есть ли жизнь после нефти
наткнулся здесь http://pora-valit.livejournal.com/3776280.html на довольно спорную статью. другого там и не напишут так как сайт сплошь забит всепропальщиками, но подумать, и порассуждать в комментариях, есть о чем.
Когда подорожает нефть?
Короткий ответ — никогда. Точнее, примерно через 30 лет, но уже с совсем другими объемами потребления. В любом случае, можно считать, что для нас с вами эра нефти закончилась.
Лучший способ узнать, что нас ждёт в будущем — обратиться к прошлому. Человечество уже успело последовательно пережить несколько энергетических эпох, которые, за исключением самой первой, начинались и развивались очень похожим образом.
История
Первым источником энергии для нас были дрова, и их эпоха длилась дольше всего — десятки тысяч лет. Костёр развести, печку затопить, ведьму сжечь — всё делалось на дровах и это всех устраивало.
Затем пришло время индустриализации, топливо потребовалось в таких масштабах, что никаких лесов бы не хватило, и в 1850 году наступила эра каменного угля. С углём всё неплохо и сейчас, его производят более 400 млн. тонн ежегодно. Правда, половина из этого количества добывается и потребляется исключительно в Китае. Все остальные от него постепенно отказываются из-за вреда, который он наносит экологии.
А ещё уголь очень сложно использовать как топливо для самолётов и танков, поэтому с 1900 года начала набирать популярность нефть и чуть позже — сопутствующий ей природный газ, который ввиду дешевизны и нетоксичности оказался прекрасным бытовым источником тепла.
Примерно в это же время выросла потребность в электричестве и началось строительство гидроэлектростанций. Впрочем, гидроэнергетика довольно быстро уперлась головой в потолок: для ГЭС нужна мощная река с хорошим перепадом высот и возможностью построить плотину — таких мест на земле в принципе не очень много. Кроме того, экосистема рек ниже ГЭС страдает от изменившегося режима водосброса, а огромные территории выше ГЭС оказываются затопленными, что может себе позволить далеко не каждая страна.
Поэтому с 1950 года в мире началось строительство атомных электростанций. Помимо прорвы электроэнергии (суммарно — до 375 гигаватт) они давали приятный бонус в виде оружейного плутония, что было очень кстати во время холодной войны. К сожалению, очень быстро выяснилось, что одна авария на АЭС может изгадить на следующую тысячу лет территорию, равную небольшой европейской стране. Авария на ЧАЭС в 1986 году резко снизила популярность атомной энергетики, а после Фукусимы АЭС и вовсе начали массово закрывать — с 2010 года суммарная мощность атомных электростанций устойчиво падает.
Сейчас мы входим в эпоху возобновляемых источников энергии — преимущественно солнечных батарей и ветряков, а на горизонте уже маячит термоядерная энергетика — в 2013 году было начато строительство первого экспериментального термоядерного реактора ITER. Закончиться оно должно в 2019, после чего стартует программа экспериментальных пусков. Кроме этого, идут и другие эксперименты над созданием принципиально новых источников энергии, в том числе на базе низкоэнергетических ядерных реакций (LENR).
Тенденции
С любым источником энергии, когда он появляется на рынке, происходит одна и та же история, состоящая из четырёх фаз.
Первая фаза — взрывной рост, когда объёмы производства и потребления растут ускоряющимися темпами со скоростью 5-10% в год. Обычно рост производства начинается, когда падает какой-нибудь технологический барьер и все понимают: вот оно, золотое дно! Нужно ловить момент!
Вторая фаза — перепроизводство, когда неожиданно оказывается, что рынок уже перенасыщен, а производство ещё какое-то время растёт по инерции — в строй вводятся мощности, заложенные ранее. В результате цены резко падают, за ними проседает производство и разоряются самые слабые из производителей.
Третья фаза — выравнивание спроса и предложения, а затем медленный поступательный рост со скоростью до 1% в год или менее. На этом этапе идёт борьба за снижение издержек, цены идут вниз под давлением всё новых и новых источников энергии.
Четвёртая фаза — стагнация, когда требования экономики или экологии вытесняют источник энергии в отдельные узкие ниши.
