3

Доброго времени суток, коллеги! Сегодня я начинаю публиковать свои корабли из под-проекта «АУГ под Андреевским флагом». Речь пойдет об эсминцах, и их таки будет два типа вместо одного. Первым из них станет весьма известный всем пр. 956 «Сарыч», а вторым – переделка из БПК в эсминец пр. 1155, коих за последнее время на сайте появилось уже очень много. Хотя, этот БПК по сути и так эсминец…. Но не каждый БПК – эсминец, и не только лишь все эсминцы – БПК…. Короче, поехали!

Вступление

Так уж получилось, что альтернативными эсминцами я занялся еще до начала бума современного флота на сайте, и мой проект 1155 начал рождаться даже до того, как был опубликован его первый вариант модернизации коллегой Андреем. Но то одно, то другое, понадобились дополнительные статьи перед публикацией серьезных кораблей – в результате выкладка этой статьи затянулась настолько, что над 1155-м мои изощрения станут последними в череде похожих. Ну да и ладно! Главное, что 1155-й у меня получился вроде как неплохой и правдоподобный, и получился он легко и просто. 

Главная эпопея этого поста коснулась пр. 956. Знаете, сколько раз я брался с нуля его начинать? Четыре. А сколько раз я переделывал почти готовый его вариант? Три. И два раза я начинал на его базе лепить крейсер II ранга. Нет, серьезно, реальный корабль этого типа просто прекрасен, но по факту – неописуемый звиздец! Настолько плотная компоновка, что слов нет. И все же я боролся с ним до последнего, для более или менее адекватного результата пришлось даже убрать кормовую башню (что, впрочем, даже лучше) – и все равно места едва хватило под все, что хотелось. Под влиянием коллеги Андрея я всадил на корабль одну РЛС 3Р41 «Волна», но этот радар явно не для эсминцев, и пошел явный перегруз, да и по раскладу с ракетами она получилась вовсе не обязательной. Тем не менее, я решил оставить ее на финальном варианте корабля, сделав это его «фишкой».

В общем, получилось то, что получилось. Текст являлся проблемой некоторое время, но наконец-то я сел и написал его. Вся более или менее ценная информация в статье приведена ниже.

Эсминец нового поколения

Эскадренные миноносцы пр. 956 и пр. 1155 (Орлы Отечества)

956-е эсминцы на редкость прекрасны, не в последнюю очередь благодаря суровой и простой по форме надстройке.

Начало 70-х годов XX века стало для науки и техники одним из самых бурных периодов своего развития. Технические новшества, изобретаемые едва ли не каждый день, успевали морально устареть еще до своего внедрения в широкие массы, а научно-популярные издания пестрели прогнозами ближайшего светлого будущего. По-своему этот процесс сказался и на военной технике, и даже более того – именно вооруженные силы стали первооткрывателями многих технологий в то время, подтверждая высказывание древних, что война – мать всему.

Среди прочих перспективных проектов военной тематики несколько грозили кардинально изменить облик будущих военно-морских сил. Одновременно и в США, и в России – двух ведущих странах мира – начали разработку единой БИУС [1] для всех типов кораблей. По расчетам ученых, новые «мозги» корабля должны были собирать в единый центр всю информацию со всех РЛС и прочих систем обнаружения, анализировать ее и выдавать точные целеуказания для всех видов вооружения, а также позволить кораблям активно обмениваться информацией в пределах одной эскадры. Все это должно было позволить повысить качество обработки информации и ускорить реакцию, а также уменьшить количество людей, привлеченных к обслуживанию различных корабельных комплексов, и уменьшить влияние «человеческого фактора» на боевые характеристики корабля. Американский проект получил название «Aegis» («Эгида»), русские же назвали свою программу «Ультиматум». 

