Eurofighter, или О вреде гордыни и жадности
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Резкое развитие авиационных технологий во второй половине XX века поставило европейские страны перед сложным выбором. Сделать в одиночку настоящий истребитель четвёртого поколения можно было, но это заняло бы слишком много времени. Не собираясь отставать от США и тем более от СССР, европейцы решили объединить усилия и создать общеевропейский самолёт. Почему эта история затянулась почти на 30 лет, а по-настоящему единого самолёта для Европы та и не вышло — разберёмся ниже.
Дорогу не осилить в одиночку
В начале семидесятых годов, почти одновременно с США и СССР, во многих европейских странах задумались о создании истребителя следующего поколения. Из главной европейской тройки лучше всех позиции были у французов. Хорошо зарабатывающая на успехе своих Mirage III, Mirage 5 и Mirage F1 фирма Dassault имела и ресурсы, и возможность разработать новое поколение истребителя в кратчайшие сроки. Гнаться за поражающими характеристиками или невиданными технологиями не стали. Уже к концу семидесятых первый полёт совершил Mirage 2000. Кто считает, что это самолёт поколения 3+, кто говорит, что это четвёртое поколение, так как он ничем не уступал ранним F-16 и МиГ-29. Тем не менее, французам спешить никуда не надо было, что ещё скажется в этой истории.
Куда хуже всё складывалось у Британии и ФРГ. Авиапромышленность первых находилась в продолжительном кризисе, английские самолёты не пользовались спросом на рынке и почти не закупались собственным правительством. Единственным по настоящему современным истребителем на британской службе был американский F-4 Phantom-II. Заканчивающий испытания Jaguar GR1 хоть формально и считался истребителем-бомбардировщиком, всё же для роли завоевания господства в воздухе подходил плохо из-за очень ограниченного набора вооружения класса «воздух-воздух».
Британцам достаточно срочно требовались как современный перехватчик, так и современный фронтовой истребитель. Угроза от советских бомбардировщиков была серьёзнее, поэтому с перехватчиком тянуть не хотелось. Сделать его решили без амбиций — на основе новейшего ударного англо-немецкого Tornado, который только выходил на испытания.
А вот фронтовой истребитель должен был быть максимально крут, утерев нос США и вернув Британии рынки вооружений.
ФРГ же находилась в самой сложной ситуации. Попытки создать истребитель вертикального взлёта и посадки как самостоятельно, так и в сотрудничестве с американцами закончились пшиком, несмотря на десятилетие работ. Германия по-прежнему не имела истребителей полностью собственной конструкции, что не удовлетворяло немецких промышленников, желавших выйти на рынок авиационного вооружения. Потому новый самолёт, который должен был сменить печально знаменитые F-104G и самые старые из F-4 Phantom-II, планировался как настоящий шедевр технической мысли, способный не только на равных противостоять любым советским перспективным самолётам, но и — что важнее — с лёгкостью победить других западных конкурентов на рынке вооружений.
Цирк с французами
К концу семидесятых годов, после нескольких лет предварительного проектирования и исследований и в Англии, и в Германии пришли к выводу, что полностью самостоятельно сделать отличный истребитель нового поколения, может, и выйдет, но займёт это слишком много времени. К тому времени рынок полностью оккупируют американские самолёты, так что окупить разработку, продавая самолёты иностранным заказчикам, не получится. Разумным решением было объединить усилия — благо примеров успешного европейского сотрудничества в сфере авиации было полно.
В 1979 году стартовала работа над программой ECF (European Collaborative Fighter), в которой первоначально участвовали только Англия и ФРГ. Со стороны первых выступал недавно созданный государственный концерн BAe, с немецкой стороны фирма Messerschmitt-Bölkow-Blohm. Как обычно, сначала обе фирмы самостоятельно готовили проект по единым требованиям, а после выбирался победитель, который с учётом доработок и должен был пойти в серию. Интересно, что примерно в тот же момент для обозначения будущего европейского истребителя впервые прозвучало название Eurofighter.
Пока инженеры засели за чертёжные доски, политики занялись не менее важной задачей — переговорами об участии в проекте других европейских стран. Достаточно быстро договорились с Италией и Испанией. Они не участвовали в проектировании, но были готовы производить часть систем будущего истребителя.
Но куда более важной была попытка заманить в программу шведов и французов.
Заполучив их участие, удалось бы не только значительно ускорить создание ECF, но и заранее избавиться от возможных будущих конкурентов. Шведы и SAAB отказали практически сразу. Северяне слишком ценили свою самостоятельность и не очень хотели попасть в зависимость от каких-то общих программ по разработке оружия. А вот французы и Dassault участвовать были готовы.
В честь присоединения Франции название программы сменили на ECA (European Combat Aircraft). Сразу же французы выдвинули максимально простое и прямое предложение — выбрать в качестве единого истребителя разрабатываемую ими двухдвигательную версию Mirage 2000 (иногда её называют Mirage 3000) или чуть более тяжёлый Mirage 4000, разрабатываемый для экспорта. Если бы подобное решение было принято, серийный выпуск легко можно было развернуть уже в 1981 году. Но ни Англию, ни ФРГ это не устраивало. Во-первых, они хотели куда более совершенную машину, на голову превосходящую американских конкурентов. Во-вторых, при таком развитии событий бо́льшую часть прибыли получили бы именно французы, что было недопустимо. Потому решили продолжить проектирование новых перспективных машин: Р.106 (в дальнейшем Р.110) от англичан, дальнейшее развитие TCF-90 от немцев и ACX от Франции.
К 1981 году стало ясно, что сотрудничество неизбежно заходит в тупик. Основным камнем преткновения стали двигатели для будущего истребителя. Французы считали, что единственный вариант — это спарка их новеньких Snecma M88, англичане и немцы выступали за установку двух их совместных двигателей RB199.