Перспективы
Атомная энергетика с 2010 года находится в стагнации, уголь оказался бы там же ещё в 1960, если бы не Китай, но и ему осталось совсем не долго.
Гидроэнергетика медленно растет за счёт развивающихся стран — в развитых давно использованы все имевшиеся возможности для строительства ГЭС.
Нефть и газ прошли переломную точку в 1975 году и сейчас прибавляют по 0,7% в год, постепенно уступая свою долю в энергетическом балансе другим источникам энергии.
Суммарное потребление энергии в мире сейчас растёт примерно на 2,4% в год. Почти половину этой цифры даёт рост потребления энергии на каждого человека, оставшиеся 1,16% — прирост населения.
В будущем рост потребления энергии будет замедляться: во-первых рост населения тормозится со скоростью 0,01% в год, а во-вторых в развитых странах из-за энергосбережения потребление энергии уже почти десять лет не растёт, а падает.
С современными технологиями развивающимся странам нужно будет поднять потребление энергии не так уж и сильно. Например, Китаю с сегодняшних 2140 кг. условного топлива на человека до европейской нормы в 3400 кг. с текущим темпом прироста в 8% идти всего 5-7 лет.
Это означает, что осталось максимум 10 лет роста спроса на топливо вообще, а потом ударит всё разом: энергосбережение, насытившийся Китай и снижение темпов роста населения.
При этом позиции нефти в качестве энергоносителя и так шаткие, ведь у рынка есть новый фаворит — альтернативная энергетика. Производство электроэнергии с помощью возобновляемых источников последние 10 лет растёт с темпом 15% в год, последние 5 лет с темпом в 17% в год. Это не просто много, это, фактически, взрыв!
Условия для этого взрыва создали постоянно дешевеющие солнечные батареи и ветрогенераторы. С 1977 по 2014 годы цена батареи на один ватт вырабатываемой энергии упала с $76,67 до $0,36 (в 213 раз) и продолжает падать.
По данным за 2012 год, доля альтернативной энергетики составляла 4,7% в общем объёме, к 2020 это будет минимум 11,6%, а к 2025 — более 20%.
В Германии был недавно поставлен рекорд: солнечные батареи дали более 50% суточного объема энергии. Это было, правда, в выходной день, но тенденция понятна.
Если доля альтернативной энергетики будет расти, то кто-то должен падать, теряя либо объемы, либо цену. С учётом того, что стоимость киловатта, полученного с помощью новых ветрогенераторов, будет ниже, чем полученного с помощью природного газа, есть о чём задуматься.
Бензин
Нефть — это не столько топливный мазут, сколько бензин, авиакеросин и дизельное топливо, в которые перерабатывается основная часть нефти — под 80%.
Согласно самым пессимистичным прогнозам, доля электромобилей в продажах новых автомобилей в 2020 году достигнет 8% и будет увеличиваться.
В Норвегии ещё в сентябре 2013 года электромобиль Tesla S занял первую строчку в проданных за месяц автомобилях с рыночной долей 5,1%. Автопарк РФ включает 27% автомобилей в возрасте до 5 лет, в ЕС и США — ещё больше.
Прирост продаж электромобилей в разных странах даже неудобно называть, потому что на фоне общей стагнации автомобильного рынка цифры получаются неприлично, неправдоподобно большими: 400-800% в год.
Это значит, что через 5 лет минимум 3-10% всех автомобилей будут ездить на электричестве, снижая общее потребление бензина на 1-5%. Добавим к этому гибридные двигатели, постоянное повышение экономичности ДВС и попытки правительств законодательно ограничить расход бензина в новых автомобилях (в США Обама пытался сделать это ещё в 2009 году).
Уже одно это может полностью нивелировать текущий рост спроса на нефть (0,7% в год) и привести рынок нефти к стагнации.
Заметьте, что Tesla S это, фактически, дорогой суперкар. Сейчас Tesla планирует выпустить на рынок новую модель электромобиля Tesla E, совокупная стоимость владения которым будет конкурировать с вполне себе бюджетной Toyota Camry. Как на это отреагирует рынок — представьте себе сами.
