Давно хотел затронуть тему морских сражений с использованием галер между древними государствами Средиземноморья (и не только) и вообще эпоху гребного флота. По той причине, что я 15 лет занимался греблей на ялах, у меня есть что сказать вам. А именно: галер в природе никогда не существовало.
Считаю их частью нашей вымышленной истории, которая десятилетиями поддерживалась исторической наукой. Уверяю вас: никто из историков, имевших и имеющих отношение к этой теме, никогда не держал весла в руках. Это только на первый взгляд гребля выглядит простым делом, а в реальности на использование весла сама природа наложила ряд строгих ограничений, которые не обойти при всем желании.
И здесь определяющий фактор-это размеры человеческого тела и его анатомия. Рассмотрим подробнее элементы, из которых состоит, собственно, процесс гребли:
1. Точка опоры. Весло-это рычаг. Гребец не в состоянии использовать его, если у него не будет точки опоры. Для эффективного применения весла гребец должен иметь упор для ног, а потому гребля стоя, как нам показывают на многочисленных рисунках, отпадает сразу. Первое и главное условие: гребля возможна только сидя.
2. Количество гребцов на одном весле.Чтобы гребец мог заносить весло максимально вперед (а без этого гребля просто имитация) и максимально протягивать его в корму, он должен сидеть у самого борта и для второго гребца места уже нет. То , что мы видим на картинках- утопия.
3. Длина весла. Длина валька определяется длиной торса и рук гребца, который, не вставая с банки, наклонившись вперед и вытянув руки заносит весло, затем, уперевшись ногами в упор и, откидываясь назад и одновременно распрямляя тело, протягивает весло и в конце гребка, сгибая руки в локтях и поднимая весло из воды, возвращает торс в вертикальное положение. Оптимально эта длина составляет около метра.Валек должен быть сбалансирован с лопастью и веретеном иначе веслом невозможно будет работать.
Это делается при помощи свинцовых вставок. Во первых: чем длиннее, тем тяжелее весло, а значит тяжелее нужно делать валек, в итоге растет масса весла и усилие при работе с ним, а также время, затрачиваемое на один цикл. Во вторых: с увеличением длины весла уменьшается рычаг, а значит эффективность гребли и скорость судна. Оптимальная длина весла для человека составляет около 4-х метров (вместе с вальком). Также важен материал весла — это компромисс между весом и прочностью.
4. Высота уключины над зеркалом воды. Максимальная эффективность гребли достигается при расположении валька на уровне груди при опущенном в воду весле. Если уключина будет расположена низко, то валек при заносе весла будет упираться в колени гребца , а если высоко, то гребцу придется задирать вверх руки, а также наклонять торс в сторону борта при протяжке весла, что приведет к быстрой потере сил. Оптимальная высота уключины относительно воды при длине весла в 4 метра составляет около метра. А потому весла в три яруса не более чем художественный вымысел.
5. Гребля вслепую невозможна.Мы видим что на галерах, имеющих 2 и более палуб, гребцы нижней палубы не видят своих весел. Гребля в таких условиях невозможна, т.к. если лопасть весла будет опущена в воду ниже оптимального уровня (3/4), то гребец не сможет его своевременно поднять и произойдет сбой в работе всего борта, а если выше, то весло просто скользнет по поверхности воды и также вызовет сбой. Гребец должен постоянно следить за лопастью весла.
6. Поворот весла во время гребли вокруг продольной оси. Этот прием известен лишь тем, кто занимался греблей. Заключается он в следующем: перед погружением весла гребец поворачивает весло от себя так, чтобы оно вошло в воду под углом не 90 градусов к поверхности а около 60, иначе вторая половина рабочего хода весла будет неэффективной. При подъеме весла гребец снова поворачивает его но уже на себя и весло под углом легко выходит из воды, в противном случае оно будет прижато набегающим потоком воды к борту. Эти движения также требуют затрат энергии гребца. На веслах, что мы видим на рисунке, подобный прием невозможен.
7. Практичность.Кроме приведенных выше доводов против, непонятно, как такие длинные весла убирались внутрь закрытых палуб при непогоде или движении под парусами? А на открытых палубах как моряки передвигались среди банок и сложенных весел при управлении парусами и в штормовую погоду? К тому же рабов , прикованных к своим банкам, нужно было освободить и переместить в трюм. Почему-то историки скромно умалчивают: а как прикованные рабы справляли нужду? А это немаловажный вопрос в условиях ограниченного пространства на судне. Как все это происходило в жизни трудно даже себе представить.
8. Размер гребного судна. Весла крайне неэффективны в качестве движителя на море, а при наличии даже небольшого ветра и волнения совершенно бесполезны. Они могут применяться лишь на небольших судах, примерно до 12-ти метров длиной в условиях закрытых морских акваторий и озер. При больших размерах аэродинамическое и гидродинамическое сопротивление формы и поверхности судна не оставляет веслам ни малейшего шанса.