Решить этот вопрос на переговорах так и не удалось, и в том же году Франция официально покинула программу ЕСА.
Это плюс значительное и явное отставание от американских конкурентов привело к пересмотру всего проекта.
Решили делать не просто новый истребитель, а истребитель следующего поколения по сравнению с уже существующими F-15 и F-16. Закончить собирались к 1989 году, обогнав на два года американцев, планировавших пустить в серию самолёт нового поколения только в 1991. Новый проект ACA (Agile Combat Aircraft) был типичным представителем перспективного истребителя тех времён — от него требовались сверхманёвренность, крейсерский сверхзвук и возможность атаки ракетами сразу нескольких целей. Вот только европейцы ещё не знали, что американцы уже решили сделать ставку на «стелс» в новых истребителях и это в корне изменит всё.
В тот же период было принято решение построить летающий стенд EAP (Experimental Aircraft Programme) на котором предполагалось отработать основные решения и даже некоторые узлы будущего истребителя. Основные работы по EAP на себя взяли британцы из BAe, но остальные страны-участники должны были поддержать программу финансово. Однако из-за ряда разногласий о доступе к результатам испытаний EAP стала исключительно английской программой, хоть её результаты и планировали потом использовать для будущего совместного проекта.
В 1984 году в программу попыталась вернуться Франция. Объяснялось это достаточно просто. Ставка Dassault на Mirage 4000 не оправдалась — самолёт оказался неинтересен ни иностранным заказчикам, для которых его в основном и разрабатывали, ни своим военным. Не самые лучшие показатели были и у Mirage 2000.
В таких условиях французам бы не помешали деньги от участия в общеевропейской программе истребителя.
Под это дело даже успели придумать новый акроним FEFA (Future European Fighter Aircraft). Но, как обычно, не удалось договориться о разделе прибыли. В Dassault хотели не менее 40%, с чем были не согласны ни англичане, ни немцы. Так снова закончилось, не успев начаться, это сотрудничество. Французы окончательно сосредоточились на будущем Rafale и более в этой истории не участвовали.
Проблем всё больше и больше
К 1986 году цена программы стала слишком велика, участились разговоры, что никакого смысла в общеевропейской кооперации нет — стоит разойтись и начать делать самолёты всем самостоятельно. Лишь дополнительные вложения средств от правительств Англии, ФРГ и Италии спасли программу. Кроме того, было решено создать концерн Eurofighter Jagdflugzeug GmbH и уже официально и чётко поделить прибыль, а также определить, что и кто производит. В целом эти решения вдохнули новую жизнь в программу и работы как над самим будущим Eurofighter, так и над его многочисленными новыми системами вроде двигателя, радара, прицельной электроники и так далее.
Казалось бы, все проблемы у Eurofighter остались наконец позади. Но думаю, читатели уже догадываются, какая подлость ждала проекты впереди.
В 1991 году, после объединения Германий и окончания холодной войны, власти ФРГ объявили о резком сокращении военных расходов, в том числе и о выходе из программы Eurofighter.
Вместо этого планировалось построить более дешёвый и лёгкий самолёт, используя в том числе и промышленность Восточной Германии. Второй причиной было слишком серьёзное отставание проекта от американского F-22. Но в программу к тому времени было вложено слишком много средств, слишком много рабочих мест зависело от неё. В итоге совместными усилиями бизнеса и зарубежных партнёров удалось убедить немецких политиков сохранить финансирование, хоть и ценой снижения заказа.
В 1994 году первый прототип Eurofighter наконец взлетел. В целом машина получилась по-настоящему достойная, серьёзно уступающая только американскому F-22, который сам испытывал значительные проблемы и находился под угрозой закрытия. Успей европейцы быстро довести до ума самолёт и наладить его эффективный и массовый выпуск — Eurofighter вполне могла ждать отличная экспортная судьба. Но из-за недостатка финансирования работы затягивались. В 1998 году начался выпуск серийных машин для изначальных заказчиков — Германии, Англии, Италии, Испании и оплатившей свой заказ ещё в начале девяностых Австрии. Лишь к концу первого десятилетия XXI века работы по этому контракту завершились и началось серьёзное продвижение самолёта на экспорт.
Но к тому времени на рынке были и неплохие предложения от американских фирм, и достаточно дешёвые и хорошие российские самолёты, не всегда уступавшие Eurofighter даже по электронике. Были готовы и два европейских конкурента — Dassault Rafale и SAAB JAS 39 Gripen. В итоге началась самая настоящая драка за рынки. Не упростило ситуацию и появление американского F-35, активно продвигаемого как единый истребитель всех сил «добра и демократии». Некоторые европейские страны, склонявшиеся в сторону покупки Eurofighter, отдали предпочтение именно американскому «стелсу».
На текущий момент программу Eurofighter назвать неудачной, конечно же, нельзя. Самолёт стоит на вооружении нескольких стран, потихоньку модернизируется. Но и достичь успеха, о котором мечтали в восьмидесятых, так и не удалось. Кто знает — возможно, стоило с французами доработать Mirage 4000 и начать зарабатывать и потихоньку модернизироваться ещё до конца холодной войны. Может, стоило укротить гордыню и всё же разрабатывать самолёт попроще. Могла ли сложиться по-другому история общеевропейского истребителя, мы уже не узнаем. Нам остаётся лишь наблюдать за новыми попытками в лице англо-итальянского Tempest и франко-немецкого NGF. Что выйдет в этот раз — узнаем где-то лет через десять.
источник: https://warhead.su/2020/03/25/eurofighter-ili-o-vrede-gordyni-i-zhadnosti