Суперциклы
С объемами потребления нефти всё понятно, остаётся вопрос — что будет с ценами? Они то идут вверх, то падают вниз и живут какой-то своей жизнью, совершенно не зависящей от объемов потребления.
По этому поводу я нашёл интересную работу, написанную в 2012 году в Colorado School of Mines.
Согласно приведенным там данным, колебания цен на нефть и уголь циклически повторяются раз в 30 лет.
Есть общий тренд на медленное снижение реальных цен (с учётом инфляции) на нефть и уголь, и есть периодические отклонения от него в пределах от -80% до +120%.
Средняя цена по тренду сейчас чуть ниже $40 в ценах 2005 года, то есть примерно $48 в ценах 2015 года. Соответственно, максимальная цена (без учёта мелких колебаний) может доходить до $105, а минимальная — кратковременно падать до $10.
Самое интересное в этой истории то, что последняя самая высокая точка цикла приходится на 2014-2016 годы. Если это так и мы только что её прошли, то нас ждёт пятнадцать лет низких цен на нефть, в течение которых мы можем увидеть и $30, и $20, и даже $10 за баррель.
А если учесть, что нефтяная эра подходит к своему закату, то не факт, что повышение цен вообще когда-нибудь наступит. Либо, как вариант, цены всё-таки вырастут, но объёмы потребления нефти в мире к этому моменту будут в разы меньше, чем сейчас.
Производители
Что же в этой ситуации делают те, кто кровно заинтересован в высоких ценах на нефть — производители и экспортёры?
США открывает экспорт нефти, запрещённый на протяжении десятилетий. ОПЕК не стесняясь говорит о том, что готова к $30 за баррель. Иран готовится к снятию санкций, набивая нефтью все имеющиеся хранилища и танкеры. Все остальные предлагают друг другу снизить объемы добычи в то время, пока сами их наращивают.
Иран с его 4% от мировой добычи может стать тем самым спусковым механизмом, который даст старт глубокому и затяжному падению цен. Иран собирается увеличить добычу на 1 млн. баррелей в сутки, то есть более чем на 1% от мировой добычи. Это кажется небольшой цифрой, если не вспоминать, что рынок нефти растёт всего на 0,7% в год.
Складывается такое ощущение, что все (кроме особо упоротых) прекрасно понимают, что нефтяная лавочка закрывается и нужно в буквальном смысле успеть выкачать из неё максимум.
Могут ли они себе позволить снижение цен? Безусловно. Себестоимость нефти в Саудовской Аравии и вообще на Ближнем Востоке колеблется в пределах от $2 до $30 за баррель, при этом их совокупные запасы нефти превышают наши примерно в 9 раз. Венесуэла добывает с себестоимостью от $20 до $30, и её запасы больше наших всего в три раза. Себестоимость обычной нефти лежит в пределах от $15 до $45, а добываемой на шельфе — от $35 до $65. Выше $50 лежит себестоимость нефти, добываемой из сланцев и на арктическом шельфе.
Запас для снижения цен есть почти у всех, правда у нас осталось не так уж много месторождений, работающих на материке с хорошей себестоимостью. Вероятнее всего, для нас падение цен будет сопровождаться ещё и снижением объемов экспорта в разы.
Как вариант — государство может сделать очередной хитрый налоговый маневр и поддержать нефтедобытчиков за счёт остальных налогоплательщиков снижением пошлин и субсидиями. Им от этого станет легче, нам — наоборот. В любом случае, экономика понесёт колоссальные потери.
Может ли что-то помешать росту объемов добычи нефти? Может. Большая и затяжная война в районах добычи нефти. Вот только Ирак уже своё отвоевал, Иран после санкций воевать не особенно хочет, Саудовская Аравия никогда и не собиралась, крошечная Венесуэла не может при всём желании, Норвегии — не с кем, в Нигерии и так не особенно спокойно.
Одна надежда на ИГИЛ, но они прекрасно понимают, что шариатом сыт не будешь и добыче нефти не только не мешают, а наоборот — сбрасывают её по демпинговым ценам.
…
Итого
Цены на нефть будут стабильно низкими (в районе $40 за баррель и ниже) ещё около 15 лет, а объёмы её потребления скоро начнут падать.
