов в месяц. И эта продукция не была потеряна даром – во Франции Люфтваффе понесло огромные потери (2073 самолета за 42 дня – ок. 50% от первоначального состава), сыгравшие не последнюю роль в проигрыше «Битвы за Англию».
После поражения 1940 года основные центры французского авиастроения (в первую очередь Париж и его пригороды) оказались в зоне немецкой оккупации. Из крупных предприятий в распоряжении Виши оказались только сборочные цеха Тулузы (объединение SNCAМ). Попали под контроль немцев и основные производители авиамоторов: Gnome-Rhône и Hispano-Suiza. Как же использовали немцы полученные возможности? Какие машины им удалось запустить в производство?
Из всего многообразия вполне удачных французских самолетов для немецких Люфтваффе выпускалось только два типа. Caudron C.445 Goeland был спроектирован Марселем Риффардом в 1934 году и представлял собой двухмоторную пассажирскую машину. Он оказался одним из наиболее успешных самолетов своего времени и производился в больших количествах. Для французских ВВС выпускалась модификация С.445, и 54 таких транспортника достались немцам в качестве трофеев. Оценив приобретение, представители Люфтваффе предложили фирме Caudron продолжить производство, теперь для нужд великой Германии. Кстати, эта компания принадлежала Луи Рено (с 1933 года), известному приверженцу идеи сотрудничества с немцами. Его же цеха в Бианкуре снабжали С.445 двигателями. Объемы производства транспортника составили: 1941 – 62, 1942 – 334, 1943 – 119 экземпляров.
Другой французской машиной, выпускавшейся для Люфтваффе, стал Potez 63.11 – многоцелевой вспомогательный самолет. Сборочной линии в Ле Мюро было приказано возобновить работу в 1941 году и собрать из довоенного задела 120 экземпляров этого разведчика. Все они использовались в немецких учебных частях, как и 80 трофейных Potez 63.11. Кроме того, выполнялись румынские заказы: 10 поставили в 1941 году и 53 – в 1942 году.
Перейдем к немецким машинам. В 1941 году фирма «Зибель» успешно испытала легкий вспомогательный самолет под обозначением Si.204. Было решено, что серийный выпуск этих машин будет развернут на оккупированной территории, с целью высвободить производственные мощности для более приоритетных образцов. Подходящими исполнителями показались французское объединение SNCAC и чешские фирмы «Аэро», «ЧКД-Прага», «Вальтер». Во Франции освоение «немцев» было завершено в конце 1942 года. Завод SNCAC в Бурже получил заказ на 450 экземпляров Si.204D и приступил к работе. Кстати «Зибель» оснащался двигателями Argus As-411 и есть информация, что они производились здесь же, во Франции, фирмой Renault как Renault 12S. Впрочем, сборка Si.204D разворачивалось вяло: сказывались нехватка комплектующих и квалифицированных кадров, нередкими были акты саботажа. В августе 1944 работы прекратили, а всего выпустили 168 экземпляров: 1942 – 21, 1943 – 110, 1944 – 37. Для сравнения, в Чехии произвели 1007 Si-204.
Тактический разведчик Fw.189 Uhu, знаменитая «рама» тоже выпускался во Франции. Производство перевели из Бремена на завод объединения SNCASO в Бордо в конце 1941 года. Кстати, как и Si-204D, «сову» также заказали чешским авиастроителям – те отгрузили Люфтваффе 151 экземпляр за 1941 год и 182 за 1942. Французы раскачались лишь в 1942 году, сдав 87 разведчиков. Зато к сентябрю работники SNCASO сдавали по 20 машин в месяц. К февралю 1943 года завод в Бордо остался единственным, кто выпускал Fw.189 – сами немцы и чехи перешли на другую продукцию. Объем производства во Франции составил: 1942 – 87, 1943 – 194, 1944 – 12 экземпляров.
Другим немецким разведчиком, выпускающимся во Франции, стал сверхлегкий Fi.156 Storch. Сборку «Аиста» поручили парижской фирме Morane-Saulnier, сборочные цеха которой располагались в Пюто (Puteaux). Производство началось в апреле 1942 года, и к декабрю Люфтваффе был поставлен 121 самолет. Опять-таки, привлекли и чехов – их завод в Чосене сдал первые Fi.156 в 1943 году. К этому моменту завод в Пюто уже практически полностью заменил работников Касселе и выпустил 403 машины. Сборка продолжалась до августа 1944. Всего объемы производства Fi.156 во Франции составили: 1942 – 121, 1943 – 403, 1944 – 260 экземпляров. Плюс 2 опытных Fi.256.