Новшества одной перспективной БИУС не ограничивались. В разработке находилась программа «Довод», в которой создавались новые компактные пусковые установки для ракет, расположенные вертикально. Вместе с этим начиналась или уже находилась в самом разгаре разработка новых образцов ракет – зенитных, противокорабельных, противолодочных. Вот-вот ученые должны были выдать сверхмощную гидроакустическую станцию «Полином» (которая, однако, уже в проекте весила в несколько раз больше предыдущих систем и требовала много места и больших кораблей) и РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», а со стапелей уже готовился сойти первый русский атомный авианосец проекта 1160 [2]. Все это заставляло задуматься о перспективах будущего флота, и так или иначе наталкивало на мысль, что к концу десятилетия понадобится его тотальное обновление. В результате в МГШ было принято решение приступить к разработке кораблей новых типов, которые должны были учесть все современные наработки и впитать хотя бы половину из того, что обещали ученые. Приоритет проектированию кораблей назначили самый высший, а для надежности финансирования флотских начинаний была получена поддержка наследника престола цесаревича Николая, а также премьер-министра Красина и министра финансов Колокольцева [3]. Одновременно были начата разработка крейсеров I и II рангов, эсминцев, подводных крейсеров II ранга [4] и миноносцев. Приоритет отдавался глубокой модернизации уже существующих кораблей, хотя общая «идеология» оставалась прежней – все корабли первой линии сводились в ударные эскадры, которые в свою очередь делились на боевые отряды, формирующиеся вокруг авианосцев или составленные из небольших кораблей, предназначенных для выполнения второстепенных задач. Между КБ крупнейших предприятий военного судостроения [5] был объявлен секретный конкурс на проектирование кораблей.

Проекты для основных типов кораблей были выбраны достаточно быстро, однако с эсминцами получилась накладка. Виноватым в этом оказался сам флот, а также значительный бюрократический бардак в МТК и МГШ, вызванный реформами их структуры. Дошло до того, что требования ТТЗ (весьма размытые и во многом противоречивые) были озаглавлены как «Требования к перспективному эскадренному эсминцу», что среди моряков вызывало соответствующую реакцию. Как результат – время шло, конкурсанты нервничали, но высшие чины не могли решить, какой проект корабля строить. Еще больше ситуация осложнилась из-за раскола среди представителей заказчика – «максималисты» требовали в один корпус поместить как можно больше возможностей и вооружения, а «минималисты» требовали строить «рабочих лошадок для флота» — относительное дешевые и универсальные корабли, которые можно было бы строить быстро, а главное – массово, что позволило бы покрыть огромные потребности шести ударных эскадр. Обе стороны лоббировали свои интересы, отстаивая свои проекты, которые даже успели получить свою нумерацию. «Максималисты» требовали выбрать для постройки проект 956, представленный Черноморским заводом, а «минималисты» настаивали на 1555-м проекте Путиловских верфей.

Эскадренные миноносцы пр. 956 Черноморского завода

Эскадренные миноносцы пр. 956 и пр. 1155 (Орлы Отечества)

Эсминец "Капитан Бурнашев" в составе Российского Императорского флота. По крайней мере, таким бы он мог быть…

Главным преимуществом проекта 956 на бумаге была РЛС 3Р41 «Волна», обеспечивающая большую эффективность работы ракет комплекса «Бирюза». Изначально эту РЛС планировалось ставить лишь на большие корабли из-за ее значительных габаритов, но черноморцы пообещали втиснуть ее на эсминец – и моряков это заинтересовало. Эскизный проект был действительно хорош, но в нем крылась одна большая проблема – точный расчет нагрузок не проводился из-за отсутствия информации о массе перспективных видов вооружения, и потому проектанты решили особо с этим не заморачиваться. И из-за этого начались проблемы.

Наобещав много чего морякам, черноморцы принялись разрабатывать детальный проект сразу же, как поняли, что им перепадет заказ на эти корабли. Однако вскоре стало ясно, что «Волну» ставить некуда, требовалось увеличить размеры – а корабль и так приближался к максимальной планке, предписанной ТТЗ (8000 тонн стандартного водоизмещения). На свой страх и риск проектанты решили перейти ее – видимо, кто-то активно продавливал интересы Черноморского завода в Морском министерстве, из-за чего подобное нарушение не возымело никаких последствий. Чтобы вместить все необходимые системы (в том числе обеспечивающие повышенный комфорт обитания экипажа), пришлось значительно увеличивать надстройки, и эсминец приобрел массивные надстройки, более характерные для какого-то крейсера времен Отечественной войны. «Волну» удалось воткнуть лишь на кормовой надстройке, при этом углы обзора она получила настолько ограниченные, что даже проектанты не испытывали особенного оптимизма по поводу ее полезности. Определенные проблемы возникли и при размещении радиопрожекторов МР-90 "Орех", которые первоначально планировалось использовать в качестве резервной системы подсветки целей. УВП «Довод-К» пришлось располагать побортно, по бокам от основной надстройки. Проблемы возникли даже с размещением перспективной БИУС «Ультиматум-А» – общая плотность компоновки едва позволила разместить все нужные системы и обеспечить к ним постоянный доступ.