Это падение вызвано завершением жизненного цикла нефти, как энергоносителя, давлением быстрорастущей альтернативной энергетики, энергосбережением, замедлением роста населения, растущей популярностью электромобилей и входом в очередной долгосрочный цикл снижения цен.
Крупнейшие экспортёры нефти к этому готовы и пытаются выжать из рынка максимум, пока это ещё возможно. Низкая себестоимость позволит им зарабатывать на нефти даже в условиях падения котировок до $30 за баррель.
Для нас из-за более высокой себестоимости рынок нефти почти полностью закрывается. Это означает смертный приговор для экономики, которая почти полностью ориентирована на экспорт энергоносителей.
Изменить тренд на снижение цен может только чудо, а точнее — геополитическая катастрофа.
то что эра нефти идет к то что эра нефти идет к закату я полностью поддерживаю, но есть ли пока альтернатива данному продукту? ветер солнечные батареи и мифический холодный синтез? но опять же если обратится к истории то уголь начавший свой закат в середине ХХ века уже проигрывал даже не нефти, он проигрывал газу и атомной энергетики. и опять же обратимся к вики: В 2013 году 67 % электроэнергии выработано тепловыми электростанциями, работающими на ископаемом топливе: 39 % на угле, 27 % — на природном газе, 1 % — на нефти. 19 % электроэнергии выработано атомными электростанциями, 7 % — гидроэлектростанциями, 6 % — возобновляемая энергия: 1,5 % — выработано электростанциями на биотопливе, 0,4 % — геотермальная энергия, 0,2 % — солнечная энергия, 4,1 % — энергия ветра[2]. Доля возобновляемых источников постепенно растет. Импорт электроэнергии в США в 2012 году составил 47 млрд кВт⋅ч[3]. 39% на Угле! на угле, Карл! мы просто перестали обращать на это внимание но почти добрая половина энергетики мира все еще на угле! конечно в ближайшие 10-20 лет все больше машин станут полностью электрическими, но старая вонючая тарахтелка все же не уйдет вникуда. ведь автопарк как правило имеет возраст по 15 лет. а это значит что и через 30 лет мы будем видеть бензаколонки пускай и не в тех количествах. и опять же если обращаться… Подробнее »
«то что эра нефти идет к
"то что эра нефти идет к закату я полностью поддерживаю, но есть ли пока альтернатива данному продукту?"
Есть. Энергия Солнца излучаемая на поверхность Земли примерно в 3 000 раз больше превышает всё сегодняшнее потребление энергоресурсов населением планеты. И энергия ветра. Но вот как сохранять эту энергию хотя бы на несколько суток пока еще не научились. Может быть со временем что то и придумают.
ну как бы уважаемый коллега
ну как бы уважаемый коллега вы и ответили на свой вопрос. рано еще списывать углеводородик…
Так его никто пока и не
Так его никто пока и не списывает. Пока в основном добывают лёгкую нефть по скольку из неё можно получить значительно больше высокооктанового бензина. А что будет позже мне не известно.
Ресурсы конечны. Было время
Ресурсы конечны. Было время когда уличные фонари топились ворванью, и дальновидные люди ужасались:"что будет когда всех китов переловят?
какова цена бареля ворвани на
какова цена бареля ворвани на Нью-Йорской бирже?


Хоть убейте не помню… Уж
Хоть убейте не помню…
Уж больно давно "Моби Дика" читал.
помню географичка в классе 7
помню географичка в классе 7 или 8 рассказывала (а это было в конце 80х) что якобы при текущем потреблении рессурсов нефти хватит до 2010 а угля до 2040!
и где!?!?!
Анна Федоровна и мне
Анна Федоровна и мне рассказывала
А речь шла только про разведанные запасы углеводородов!
И неэкономичные технологии времен СССР.
ах вон оно че! а я грешным
ах вон оно че!
а я грешным делом….
…но потреблять, мне кажется стали больше, количество машин увеличилось в 10 раз. да и перевозки сейчас перешли на тягачи…
А еще есть такая штука как
А еще есть такая штука как КИН — коэффициен извлечения нефти. КИН существенно вырос с тех пор.
