Флагман французской артиллерии Холодной войны. САУ GCT AUF1

18

В начале 1970-х годов в арсенале французской самоходной артиллерии имелись две модели отечественного производства: самоходная артиллерийская установка (САУ) AMX MK61 калибра 105 мм и САУ AMX F3 калибра 155 мм. Обе системы были разработаны в 1950-е годы на базе лёгкого танка AMX-13, но уступали основной артиллерийской установке НАТО — американской 155-мм САУ М109 практически по всем характеристикам. По политическим мотивам закупка американской артиллерийской системы была нецелесообразной, поэтому французское руководство приняло решение о создании нового поколения собственной САУ. Ей как раз и стала САУ GCT AUF1. Речь о которой пойдёт ниже.

Содержание:

Конструкция

Разработка новой самоходной артиллерийской установки началась в 1969 году. Было принято решение использовать шасси основного боевого танка AMX-30. Калибр орудия — «натовский» стандарт 155 мм, был выбран вполне естественно. Требование установки орудия в полностью закрытой поворотной башне и оснащение САУ системой защиты от оружия массового поражения не было чем-то революционным — все это уже было реализовано на американской САУ М109. Однако требование оборудовать САУ механизированной боеукладкой должно было обеспечить превосходство огневой мощности французской артиллерийской системы над американской, что должно было дать ей преимущество на внешних рынках. Кроме того, новая САУ должна была сохранять боеспособность при широком диапазоне температур окружающего воздуха — от -30 до +60 °С.

Самоходная артиллерийская установка под названием GCT (Grande Cadence de Tir, что означает «скорострельная») или же Auf1 – это закрытый вид боевой машины, размещенный на шасси танка AMX-30. Вес САУ уменьшен на 2 т в сравнении с базовым танком благодаря более тонкой броне. Расположение компонентов конструкции соответствует базовому танку: в передней части находится отделение управления, где расположено рабочее место механика-водителя, в средней части расположено боевое отделение с полноценной башней, способной вращаться на 360°, а в задней части находится моторно-трансмиссионное отделение.

Общий вид САУ AUF1.model-miniature.

Общий вид САУ AUF1.
model-miniature.

Перед французскими конструкторами не ставилась задача сделать машину с возможностью перевозки самолетами военно-транспортной авиации, поэтому они не ограничивались жесткими габаритными ограничениями грузового отсека военно-транспортного самолёта. Башня САУ была выполнена довольно высокой, чтобы вместить солидный боекомплект из 42 выстрелов, механизированную боеукладку и обеспечить комфортные условия работы для трех членов экипажа: командира (справа-сзади от орудия), наводчика (перед командиром) и заряжающего (слева от орудия). На крыше башни расположены два откидных одностворчатых люка (в командирской башенке и над местом заряжающего), а в бортах – две большие двери. Фронтальная броневая плита башни установлена под углом, а боковые стенки вертикальные. Кормовая стенка имеет небольшой отрицательный угол наклона. Толщина брони башни составляет всего 20 мм.

Башня AUF1 крупным планом.model-miniature.co

Башня AUF1 крупным планом.
model-miniature.co

Установленное в башне орудие калибра 155-мм имеет ствол длиной в 40 калибров и объем зарядной каморы, равный 19,51 литра. Затвор у орудия — клиновой горизонтальный типа. Штатный привод для открытия и закрытия затвора  гидравлический, есть так же аварий ручной привод. Механизм спуска электромеханический. Орудие также оснащено двухкамерным дульным тормозом. Угловой диапазон вертикальной наводки орудия, составляет от -4 до +66 градусов.

Само орудие установлено в цилиндрической люльке. Противооткатные устройства используют гидропневматические. Длина отката является постоянной и составляет 950 миллиметров при любых углах возвышения орудия. Во время стрельбы с полным зарядом, давление пороховых газов в стволе достигает 300 мегапаскалей. Живучесть ствола орудия составляет 4000 выстрелов.