Как результат – при росте стандартного водоизмещения на 750 тонн выше разрешенной границы, его стоимость за счет разных вспомогательных систем составила около 130 миллионов рублей. Тем не менее, не это стало последним гвоздем в гроб проекта. Точку в истории эсминцев пр. 956 поставила…. Программа "Ультиматум". К моменту завершения разработки детального проекта пришла весть о том, что конструкторы БИУСа отказались от возможности поддержки большого количества различных РЛС в целях упрощения конструкции, и сделали ставку на универсальные РЛС целеуказания. Черноморцы, сделав ставку на специальные РЛС, были вынуждены переработать свой проект, однако "конкурент" в виде проекта Путиловских верфей решительно вырвался вперед, будучи дешевле и проще, а главное — уже расчитанный под размещение универсальных РЛС 3Р100 "Зенит".

 

Водоизмещение:         стандартное 8750 тонн, полное 10 500 тонн

Размерения:                   148,8×17,4×6,6 (8,7) м

Механизмы:                    2 вала, 4 ГТД, 80 000 л.с. = 31 узел

Дальность:                        3500 миль (18 узлов)

Вооружение:                   1×2 130/70-мм орудий АК-130, 4 30-мм автомата АК-630, 84 ячейки УВП «Довод-Б», 80 ячеек УВП «Довод-К», 2×2 533-мм торпедных аппарата, 2 СППП ПК-2, 12 СППП ПК-10, 1-2 вертолета Ка-27ПЛ

Радиоэлектроника:     БИУС «Ультиматум-А», БИП «Сапфир-У», аппаратура обработки информации «Байкал-С4», СОИ «Орфей», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М», «Фрегат-М1» или «Фрегат-М2», РЛС ближнего обнаружения МР-350 «Подкат», комплекс ЦУ ПКР КРС-27 «Минерал», РЛС ЗРК 3Р41 «Волна», 4 РЛС МР-123 «Вымпел», 2 РЛС ЗРК 3Р95, 6 радиопрожекторов 3Р90 «Орех», ПУТС «Пурга-956» и ПУС «Буря», 1 лазерный дальномер ДВУ-2, система предупреждения о лазерном излучении «Спектр-Ф», навигационные системы КПФ-3К и КПИ-7Ф, 2 навигационных РЛС МР-212 «Вайгач», комплекс РЭБ МП-401 «Старт» и «МП-407 «Старт-2», ГАК «Полином»

Экипаж:                              25/271 человек

Эскадренные миноносцы пр. 1155 Путиловских верфей

Эскадренные миноносцы пр. 956 и пр. 1155 (Орлы Отечества)

У "Адмирала Чабаненко" на редкость гармоничный силуэт.

История проекта 1155 изначально складывалась иначе. Собственно сам проект начал прорабатываться Путиловскими верфями еще до объявления конкурса, на собственные средства и на основе имеющегося опыта постройки и эксплуатации предыдущей серии эсминцев пр. 1134 [7]. Конструкторы уже прекрасно понимали, что флоту нужен простой и практичный корабль, хорошо вооруженный и массовый. Вероятно потому на конкурсе среди прочих «простых» вариантов эсминцев он смотрелся лучше всего – на нем не было никаких особых излишеств, хотя, конечно же, уровень комфорта экипажа в сравнении с предшественниками был увеличен. Путиловцы испытывали те же проблемы, что и черноморцы, когда дело коснулось просчета весовых нагрузок – однако в конце концов им таки удалось уложиться в обозначенные 8 тысяч тонн стандартного водоизмещения, разместив при этом все нужное. От РЛС 3Р41 было решено сразу же отказаться – ее размещение требовало минимизации и так не слишком развитых надстроек, и даже в этом случае не было гарантий, что она сможет работать с достаточной эффективностью. Из-за этого была сделана ставка на перспективную универсальную РЛС 3Р100 "Зенит", которая полностью себя оправдала. Приятным сюрпризом оказалось и уменьшение радиозаметности корабля благодаря его простым формам – пр. 956 «светился» под излучением РЛС куда сильнее. Также на эсминце изначально разместили одно из новшеств – ЗАК «Кортик» [8], который представлял собой объединенные в одну оболочку 2 30-мм автомата и РЛС целеуказания, что позволяло комплексу работать как централизовано по командам БИУСа, так и самостоятельно, по данным собственной РЛС. Кроме того, эсминец обладал значительным модернизационным потенциалом, что повышало его привлекательность  в глазах моряков. Итоговая стоимость одной единицы составляла около 100-105 миллионов рублей.