в Германии в последние
в Германии в последние годы нефти используют примерно на 9-10 % меньше, примерно 90 млн. тонн в год против 100 млн. тонн лет 10-12 назад. При этом количество автомобилей медленно , но увеличивается и химическая промышленность тоже постепенно увеличивает использование нефти для своих нужд.
есть не только Германия но и
есть не только Германия но и Китай Индия Вьетнам
Там всё больше используется
Там всё больше используется такая же техника как и в наиболее развитых страанах мира. И кроме того они и про солнечные батереи и ветряки тоже не забывают. По карйней мере китайцы уж точно. С другой стороны в наше время и технология добычи нефти тоже не стоит на месте и если лет 25-30 назад удавалось выкачать порядка 33-35 % всей находящейся в месторождениях нефти, то сейчас США умудряются уже до 60, а то и 65 % нефти выбирать. Стало быть могут и по второму кругу пройтись по ранее уже использованным есторождениям. А там глядишь и в 3-й раз лет еще через 30-40 пройдутся.
.но потреблять, мне кажется
А прожорливость двигателей — уменьшилась! И это ещё не предел. Кроме того, технологии нефтеперегонки продвинулись — в бензин, керосин и солярку перегоняется не около 10 % нефти, а при желании и все 100%.
» Кроме того, технологии
" Кроме того, технологии нефтеперегонки продвинулись — в бензин, керосин и солярку перегоняется не около 10 % нефти, а при желании и все 100%."
Есть у меня предположения, что желание перегнать в бензин и дизтопливо все 100 % нефти будут очень дорого стоить и пока точно не окупят затраты на перегонку.
ПОКА — да, на мазут тоже
ПОКА — да, на мазут тоже стабильный спрос есть.
какие вы жуткие вещи
какие вы жуткие вещи рассказываете. а как же мазут?
В том-то и все дело, что во
В том-то и все дело, что во времена СССР в целом около 70% добытой для себя нефти после НПЗ оставалось именно в виде мазута. Он использовался для отопления, так как газ для этих целей применялся еще мало.
Да и сами технологии перегонки помимо такой ориентации вообще были не ах…
А использование каменного и
А использование каменного и бурого угля, как энергоносителя, тоже очень далеко от совершенства. Главным образом это следствие нефтегазового бума ХХ века.
Так, например, ещё Менделеев разработал технологию контролируемого выжигания тонких угольных пластов прямо под землей, если шахтная их разработка нерентабельна. В 80-е годы технология была усовершенствована. Причем все делалось тут по подсказке самой природы! У меня есть об этом статья в одном из номеров «Науки и жизни». Попробую потом найти.
Далее, еще с ХIХ века ученые бились над электрохимическими генераторами, в том числе использующим в качестве топлива не только водород, но и угольные стержни. КПД таких устройств был просто фантастическим по меркам тех лет! Мешало то, что в отличие от газовых угольные ЭХГ очень быстро загрязнялись и выходили из строя. А там подоспели и паровые турбины — более дешевые, надежные и производительные в производстве электроэнергии… Тема угольных ЭХГ ушла в забвение. Но окончательно не забыта.
Об этом я читал статьи в той же НиЖ и Юном технике. Тема богатая. Чую, надо всерьёз подымать архивы..
P.S. Хотел написать раньше. Связь обрывалась.
Статья — сборник глупости и
Статья — сборник глупости и чуши. Закат эры жидких углеводородов случится не при нашей жизни, все эти байки про солнце и ветер и исчерпание запасов, я помню ещё с начала 70-х годов, тогда тоже визжали, что нефти осталось на 20 лет, а потом будет така бядя, така бяда, все на велики пересядем.
И да, кто сказал, что авто стали меньше жрать? Не пишите глупостей, как жрали 20 лет назад, так и жрут. А потребление энергии в Гейропе снизилось, потому как энергоёмкие производства в Китай вывели.
И да, кто сказал, что авто
Вам нужна "канарейка за копейку, чтоб и пела и не ела"? Если не считаете себя глупым, потрудитесь сравнить расход топлива у, скажем, "Волги" ГАЗ М-21 и ГАЗ- 31105.