Учебно-тренировочный самолет Bf.108 Taifun был разработан фирмой Messerschmitt в 1934 году. Он был принят на вооружение Люфтваффе в качестве самолета связи и использовался авиационной службой для выполнения таких задач, как снабжение и буксировка. В 1942 году производство Bf.108 было перенесено на завод SNCAN в Ле Мюро. Всего объемы производства этих самолетов во Франции составили: 1942 – 50, 1943 – 108, 1944 – 12 экземпляров.
Другой учебно-тренировочный самолет – Arado Ar.96 – совершил свой первый полет в 1938 году. Эта очень удачная машина была выпущена в огромных количествах (11 500 экземпляров), в том числе и французскими производителями (опять вслед за чехами). Производство машин было налажено на заводах фирмы SIPA во Франции, но число готовых машин неизвестно (здесь собиралась модификация Ar.396).
Получил французскую прописку и еще один знаменитый немецкий самолет – «Тетушка Ю» Люфтваффе. Этот транспортный труженик в варианте Ju.52/3m был запущен на заводе компании Amiot в Коломбэ, причем подряд на консоли, оперение и шасси для него получило объединение SNCASO, а сборка осуществлялась в Виллакублэ. Работы начались в 1942 году, а к концу 1943 года выпустили уже 321 самолет. Собирали Ju.52 также в Венгрии. Всего объемы производства этих транспортников во Франции составили: 1942 – 40, 1943 – 321, 1944 – 155 экземпляров.
В 1941 году в Голландии был возобновлен выпуск летающих лодок Do.24 (строились там до войны по лицензии для голландских ВВС). Одновременно росли и потребности в спасении на море, что потребовало расширить выпуск Do.24. Летом 1942 года к производству был подключен бывший завод фирмы CAMS в Шатревилле (близ Парижа). Здесь до войны собирались как раз летающие лодки и первую «Дорнье» сдали уже в октябре 42-го. В дальнейшем работы застопорились, и за 1943 год сдали лишь 20 машин. Летом 1944 года завод был эвакуирован – приближались союзники. Всего объемы производства ЛЛ во Франции составили: 1942 – 2, 1943 – 20, 1944 – 26 экземпляров. Для справки – в Голландии изготовили 170 экземпляров Do.24.
Единственным боевым самолетом, и то довольно условно, выпускающимся французами для немцев, стал Arado Ar.196. Спроектированный как корабельный разведчик и патрульный самолет, «Арадо» активно использовался как морской истребитель. За сборку поплавкового разведчика взялся завод объединения SNCASO в Сент-Назере. Однако там собрали только десять 13 Ar.196A в 1942 году и 10 – в 1943 году. В марте 1943 года производство перевели на завод Фоккера в Амстердам.
Итак, получается, с 1941 по 1944 год было выпущено: 515 C.440, 120 Potez 63.11, 168 Si.204, 293 Fw.189, 784 Fi.156, 170 Bf.108, 23 Ar.196, 516 Ju.52 и 48 Do.24 (плюс некоторое количество Ar.396). Всего 2637 летательных аппаратов. По годам выпущено: 1941 – 182, 1942 – 668, 1943 – 1285, 1944 – 502 самолета. Можно сделать некоторые выводы:
1. Немцы организовывали на территории Франции производство исключительно вспомогательных машин: транспортных, учебных, разведывательных, спасательных. В Берлине однозначно не доверяли французам.
2. Цифра 3000 самолетов, гуляющая по «интернетам», не соответствует действительности, хотя реальные объемы выпуска для Люфтваффе приближаются к этому количеству.
3. Развертывание производства во Франции определенным образом разгружало заводы в Германии для выпуска боевых самолетов. Так, Fi.156 занимал место Вf.109 (позже Fw.190), Fw.189 высвободил мощности под сборку Fw.190, Bf.108 – Вf.109, Si.204 – Ju.88. С другой стороны, эти самолеты нельзя считать один к одному. Беря максимальное число, французские заводы выпустили приблизительный эквивалент 200 Fw.190, 100 Вf.109 и 85 Ju.88. Fw.189, Ju.52 и Do.24 «менять» не будем – они важны сами по себе. Получается, за три с половиной года вся французская промышленность выпустила эквивалент 300 истребителей и 85 бомбардировщиков. Не густо!
Итак, факт активного участия французской авиационной промышленности в пополнении авиапарка Люфтваффе полностью подтверждается. С другой стороны, однозначно можно отметить – даже в условиях дефицита материалов, потенциал оккупированной Франции в самолетостроении был использован немцами откровенно слабо.
* * *
В работе над статьей использовались материалы сайта «Уголок неба» (привет Вадиму Петрову), а также других открытых сетевых источников. Статья размещается в сокращенном виде.