В 1978 году была заложена первая пара эсминцев на Путиловских верфях, и их судьба какое-то время была неясной, хотя в 1980 добавилась еще пара. В конце концов проект был окончательно признан как основной, и началась массовая постройка этих эсминцев силами различных предприятий. Наибольшее количество эсминцев было построено на Путиловских верфях – 24 единицы. Пр. 1155 получил развитие в дальнейшем, предопределив развитие эсминцев России на несколько десятилетий вперед [9], но до конца 90-х годов он оставался основным типом русского эсминца и продолжал строиться на различных предприятиях в заметных количествах.

В службе эсминцы пр. 1155 оказались хоть и не «плавучими отелями» вроде пр. 956, но вполне удобными кораблями. Главными их чертами стали простота в обслуживании и надежность, что значительно упрощало службу на них. В то же время и вооружение, и системы обнаружения корабля были достаточно эффективными – в частности, противолодочные возможности этих эсминцев считались куда выше их американских «коллег», да и более раннее внедрение УВП также имело свой позитивный эффект. По мере модернизации обзорных РЛС корабля и ЗУР улучшалась и ПВО. Не стояли на месте и «мозги» корабля – БИУС «Ультиматум-А» постоянно модернизировался, улучшая характеристики корабля. В строю эсминцы этого типа находятся до сих пор, и хотя их уже начинают вытеснять на второй план более новые корабли, корабли пр. 1155 остается все еще эффективными боевыми единицами и востребованными кораблями для Российского Императорского флота.

Эскадренные миноносцы пр. 956 и пр. 1155 (Орлы Отечества)

Эскадренный миноносец "Капитан Зацаренный". Полноразмерный рисунок.

 

Водоизмещение:         стандартное 8000 тонн, полное 9900 тонн

Размерения:                   147×17,5×5,8 м

Механизмы:                    2 вала, 2 ГТА (4 ГТД), 80 000 л.с. = 32 узла

Дальность:                        3500 миль (14 узлов)

Вооружение:                   1×2 130/70-мм орудий АК-130, 2×2 30-мм ЗАК «Кортик», 96 ячеек УВП «Довод-Б», 96 ячеек УВП «Довод-К», 2 реактивных бомбомета РБУ-12000, 2×4 533-мм торпедных аппарата, 2 СППП ПК-2, 12 СППП ПК-10, 1-2 вертолета Ка-27ПЛ

БИУС:                                   «Ультиматум-А», СОИ «Орфей»

РЛС:                                      РЛС обнаружения и целеуказания МР-760 «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей МР-350 «Подкат», 3 навигационных РЛС МР-212 «Вайгач», РЛК ЦУ ПКР КРС-27 «Минерал», 2 УРЛС 3Р100 «Зенит», 6 радиопрожекторов МР-90 «Орех», 1 артиллерийская РЛС МР-900 «Пантера»

РЭБ:                                      комплекс средств РЭБ «Старт-2»

ГАК:                                      «Полином»

Прочая электроника:  комплекс обеспечения ЭМС «Подзаголовок», СОНО «Корвет», система предупреждения о лазерном излучении «Спектр-Ф», гирокомпасные системы «Курс-10А-1» и «Курс-10А-2», КРС «Прицел-А», КСУС ПЛРК «Лахна», система привода и посадки вертолетов «Привод-В»

Экипаж:                              32/264 человека

Что альтернативного

Эскадренные миноносцы пр. 956 и пр. 1155 (Орлы Отечества)

А еще 11551-й обладает чрезвычайной стремительностью силуэта с такого ракурса. В общем, не эсминец (БПК), а сплошной эстетический восторг.

А альтернативного, в общем-то, хватает.