Понятия не имею о Волгах, и
Понятия не имею о Волгах, и не хочу знать. Мой Жигуль2103 жрал 10-12 литров на сотню в комбинированном цикле. Моя Тойота Венза сёдня жрёт также, а то и больше. Хвольксваген Гольф сменил кучу поколениц, но жрать меньше последний Гольф по сравнению с первым не стал. Моторы стали экономичнее, но сами машины, в среднем по больнице — нет. Авто выросли в размерах, массе, мощности движков, и поэнтаму потребляють также, как и их предки 30 лет назад. Маркетинх, черт его дери
И че???
Понятия не имею о
И че???
И зря. Достаточно сравнить мощность их движков и максимальную скорость.
Спорю, Тойоту вы брали Бэушную. И двигатель в ней должон быть мощнее, чем жигулевский.
Ну, тут просто нечего добавить! Вы сами ответили на свои претензии.
Спорю, Тойоту вы брали
А чё, поспорим, на ящик коньяку?
В каком смысле? Я оспорил ваше утверждение, что современные машины стали экономичнее своих прародителей, и доказал это. Да, технически сегодня можно сделать сверхэкономичную машину, но практически, даже распиаренный Приус, жрет 9 литров по городу, как Запорожец 40 лет назад. Соответственно снижения потребления бензина в мире нет.
А «Приус» — это да, просто не
А "Приус" — это да, просто не для наших дорог тачка, и не для нашего климата. Капризная.
Так вы, милок, сравнивая
Так вы, милок, сравнивая расход топлива, упорно забываете про мощность двигателей. Напомню: у 21-й "Волги" — 72 л.с. у последних — около 150 лошадок. Есть разница?
Я, милок, ничего не забываю,
Я, милок, ничего не забываю, и русским по белому вам пишу: современные машины потребляют столько же бензина, сколько и их предки 30 лет назад. Это трудно осознать, или у вас проблемы с пониманием текста?
Далее, в своем первом посте я указал, почему так происходит, и про мощность и про вес и прочее.
развелось напоминальщиков, сначала просто читать научитесь.
А почему вы ничего не пишете
А почему вы ничего не пишете про возрастание скоростей и увеличение габаритов? Если поставить на ту же Волгу ГАЗ-3110 двигатель от "Таврии", она будет есть поменьше, но скорость её упадёт настолько, что ездить на ней будет уже трудно. Вот и получается, что хоть на первый взгляд потребление топлива и не снизилось, позволить себе за то же его количество на современном автомобиле водитель может гораздо больше, чем на авто 30-50 лет назад.
Такие дела.
почему вы ничего не пишете
Э-ээ?
Моторы стали экономичнее, но сами машины, в среднем по больнице — нет. Авто выросли в размерах, массе, мощности движков, и поэнтаму потребляють также, как и их предки 30 лет назад. Маркетинх, черт его дери.
Как я ещё должен написать?
Самсем не факт, для нормального передвижения придется "крутить" мотор на высоких оборотах, и расход может получиться поболее, чем у родного мотора, который работал в оптимальном режиме.
«Моторы стали экономичнее, но
"Моторы стали экономичнее, но сами машины, в среднем по больнице — нет. Авто выросли в размерах, массе, мощности движков, и поэнтаму потребляють также, как и их предки 30 лет назад."
Но почему тогда, на пример, в Германии закупки нефти снизились примерно на 10 % при том что количество автомобилей постоянно увеличивалось и сейчас их порядка 42-43 млн. или 52 на каждые 100 жителей страны?
«…почему тогда, на пример,
"…почему тогда, на пример, в Германии закупки нефти снизились примерно на 10 % при том что количество автомобилей постоянно увеличивалось и сейчас их порядка 42-43 млн. или 52 на каждые 100 жителей страны?"
Почтенный коллега! Ну, во первых, раньше, машина чаще всего была одна на семью и эксплуатировалась намного интенсивнее. Теперь — по несколько и используют их не так напряжно, поскольку (и это во вторых) коммуникации развиты так сильно (хвала интернету), что ездить теперь приходится меньше (напр. по тем же магазинам). Ну и в третьих, машины хоть и покупают, но ведь и инфраструктура для тех же велосипедов развивается.
