Если бы Российская Империя уцелела. Русская Императорская армия 20-х годов

6

Многие любители альтернативной истории в своих умозрительных упражнениях часто рассматривают варианты, когда в 1917 году революция не случилась или она была успешно подавлена, без серьёзных последствий.

Если бы Российская Империя уцелела. Русская Императорская армия 20-х годов

Предлагаемая ситуация, крайне интересна, и любые варианты имеют право на рассмотрение. Хотя некоторые комментаторы воспринимают любое мнение, не совпадающее с их собственным, неправильным и очень агрессивно воспринимают всех, кто что-то пишет иначе, чем они сами. А это, мягко говоря, свидетельство не самого большого ума, так как при рассмотрении альтернативных вариантов следует рассматривать даже самые невероятные.

В данном случае я не хочу погружаться в какое-то сложные хитросплетения, а всего лишь захотел представить себе, как станет развиваться наша русская армия после победы во Первой Мировой войне. Это, можно сказать, лишь несколько набросков по некоторым аспектам.

Пару слов, про внешний вид. Скорее всего, пусть и не вся армия, а может лишь гвардейские и какие-то элитные части, вроде гренадёрского корпуса, будут иметь весьма знакомый всем по фильмам о Гражданской войне вид. На головах знакомые будённовки, которые, конечно, будут называться иначе. Не исключено, что потом и со звездами. Поскольку пятиконечная звезда в нашей армии отнюдь не нововведение большевиком. С «разговорами» на груди. Цвета тоже знакомые: красные в пехоте, синие в кавалерии, черные у артиллеристов и сапёров, зелёные у пограничников. Пожарные вряд ли будут носить такую форму, но у них бы звёзды и «разговоры» должны были быть оранжевыми. Ну и, конечно, с погонами, на которых опять же звезды пятиконечные. На фото в начале вы уже видели образец этой формы.

Но интереснее по поводу вооружения. Поскольку, по наиболее вероятной, на мой взгляд версии, после поражения Германии, многие немецкие фирмы, лишённые возможности создавать и производить оружие у себя на родине, станут создавать филиалы за рубежом, то в рассматриваемом варианте, самым подходящим местом для них может стать именно Россия. Связи у нас с немецкими оружейниками давние, в реале мы после Первой Мировой с немцами же очень быстро нашли общий язык, и они нам с вооружением помогли очень сильно. Так что, при правильном подходе, через несколько лет фирмы «Крупп», «Рейнметалл», «Маузер», «Вальтер», «Юнкерс», «Фоккер», «Дорнье» и многие прочие, станут усиленно «ковать российский меч».

И это при том, что мы и сами не лыком шиты. Но если к российскому автомату Фёдорова (то, что он не сложился в СССР ни о чём не говорит), добавить немецкие разработки по автоматическим винтовкам, пистолетам-пулемётам, ручным и крупнокалиберным пулемётам, противотанковым ружьям, то у российской армии все шансы иметь самое современное оружие пехоты.

Если бы Российская Империя уцелела. Русская Императорская армия 20-х годов

Русская школа артиллерии уже достаточно крепко стояла тогда на ногах и так, в том числе и благодаря многолетнему сотрудничеству с тем же Круппом. И хотя у нас созданы были и 305-мм гаубица отличная, и 450-мм разрабатывалась, но и немецкие трофеи, а главное опыт создания орудий большой мощности, помог бы во многом. Напомню, что к 1917 году в России удалось преодолеть проблемы с производством артиллерии и боеприпасов, которые имели все страны в начале войны. И новые заводы введены или строились, и новые артсистемы разрабатывались. И в области реактивной артиллерии работы велись, и по безоткатным орудиям. Просто многое до нас не дошло или дошло лишь обрывочными воспоминаниями. Многие историки артиллерии могут рассказать что-то про 64-мм автоматическую зенитную пушку? Это тогда, когда зенитные орудия были в совершенно зачаточном состоянии, и проектов полноценных зениток было раз-два и обчелся.

Даже немцы у нас заимствовали. Нашу 76-мм противоштурмовая пушка так понравилась, что её решили использовать в немецкой армии как пехотное орудие. Значит неплохая была пушка. А советская полковая пушка обр. 1926 года, если кто забыл, это как раз модернизация 76-мм короткой пушки 1913 года и противоштурмовой 1910. Кои ведут свою историю от греческо-французской горной пушки. Впрочем, не будем долго задерживаться на артиллерии. Давайте к бронетехнике.

      Немецкие артиллеристы с русской 76-мм противоштурмовой пушкой обр. 1910 г.


Немецкие артиллеристы с русской 76-мм противоштурмовой пушкой обр. 1910 г.

Хочу напомнить, что планы по бронемашинам в России к 1917 году были вполне себя обширные. О чём можно отдельную книгу писать. Книгу я тут писать не буду, напомню лишь, что полугусеничные бронеавтомобили — наше изобретение. Как уже много раз писали, полугусеничные бронеавтомобили Кегресса не уступали танкам того времени в бронировании, вооружении, проходимости, но зато превосходили в скорости. То есть почти идеально подходили для процесса механизации кавалерии, о котором заговорили сразу после Первой Мировой. И тут бы Россия уже явно была не в числе отстающих, даже без учета германского фактора.