1) Эсминец проекта 956 кардинально перестроен. Носовая часть стала более длинной, часть надстройки в носу срезана для размещения ячеек УВП. ГАК «Платина» заменена на «Полином». ЭУ заменена с котлотурбинной на газотурбинную (да, коллега Rio, форму труб я оставил примерно ту же, хотя выхлоп изменился – так, простите, эстетичнее). Труб стало две. Носовая надстройка в нижнем ярусе расширена вплоть до бортов, вдоль бортов расположились блоки УВП «Довод-К». Корма полностью перестроена – АК-130 летит за борт как излишнее вооружение, вместо этого размещен полноценный ангар на два вертолета и ВПП. Кормовая надстройка со всей ее монструозностью использована для размещения РЛС 3Р41 и 3Р95. Вроде ничего не забыл…. Итак, задам вопрос тем, кто обвинял меня в плагиате – получилось идентично с реальностью, или нет?))

Впрочем, это уже не важно. После критики и переделки концепции корабельных РЛС на конец 70 – начало 80-х годов кораблю больше нет места в альтернативе. Так что приведенная здесь информация отредактирована, а пр. 956 превращен из малосерийного корабля в неосуществленный проект.

2) А вот эсминец 1155 перетерпел куда меньше изменений. За исходный проект был взят пр. 11551. Водоизмещение несколько увеличилось, «Полином» у нас и так уже был включен в статьи нагрузки. Носовой «Кинжал» заменен на ячейки УВП «Довод-К». Добавлены радиопрожекторы МР-90 «Орех» в качестве системы подсветки стрельбы ЗУР «Бирюза». Перед носовой надстройкой и вместо кормового блока ЗРК «Кинжал» размещены блоки УВП «Довод-Б». Наклонные пусковые установки ПКР «Москит» ликвидированы вместе с вырезами в надстройке. Установлены новые РЛС целеуказания и сопровождения целей 3Р100 "Зенит". Вроде бы все, можно выдыхать.

Точные развесовки  я не проводил, ибо банально нет точной информации о весе некоторых систем, однако замечу, что 956-й действительно получился огромным для всей совокупности систем, так что там, надеюсь, никаких особо ошибок нет. С проектом 1155 тоже как бы все сложно – он на тысячу тонн крупнее «Арли Берка», но при этом обладает мощным ГАК и несет несколько более мощное вооружение – ИМХО, оно того стоит. Да и если смотреть на «Спрюэнса», то водоизмещение у них как раз примерно равное.

Примечания

1) Боевой информационной управляющей системы. Конкретнее о проекте «Ультиматум» и связанных с ним плюшках будет рассказано в других статьях.

2) О них позднее.

3) На вопрос о том, кто все эти люди, я отвечу просто – я не знаю, фамилии придумывались в случайном порядке.

4) Т.е. ПЛАРК. Подводными крейсерами I ранга выступают ПЛАРБ, или по-нашему – РПКСН.

5) К вполне реальным Черноморскому, Балтийскому, Адмиралтейскому и прочим заводам следует добавить три альтернативных – Русско-Балтийскую верфь в Ревеле (Таллине), Северный морской завод в Архангельске и Приморский завод в Находке, который в реальности занимается судоремонтом, а в альтернативе – крупнейшее судостроительное предприятие России на Дальнем Востоке.

6) В моей альтернативе в Китае все произошло с точностью до наоборот – китайские коммунисты проиграли гражданскую войну и вынуждены были при поддержке России эвакуироваться на Тайвань, где основали собственное государство. Само собой, Тайвань практически полностью зависит от воли России. Называться он так и называется – Республика Тайвань (Китайская Республика Тайвань).

7) Да, у меня это будут эсминцы.

8) У меня это именно ЗАК, без противоракет со слабыми возможностями. К тому же РЛС несколько более компактна, а сама установка – более легкая, так что со скоростью реакции проблем быть не должно.

9) Об остальных типах я распишу как-то потом.

 

P.S. Шел 5-й день Друпала…

P.P.S. Атомный авианосец для РИФ уже давно готов, но авиагруппа под него пока что вызывает у меня шок и трепет. В смысле, Миг-29К, Су-33 и Як-44 то есть, а остальное? Самолет РЭБ и ПЛО придется "колдовать" самому, а с более ранними авиагруппами — так вообще почти нечего из реала брать. А я ж в авиации почти полный 0…

arturpraetor
Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account