И ещё. Европа очень снизила потребление мазута предпочитая ему газ. Соответственно, благодаря новым технологиям, из бочки нефти получают больше бензина — на мазут спрос упал.
И, наконец, дороги в Европе тоже уже построены и спрос упал на битум — тоже продукт нефтепереработки.
В сумме — потребление нефти снижается при увеличении чиста автомобилей.
«Почтенный коллега! Ну, во "Почтенный коллега! Ну, во первых, раньше, машина чаще всего была одна на семью и эксплуатировалась намного интенсивнее.- Уже лет 25-30 в семьях было в порядке вещей иметь по 2 машины. особенно это касалось многодетных семей или семей где оба родителя работали, а на работу чаще всего добирались и добираются при помощи автомобиля. "Теперь — по несколько и используют их не так напряжно, поскольку (и это во вторых) коммуникации развиты так сильно (хвала интернету), что ездить теперь приходится меньше (напр. по тем же магазинам). Ну и в третьих, машины хоть и покупают, но ведь и инфраструктура для тех же велосипедов развивается." Велосипеды хороши когда ездить приходится на не большие расстояния в пределах одного населённого пункта. На счет того что на одном автомобиле в среднем стали меньше чем ранее ездить очень даже спорный. А если еще и вспомнить что примерно 48-49 % всей продаваемых в Германии автомобилей с дизельными двигателями, а их покупают те кто как раз очень много ездит, то ездят на одном отдельно взятом автомобиле , как минимум, не менее чем ранее. "И ещё. Европа очень снизила потребление мазута предпочитая ему газ. Соответственно, благодаря новым технологиям, из бочки нефти получают больше бензина — на… Подробнее »
потому что коллега ДедАрхимед
потому что коллега ДедАрхимед сказал что из тонны нефти стали получать тонну бензина а не 100кг.
Не тонну, но и не жалкий
Не тонну, но и не жалкий центнер. Кроме бензина не забудьте ещё авиакеросин и ДТ.
но посыл то правильный….
но посыл то правильный….
но не настолько насколько
но не настолько насколько вырос парк автомобилей и их пробег
Двоякое впечатление от
Двоякое впечатление от статьи. С одной стороны(запада) это действительно так(энергонезависимые дома, отсутствие (снижение)пром.производства, сокращающееся население, а с другой стороны весь остальной мир живущий очень ограниченно , т.е. в потенциале "ждущий своей очереди" в ресурсопотреблении. Здаётся снижение потребления западом( если это не уловка, есть и такое впечатление) это возросшая конкурентность в производстве западных "ништяков"
Что вы распереживались так?
Что вы распереживались так? Если закончится производство энергии из нефти, газа, угля, гидро, солнца, ветра и био — перейдём на получение энергии из мускульной силы рабов. Светлое будущее в виде комунизма построить не удалось — вернулись к капитализму, который мутирует обратно в феодальный строй. Тенденции таковы, что дальше без рабовладельцев — никак.
Наши столкнувшиеся с недостатком энергии украинские соседи первые поняли это.
Логика в статье есть, при том
Логика в статье есть, при том очень даже правильная цепочка выстраивается.
ИМХО — типичная заказная ИМХО — типичная заказная статья-страшилка. На самом деле всё обстоит несколько иначе… Да, в Европе потребление снижается. Но на много ли? Притом, что всю грязную энергопотребительскую промышленоость они сбагрили в Китай. Китай — лидер по потреблению — так на то он и главный производитель. Население Земли уменьшается? Никоим образом. Оно растёт. Наблюдается лишь незначительное снижение роста — и причина этого снижения — полный хаос, организованный западом там, где прежде было спокойно. Машины стали экономичнее? Ага, сравним какойнить средний опель или фолькс 70-х и нынешние. Едва ли среднее потребление на среднюю машину серьёзно упало. Требования к средней машине существенно выросли. Элоктромобили дальше определённого, очень ограниченного сегмента рынка далеко вряд ли продвинутся. Им нишу "городского авто" ещё полвека осваивать не замахиваясь всерьёз на большее. Нефть дешевеет? А как ей не дешеветь? Ею рынок переполнен. Добывают все кто может и кто не может. На то он и рынок, чтоб регулировать спрос и предложение. Панику на этом устраивать могут только по соответствующему заказу. Никуда нынешняя цивилизация от нефти в ближайшие сто лет не уйдёт. 20 лет назад учёные-экологи утверждали — если весь мир начнёт потреблять нефть на душу населения как США, её хватит лет на 20-25. Так вот — сейчас и… Подробнее »
«Да, в Европе потребление
"Да, в Европе потребление снижается. Но на много ли? Притом, что всю грязную энергопотребительскую промышленоость они сбагрили в Китай. Китай — лидер по потреблению — так на то он и главный производитель."