      Бронеавтомобиль Остин-Кегресс


Бронеавтомобиль Остин-Кегресс

Конечно, для обеспечения танками одного только проекта, как бы он не был хорош, маловато. Но, вот такой вот интересный факт. В начале 1916 года было принято решение о постройке пяти частных и одного казённого заводов, с производительностью 7500 автомобилей в год. Причём, при заводах строилась вся инфраструктура (дома для рабочих, больницы, школы) и производить они должны были не только автомобили, но и двигатели, включая авиационные. Ну и танки, тоже, предполагались. Во всяком случае в Рыбинске планировалось наладить и производство танков Renault FT, а также разработку бронетехники. Как показал опыт военных лет, строить тогда тоже быстро и на пустом месте умели, если надо.

И это всё без учёта германского фактора. А если бы в Россию поехали немецкие инженеры, вроде Хейгля. Или Фердинанда Порше — в Австрии тоже особо не разгуляешься. Немецкий опыт плюс русская смекалка — это страшная штука.

Но особенно интересна авиация. Мы как-то привыкли считать российскую авиапромышленность тех времён убогой, а из достижений один лишь «Илья Муромец». В какой-то степени так оно и было в начале войны. И заводов своих настоящих не было, и самолёты собирали чужие. Но если почитать более подробно, то заводы строились, и планы по производству самолётов на 1918 год превышали выпуск советской авиапромышленности аж на начало 30-х.

И собственные самолёты делали понемножку. Про «Илью Муромца» Сикорского знают, а вот про его же тяжёлый штурмовик едва ли многим известно. А уж кроме Сикорского едва ли кто-то кого помянет. А список авиаконструкторов в 1917 году немалый. Создавались целые, выражаясь современным языком, авиационные кластеры. В Санкт-Петербурге. В Москве и центральных губерниях, в том же Ярославле. И на юге: в Одессе, Харькове, Киеве, Крыму, Александровске (ныне Запорожье). Если посмотреть историю завода «Мотор-Сич» в Запорожье, то мы легко узнаём, что в 1916 году на заводе стали производить моторы отечественной разработки. Кстати, некоторые «Муромцы» ведь тоже летали с отечественными моторами. Конечно, это ещё была капля в море, и самолёты, и моторы были в основном иностранными. Но, хочу заметить, что и в 1941 году не так уж и просто будет найти советский самолёт, на которым был бы не лицензионный мотор, французский, немецкий или американский.

Так что, авиации светило бурное развитие, кабы не…

      Тяжёлый штурмовик С-19 конструкции Сикорского.


Тяжёлый штурмовик С-19 конструкции Сикорского.

А теперь если на всё вышеописанное опять же наложить германский фактор. Как переезд одного Фоккера в Голландию изменил ситуацию в авиапромышленности этой страны!

А если бы все (ну или многие) немецкие авиаконструкторы и фирмы, вместо того, чтобы ехать в малые страны вроде Голландии и Швеции, где особо и не развернуться, поехали в Россию, где и для военной, и для гражданской авиации есть причины и возможности развиваться.

Кстати, знаете ли вы, что в советском руководстве некоторые деятели считали, что авиация Советской России вообще не нужна. Это не шутки, крупнейший авиационный завод «Дукс» в Москве было решено перепрофилировать обратно и производить на нём велосипеды. Потом правда осознали ошибку, но сей факт уже о многом говорит.

Ну и про флот бы не забыть. А флот строился и развивался. В постройке новые линкоры типа «Измаил», а в разработке ещё более мощные. Отличные эсминцы, хорошие крейсера, подводные лодки. Многие было так и не достроено, включая все «Измаилы». У России была и своя морская авиация, включая… нет, не авианосцы, коих ещё не создали, а гидроавианосцы.

      Корпус линейного крейсера «Измаил», который так и не достроили.


Корпус линейного крейсера «Измаил», который так и не достроили.

Для захвата Босфора Колчак создавал целую авиационную дивизию, гидросамолёты которой должны были летать и с авиатранспортов. Они, кстати реально же летали ещё в 1915 году, бомбили Константинополь и береговые батареи Босфора. Тот же Колчак начал создавать и морскую пехоту, для которой были построены первые в мире специальные десантные корабли типа «Эльпидифор».

Я не знаю, насколько мне удалось «широкими мазками» описать нашу армию, какая она была к 1917 году, и какой она могла бы стать, если бы всё продолжало развиваться и совершенствоваться, а не сгорело бы в огне Гражданской и наступившей разрухи.

Сложно в короткой статье передать это всё, если по каждому пункту хочется написать отдельную книгу. Так что я, видимо, ещё вернусь к теме более подробно.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/cyrilsh/liubiteliam-alternativnoi-istorii-russkaia-imperatorskaia-armiia-20h-godov-6140f9d6619be97d53d05901

Кирилл Шишкин
Подписаться
Уведомить о
guest

112 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account