В задней части башни расположена механизированная боеукладка. Справа от неё размещены 42 снаряда (7 рядов по 6 снарядов), а слева такое же самая количество зарядов в сгораемых гильзах. В основном, для самоходной артиллерийской установки используются две стандартные комплектации снарядов: 36 осколочно-фугасных и 6 дымовых, или же 30 осколочно-фугасных, 6 дымовых и 6 осветительных. Заряжающий механизм обслуживается с пульта. В случае аварийной ситуации возможно ручное заряжание, при этом помощь может оказать механик-водитель, обученный выполнять функции второго заряжающего. Пополнение боекомплекта осуществляется через два больших откидных люка в задней стенке башни, которые обеспечивают доступ к укладкам снарядов и зарядов.

Боеукладка САУ AUF1.

Боеукладка САУ AUF1.

Дополнительное вооружение на этой боевой машине включает в себя два варианта: пулемет калибром 7,62 мм или 12,7 мм, который установлен на турели, расположенной рядом с люком заряжающего. В первом случае, боекомплект составляет 2050 патронов, а во втором – 800. Также, на нижней части переднего бронелиста башни, установлены два двуствольных гранатомета калибром 80 мм.

Силовая установка и ходовая часть этой САУ соответствуют базовому танку. В моторно-трансмиссионном отделении установлен мощный 12-цилиндровый дизельный двигатель HS110-2 мощностью 720 л. с. Этот двигатель является четырехтактным и работает на различных видов топлива. Для передачи мощности двигателя на ведущие колеса используется механическая трансмиссия SSD-200D, которая предоставляет пять передач для движения вперед и пять для движения назад. Во время производства, на эту машину стали устанавливать силовую установку и трансмиссию, аналогичные тому, что используется на танке AMX-30V2. Эта установка включает в себя дизельный двигатель «Рено-Мак» Е9 мощностью 750 л.с. и гидромеханическую КПП. Объем топливных баков составляет 960 л и они размещаются как в моторно-трансмиссионном отделении, так и в отделении управления.

Ходовая часть включает в себя пять опорных катков и пять поддерживающих роликов на каждый борт. Опорные катки имеют две стальные ступицы и резиновые бандажи, и они выполнены из алюминиевого сплава. Для обеспечения плавности хода, на первом и пятом опорных катках также установлены гидравлические амортизаторы. Сама подвеска является торсионной.

Для работы этой самоходной артиллерийской установки в режиме с выключенным мотором, используется вспомогательная силовая установка – бензиновый двигатель «Ситроен» GAP мощностью 8 л. с.

На САУ установлены следующие средства связи, радиостанция TRVP 11 или TRVP 13, которые установлены на рабочем месте заряжающего, а также танковый переговорный устройство (ТПУ). На задней части башни находится гнездо для подключения полевого телефона к ТПУ.

 Проекции САУ AUF1. the-blueprints.com


Проекции САУ AUF1.
the-blueprints.com

Боекомплект

Основным типом снарядов, применяемых САУ AUF1, является mod. 56/69 (OE 155 56/69) массой более 40 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляет 21 км, а усовершенствованным mod. F1 (OE 155F1) — 23 км. Кроме того, в боекомплект входят следующие снаряды:

  • дальнобойный осколочно-фугасный LU211 (дальность стрельбы — 24 км);
  • дымовой mod. F2A (OFUM 155) массой 40 кг и дальностью стрельбы 20 км;
  • осветительный OECL 155F1 (дальность стрельбы — 21 км);
  • кассетный OMI H1, снаряжённый шестью противотанковыми минами (масса — 46 кг, дальность стрельбы — 18 км);
  • кассетный OGRE, снаряжённый кумулятивно-осколочными поражающими элементами (масса — 45 кг, дальность стрельбы — 18 км).

Самоходная артиллерийская установка имеет возможность использовать все снаряды произведённые в странах НАТО, включая широко распространенные американские боеприпасы М107. Допускается также стрельба снарядами, оснащенными донными газогенератором на дне (их максимальная дальность составляет 28 км), а также активно-реактивными снарядами (с дальностью стрельбы до 32 км). Минимальная дальность стрельбы с закрытых позиций составляет 4,2 км (при угле возвышения 11,25° и заряде №1). Для стрельбы из установки АуФ1 используются заряды с переменными параметрами в сгораемых гильзах. Всего таких зарядов семь, и они обеспечивают начальную скорость снаряда в диапазоне от 350 до 800 м/с.