В ЕС потребление нефти снижается не значительными темпами. Но при этом медленно продолжает развиваться и промышленность. В ЕС нет таких как в Китае темпов увеличения объёмов производства, да и пока еще наиболее высокотехнологичных производств в Китае сравнительно не много и потому Китай на пару с США являются крупнейшими потребителяями нефти.
"Машины стали экономичнее? Ага, сравним какойнить средний опель или фолькс 70-х и нынешние. Едва ли среднее потребление на среднюю машину серьёзно упало. Требования к средней машине существенно выросли."
Серьёзно средний или удельный расход топлива на одну лошадинную силу снизился уже давно. Но при этом и количество автомобилей хотя и медленно, но растёт, а количество нефти закупаемое в ЕС в разных странах или осталось близко к тому уровню что был ранее или не много снизилось. Значит некоторое снижение потребности в нефти всё же имеет место.
Почтенный коллега! Сравнивать
Почтенный коллега! Сравнивать удельный расход на одну л.с. не корректно. Сравнивать надо расход топлива на 100 км на одну машину среднего класса тогда и сейчас. Про снижение закупок нефти я ответил выше. С уважением, Ансар.
«Сравнивать надо расход
"Сравнивать надо расход топлива на 100 км на одну машину среднего класса тогда и сейчас."
Я про это знаю. Расход топлива на 100 км. пробега тоже постоянно хотя и не резко, но снижается.
Кстати. да. Была у меня и
Кстати. да. Была у меня и копейка и шестерка… нынешняя десятка жрет серьезно меньше.
Так Вы поди в копейку и
Так Вы поди в копейку и заливали 76-ой!
Угу, имел такую глупость.
Угу, имел такую глупость. Потом, когда перебрал двигатель, вставил медную прокладку под головку. Дефорсированый двигатель ел 76 без проблем. Шестерку только 92м.
«Потом, когда перебрал
"Потом, когда перебрал двигатель, вставил медную прокладку под головку. Дефорсированый двигатель ел 76 без проблем."
Мой отец нечто похожее сделал с Москвичем-412. Заменил поршневую на рассчитанную под 76-й бензин и двигатель работал вполне нормально. Потом он еще купил бензонасос для какой то там модели жигулей. Их производили в Усть-Каменогорске, вроде бы на тамошнем Машзаводе, переделал привод чтобы он подходил под мосвичевский двигатель и это пошло двигателю на пользу.
У моего отца тоже такое было.
У моего отца тоже такое было. только москвич 21-40.
Странно. В статье говориться
Странно. В статье говориться про нефть лишь как про топливо. Но посмотрите внимательнее — сколько вокруг пластмассы, клеев, красок, искуственной резины и прочего. А это же всё во многом сделано из нефти. Так что нет, никакого глобального падения спроса не видеться. Так, сезонные колебания.
это сделано из углеводородов
это сделано из углеводородов вообще.Газ для этих целей дешевле.
Падение есть и оно будет
Падение есть и оно будет продолжаться, ибо дело не пластмассах, а в падении мирового спроса, вызванного падением доходов, что в свою очередь опять уменьшает спрос. Главный механизм обеспечивающий рост спроса последние полвека — потребительское кредитование, исчерпал себя. Он больше не работает … Все, кризис лет на 50…60. Альтернативного механизма нет и никто пока даже предложить ничего не может.
киборги спасут этот
киборги спасут этот мир.
просто стоим как и в 19 веке на пути очередного промышленного перелома.