Перспективные IT-компании из Кремниевой долины отказываются выходить на фондовый рынок, еще больше набивая себе цену. Почему?
Повсеместный рост популярности интернета и высокотехнологичных гаджетов – явление, имеющее очевидные преимущества для каждого пользователя и влияющее на целый ряд социальных и экономических явлений. Владелец любого популярного сервиса сегодня может стать миллионером в считанные месяцы, а расположение штаб-квартир крупных IT-компаний в том или ином населенном пункте оказывает существенное влияет на экономику всего прилегающего региона. Но если с такими гигантами, как Apple, Google, Microsoft и Facebook, все понятно, то молодые компании-миллиардеры отчего-то не торопятся «становиться взрослыми» и выходить на фондовые рынки, и без того имея огромное влияние на мировую экономику. Почему?
Цифровая революция
Их называют «единорогами» – это успешные и известные на весь мир компании из калифорнийской Кремниевой долины. Акций этих фирм не встретишь на фондовых рынках, но при этом их состояние оценивается в миллиарды долларов. Их имена уже давно известны широкому кругу пользователей: сверхпопулярный сервис вызова извозчиков Uber, система поиска жилья на короткие сроки Airbnb и др.
Основатель Uber Трэвис Каланик (Travis Kalanick) рассказывает, что за несколько лет работы сервиса компании приходилось сотни раз сталкиваться с угрозами и другими агрессивными методами воздействия со стороны традиционных служб такси. Чтобы добиться сегодняшней популярности и при этом обеспечить безопасность как своих водителей, так и пассажиров, компания приложила немало усилий едва ли не политического характера. И решения руководства компании вокруг выхода на рынки тоже можно назвать скорее политическими.
Сегодня аналитики оценивают стоимость Uber в 68 млрд. долларов, что ставит его на пятое место в списке самых дорогих компаний США. Капитализация этого стартапа уже сейчас выше, чем у многих производителей автомобилей, хотя по сути продукт Uber – это услуга посредника. В 2016-м впервые убытки компании стали сопоставимы с ее прибылью, и в СМИ еще чаще стали говорить о выходе Uber на фондовую биржу. Но пока руководство компании отвечает и журналистам, и инвесторам на эти предложения одинаково. «В один прекрасный день это случится, но только когда сотрудники и партнеры ворвутся с ружьями и вилами в мой офис», – отшучивается Каланик, глава компании.
Инвесторы и финансисты по всему миру ждут от них проведения IPO (первой публичной продажи акций). Однако чем больше затягивается выход на биржу, тем сильнее раздувается мыльный пузырь потенциального веса компании в мировой экономике. До выхода на фондовые рынки точно оценить стоимость фирмы невозможно, поэтому Uber просто продолжает набивать себе цену и делает это довольно успешно.
Миллиарды его потенциальной стоимости могут значительно поднять уровень развития компании по всему миру и еще больше увеличить ее реальный экономический вес. Однако пока Uber остается частной компанией, финансируемой венчурными капиталами. И если в какой-то момент мыльный пузырь лопнет и Uber перестанет существовать, ущерб для мировой экономики будет не очень большим – если будет вообще, считают финансовые аналитики. «А технологическая индустрия просто стряхнет пыль со свитера и вновь примется за разработку другого стартапа», – отмечают эксперты.
Мыльные пузыри
Еще один феноменально успешный частный проект – сервис бронирования жилья Airbnb. Сегодня сайт по поиску квартиры для туристов приносит своим владельцам больше, чем крупнейшая сеть отелей Hilton, которая, кстати, давно представлена на фондовом рынке. Airbnb, как и Uber, несмотря на гигантские темпы роста, тоже остается частной компанией и не торопится входить в биржевую экономику.
Аналитики связывают такое поведение крупного бизнеса со страхом потерять деньги. Надеяться на себя и венчурное финансирование, при этом лишая себя возможного многократного роста, для представителей «новой экономики» – нормальное дело. Зачастившие экономические кризисы и. мало предсказуемые события на фондовых рынках делают свое дело. «Единороги» предпочитают оттягивать IPO до последнего: если еще несколько лет назад время между созданием компании и ее выходом на рынок составляло в среднем четыре года, то сегодня этот же показатель приближается к 11 годам. При этом «за бортом» большой публичной экономики могут оказываться вот такие самородки, которые уже сегодня стоят больше, чем ключевые игроки мировой финансовой биржи.
Кроме того, участие в открытой экономике обязывает компанию раскрывать всю финансовую информацию и каждые три месяца предоставлять официальные отчеты. А возможные судебные тяжбы или иные юридические конфликты с конкурентами – это прямая дорога к серьезным репутационным и, разумеется, финансовым потерям. Словом, тенденцию к оттягиванию выхода на IPO до последнего уже можно назвать устойчивой для IT-рынка.
источник: Настя Балышева «Фантастические твари» // «КОНТАКТ-ШАНС» 3/2017