Механизм заряжания машины позволяет выполнить три выстрела за 15 секунд или шесть за 45 секунд. При стрельбе длительное время, установка может осуществлять 72 выстрела в час.

Испытания, производство и совершенствование

Разработку САУ GCT и постройку прототипов осуществлял центр EFAB в Ле-Бурже. 11 января 1972 года состоялась презентация прототипа Р1 (отличавшегося от последующих прототипов и серийных самоходок конструкцией передней части башни и типом уравновешивающего устройства). В том же году к испытаниям подключился образец Р2, всего же изготовили семь прототипов AUF1 и десять (по другим данным — шесть) предсерийных САУ. В 1977 году Минобороны Франции заказало первую серийную партию: 80 самоходок. Производство осуществлял завод ARE в Руане, принадлежащий концерну GIAT. Поставки серийных машин французской армии начались в 1979 году. Характерно, что производство самоходок на экспорт (для Саудовской Аравии) началось годом ранее.

Армия Франции получила 276 САУ, в том числе 179 в базовом варианте AUF1 и 97 в модернизированном AUF1T. Поставки последних осуществлялись в 1988–1996 годах. Вариант AUF1T отличается наличием механической гироплатформы CITA 20, обеспечивающей автономную навигацию и определение азимута, доработанным (с целью повышения надёжности) механизмом заряжания и газотурбинным вспомогательным двигателем «Жёводен» фирмы «Микротурбо» мощностью 16 л.с. (вместо бензинового).

AUF1 на параде в честь Дня взятия Бастилии.defense.gouv.fr

AUF1 на параде в честь Дня взятия Бастилии.
defense.gouv.fr

В 2004 году начались поставки модернизированных САУ AUF1TА (они не производились «с нуля», а дорабатывались из уже выпущенных самоходок). Главным отличием этого варианта является установка баллистического вычислителя CALP CS2002, благодаря которому САУ превратилась в автономную боевую единицу, способную выполнять огневые задачи самостоятельно, а не в составе батареи. Также были установлены новая радиостанция PR4G, приёмник спутниковой навигационной системы GPS и программирующее устройство взрывателей PRISM. Первоначально армия Франции предполагала модернизировать до уровня AUF1TА более 100 машин, но в связи с сокращением вооружённых сил это число снизилось примерно вдвое.

Следующим этапом совершенствования самоходки GCT должно было стать её оснащение новым орудием со стволом длиной 52 калибра и зарядной каморой объёмом 23 л. САУ, обозначавшаяся как AUF2, соответствовала новому стандарту НАТО для 155-мм артиллерии и могла вести огонь с применением модульных зарядов MCS. Однако в 2003 году французская армия отказалась от закупок AUF2 в пользу колёсных САУ «Цезарь». Не увенчались успехом и попытки продать эту самоходку за рубеж, несмотря на то, что разработчик декларировал возможность установки башни (как от AUF1, так и от AUF2) на шасси по требованию заказчика. В целом особенностью конструкции САУ AUF является размещение в башне всех ключевых элементов самоходки, а также боекомплекта (пространство внутри корпуса практически не используется). Благодаря этому возможна установка башни на практически любое шасси, подходящее по грузоподъёмности. Ещё в 80-е годы вариант AUF1 на шасси «Леопарда» 1 предлагался Бельгии, Нидерландам и Норвегии. Индии предлагались самоходки на базе танков Т-72 и «Арджун», а для продажи в другие страны — на шасси «Леопарда» 2. На базе Т-72 даже построили прототип САУ, но до серийного производства дело не дошло из-за отсутствия заказов.

Прототип САУ AUF1 на шасси танка Т-72:

Служба и боевое применение

В 1979 году 40-й артиллерийский полк армии Франции, дислоцированный в Сюиппе, получил первые шесть САУ AUF1. Поступление на вооружение новых самоходок совпало с реорганизацией армии: вместо механизированных дивизий формировались бронетанковые. К 1985 году сформировали шесть таких дивизий, каждая из которых по штату располагала двумя артиллерийскими полками. Полк, в свою очередь, включал в себя батарею управления и обслуживания, четыре огневые батареи (шестиорудийные), а также взвод ПЗРК «Мистраль». На вооружении имелось 24 САУ, 12 ПЗРК «Мистраль», 18 бронетранспортёров и около 260 автомобилей, численность личного состава достигала 850 человек. Кроме того, самоходками AUF1 предполагалось вооружить шесть корпусных артполков (по два на армейский корпус). Таким образом, армия планировала обзавестись 18 полками AUF1, для которых требовалось 432 самоходки. Однако реальный объём поставок таких САУ был гораздо меньше, поэтому в корпусную артиллерию они не попали вовсе, а часть артполков бронетанковых дивизий имела сокращённый состав.