В качестве контраргумента мне часто приводят построенную в 1987 году ходовую копию древнегреческой триремы под названием «Олимпия», развивающую на веслах невероятную скорость в 7 узлов!
На что я отвечаю: господа, вас элементарно дурят — это шоу, а вовсе не научный эксперимент! На Олимпии установлен двигатель, что, разумеется, не афишируется — на карту был поставлен престиж страны и всего античного мира, чтобы допустить провал этой авантюры. Естественно, греки жульничали: гребцы попросту «макали» весла в воду. Именно поэтому в сети нет ни одного видео с «Олимпией» в приличном разрешении, где она показывает максимальную скорость на веслах , нет зафиксированных на видео приборных показаний скорости с лага или GPS, как нет и свидетельства прохождения судном мерной мили. То есть всего того, без чего научный эксперимент, равно как и рекорд скорости — пустой звук.
В конце этого фильма отчетливо видно, как «Олимпия» идет под мотором.
Плыть под ветер на веслах, под парусом или вообще без них, может все, что худо-бедно держится на воде. А вот если под парусом или на веслах против ветра и волны, то есть туда, куда тебе нужно — именно здесь и начинается то, что называют мореплаванием.
Выводы:
Ни галер, ни трирем, ни им подобных гребных судов никогда не существовало в силу их бессмысленности. Имели место быть небольшие, длиной не более 12 метров, гребно- парусные суда. И значит в истории никогда не происходили морские сражения, и другие события с участием галер. А это уже совсем другая история…
уважаемый коллега как всегда
уважаемый коллега как всегда респект!
Очень хорошая
Очень хорошая историко-патриотическая книжка есть, о Мамаевом побоище.
В.С. Возовиков, "Поле Куликово".
Если кому интересно, здесь можно найти: http://flibusta.net/b/122622
Кстати, вот еще бонус от
Кстати, вот еще бонус от того, что русское войско разгромило Мамаеву орду: русских (Московскую Русь) стали считать серьезным противником.
В 1395 г. Тамерлан (после разгрома Тохтамыша) решил, видимо, установить свою власть над русскими улусами. Перспективы противостоять сильнейшей на тот момент армии, возглавляемой отличным полководцем, были весьма пессиместичными, но, тем не менее, князь Московский Василий собрал войско и выступил навстречу Железному Хромцу. Тамерлан боя не принял и ушел в Крым.
Большинство историков склоняются к мнению, что Тамерлан посчитал, что даже в случае разгрома московских и союзных дружин, успеха не будет, так как уровень потерь мог быть запредельным (тем более, что в его державе было довольно неспокойно, бунтовали черкесы, осетины и татары).
Мифическая версия: Тамерлану
Мифическая версия: Тамерлану приснились ангелы и приказали увести свои войска прочь.
Так вроде, церковники объесняли уход Тамерлана.
Если быть точным:
Узнав про
Если быть точным:
Узнав про поход Тамерлана и взятие оным Ельца князь Василий стал готовится к походу, причем, по многочисленным свидетельствам современников, готовились русские к тому, что один хрен всем биполярный лис прийдет, но и ворогу небо с овчинку покажется.
Для обеспечения поддержки Высших Сфер в Москву торжественно перенесли икону Владимирской Богоматери.
Войско Василия выступило в Коломну и остановилось там, ожидая подхода врага.
Тамерлан в схватку ввязываться не стал, предпочел свалить в Крым. В письменных источниках, написанных в те времена есть утверждение, что Тамерлану во сне привидилась Богородица (чего она ему сказала и какими словами — история умалчивает), после чего он вышел из шатра сильно взволнованный, со страхом на лице. Далее — см. выше.
В 1395 г. Тамерлан (после
власть не над русскими улусами, а над улусом тохтамыша. и где пишется, что василий куда-то выступал навстречу тимуру?
Если быть точным,
Если быть точным, подвассальные Орде русские территории входили в состав улуса Джучи. Но я имел в виду именно русские земли, подвассальные монголам.
Здесь:
http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/karinsky/history/1300-1400/13.html
и здесь:
http://oldru.com/vernadsky/ver03/28_03.htm
Можно в Гугле набрать поход Тамерлана на Москву, ссылок много выходит.
Здесь:
http://liceum.secna.ru
эээ. детализирую: в каком источнике того времени говориться о том, что князь василий куда-то выступал? а коломна — это довольно традиционный центр сбора войск владимирского великого княжества против наступления из степи. а насчет мотивов тамерлана, то есть точка зрения, что тимур повернул в крым, преследуя одного из ордынских мурз, который как раз в крым и убег.
А нафуа было Елец раззорять?
А нафуа было Елец раззорять? Не, ладно Елец раззорять, нафуа было торчать там?
ну я ж не летописец, чтобы
ну я ж не летописец, чтобы домыслами заниматься. версий может бть немеряно, а точек отталкивания практически нет