После окончания «Холодной войны» французская армия претерпела несколько этапов сокращения. К 1994 году в ней осталось четыре бронетанковые дивизии (по два артполка в каждой). В начале XXI века сухопутные войска Франции отказались от дивизий в пользу более компактных бригад. К настоящему времени в их составе остался единственный полк САУ AUF1TА — 40-й, первым получивший такие самоходки в 1979 году. Он входит в состав 2-й бронетанковой бригады и включает в себя четыре батареи по восемь орудий, всего 32 САУ. Ещё пять самоходок находятся в учебных частях, некоторое количество законсервировано, а большинство отправлено на переплавку.

Французские самоходки AUF1 не принимали участия в операции «Буря в пустыне», к ней привлекались лишь буксируемые орудия TRF1. Боевым дебютом для них стала операция НАТО в Боснии и Герцеговине в 1995 году, в которой задействовали сводную батарею из восьми AUF1 (из состава 40-го артполка и 1-го артполка «марин»). Во время осады Сараево она участвовала в контрбатарейной борьбе у горы Игман, эффективно поражая позиции сербской артиллерии. В дальнейшем французские самоходки участвовали в операциях в Косово и Ливане. В 2002 году батарея AUF1 в составе восьми орудий участвовала в учениях французских сухопутных войск на полигоне «Широкий Лан» (Украина).

Как уже отмечалось, первым получателем САУ AUF1, опередившем даже Францию, стала Саудовская Аравия: поставки самоходок в эту страну начались в 1978 году. Саудиты закупили 64 самоходки. Их орудия, равно как и кувейтские (эта страна приобрела 18 AUF1) участвовали в операции «Буря в пустыне». К настоящему времени в строю в Саудовской Аравии остаётся около 50 AUF1, а все кувейтские САУ этого типа законсервированы. Наконец, в 1983–1985 годах 86 самоходок AUF1 получил Ирак, эти машины небезуспешно применялись в Ирано-иракской войне 1980–1988 годов. К 2003 году все уцелевшие иракские САУ этого типа находились в небоеспособном состоянии.

САУ AUF1 из состава 20-й бригады сухопутных войск Саудовской Аравии, 1992 год.

САУ AUF1 из состава 20-й бригады сухопутных войск Саудовской Аравии, 1992 год.

Установку AUF1 можно условно отнести к «промежуточному» поколению западных САУ. Созданная позднее, чем М109, она превосходила американскую самоходку по многим параметрам. Впрочем, к моменту появления AUF1 армии стран НАТО и других государств западного мира уже были насыщены современной самоходной артиллерией (прежде всего, теми же М109), и успех AUF1 на мировом рынке оказался весьма ограниченным. Во Франции же AUF1 в течение трёх десятилетий составляли основу полевой артиллерии, но к настоящему времени они почти полностью вытеснены самоходками «Цезарь».

Тактико-технические характеристики САУ AUF1:

  • МАССА, Т — 42
  • ДЛИНА С ПУШКОЙ ВПЕРЁД, М – 10,25
  • ШИРИНА, М – 3,15
  • ВЫСОТА, М – 3,25
  • КЛИРЕНС, М – 0,43
  • МОЩНОСТЬ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, Л.С. – 750
  • МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, КМ/Ч:
  • ПО ШОССЕ – 60
  • ПО ПЕРЕСЕЧЁННОЙ МЕСТНОСТИ – 40
  • ЁМКОСТЬ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ, Л – 960
  • ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, КМ – 450
  • ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
  • ВЫСОТА СТЕНКИ, М – 0,93
  • ГЛУБИНА БРОДА, М – 2
  • ШИРИНА РВА, М – 1,9
  • ПОДЪЁМ, ГРАД. – 30

По материалам — https://warspot.ru/12948-gallskiy-bog-voyny

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account