Эскадренные корабли типа «адмирал Завойко»
Эскадренные корабли типа «адмирал Завойко»
История кораблей типа «Адмирал Завойко» началась еще в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Маленькие и юркие российские минные катера смогли парализовать большой турецкий флот броненосцев. Возникла теория о превосходстве торпед над артиллерией, а также, что большие и громоздкие броненосцы не нужны – море будет завоевано юркими и проворными катерами.
Практика быстро показала обратное – минные катера, даже размещенные на кораблях-носителях (миноматки) оказались не способны действовать в океане: волны быстро сводили преимущества катеров на нет. И даже рост минных катеров в миноносцы, которые в свою очередь продолжали расти, не смог изменить ситуацию: минным кораблям было не под силу стать хозяином морей. Самодвижущиеся мины (торпеды) уступали обычной артиллерии.
В конце 19-го века, в Российской Империи было принято решение о создании быстрого (понятное дело) но в то же время бронированного разведчика. Получавшийся крейсер (по предварительным расчетам), обладал хорошей мореходностью, высокой скоростью, и был защищен от огня скорострельной артиллерии (100-152мм). Мог и перенести попадания снарядов артиллерии крупной – от 203-мм до 305-мм.
И вот тут идея о минном корабле, вновь была озвучена.
Быстрый крейсер, мог прорваться сквозь огонь вражеских противоминных сил, и нанести торпедный удар.
В результате, все эскизы были пересмотрены.
Обе башни с 203-мм артиллерией были перенесены на нос. При этом были оставлены именно одноорудийные башни – увеличивалась как скорострельность (скорее удобство работы), так и живучесть орудий.
Из 120-мм (первоначально 152-мм) артиллерии оставили только две пушки в кормовых установках, позднее заменив на третье 203-мм орудие.
Крейсер приобрел иную форму корпуса и носовой части (для повышения гидродинамики, но не исключался и таран).
Было построено два корабля (из запланированной серии в 20 единиц!) «Адмирал Завойко» и «солдат Князь Репнин». Третий – «Князь Пожарский», был заложен, но серьезно пострадал в результате пожара на верфях, и так и не был достроен.
Несмотря на напряженную ситуацию на Дальнем Востоке (немецко-японская война 1904-1905 годов), крейсерам типа «Адмирал Завойко», не пришлось воевать, и проверить на практике концепцию торпедного крейсера не удалось. Хотя, статистика была в пользу торпед – японцы применяли их весьма активно.
В 1907 году, «Адмирал Завойко» был потерян в результате навигационной аварии.
Тем не менее, было очевидно, что МГШ был доволен характеристиками кораблей, и продолжил развитие серии.
Новый «адмирал Завойко» (уж не специально была устроена авария, чтобы не заниматься с наименованием серии?), имевший сходный вид, был куда крупнее, и отличался от первого не только размерами, но и вооружение. Собственно, рассматривалось два варианта: с 9 180-мм и с 3 305-мм орудиями в трех башнях. Учитывая возросшие дистанции боя, предпочтение, казалось, должно было быть отдано в пользу 305-мм орудий. Однако, победил смешанный вариант – носовые орудия калибром в 305-мм, кормовые – 180-мм. Количество торпедных аппаратов (калибром 450-мм) дошло до 84 штук (42 на борт).
.
Адмирал Завойко
Концепция применения предполагала приближение на полной скорости к вражеской колонне судов на дистанцию 10-15 кабельтовых (1,8-2,77 км), мощный залп из 40-50 торпед — а если применялись два таких корабля, то и вдвое более мощный — который неизбежно приведет к попаданию торпед во вражеские корабли и их как минимум сильное повреждение. Мощное бронирование предполагалось для защиты от орудий легких крейсеров и противоминной артиллерии капитальных кораблей. Артиллерийское вооружение носило чисто оборонительный характер и должно было включать в себя легкие орудия калибра 7-8 дюймов или же тяжелые орудия в 10-12 дюймов в башнях с большими углами обстрела. Орудия главного калибра [вражеских] балшипов неизбежной опасности представлять не могли, поскольку участвовали в бою с основными силами эскадры, к которой принадлежали минные линейные корабли.
Описание конструкции
Корабль имел внешний вид большого крейсера, был с возвышенной в носу палубой на один уровень и двумя (тремя) башнями, расположенными в линейном порядке. Бронирование башен неизвестно, скорее всего, не слишком мощное. В носовых башнях размещались 305-мм, в кормовых башнях — 180-мм орудия с длиной ствола в 52 калибра.
Торпедные аппараты — главное орудие этого корабля — располагались под водой по бортам, по 42 штуки — хотя на чертежах, приведенных в источнике, видно только 41 ТА. Аппараты были закреплены жестко и находились почти у самого днища судна. Калибр их составлял 450 мм, располагались они в двух группах — под передними башнями и под третьей сзади — пространство между двумя группами башен было занято машинами.
Корабль, обладая очень мощным для своих размеров бронированием, обладал также очень высокой скоростью хода — 28 узлов за счет установки машин практически той же мощности, что и на линейных крейсерах типа Измаил — 72 000 лошадиных сил (что даже несколько больше). Имелись два винта.
***
Эскадренные корабли типа «адмирал Завойко» — новый тип эскадренных кораблей ВМФ Российской Империи с торпедным вооружением, с упором на атаки групповых морских целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей 20-летней программы развития флота. Первый крейсер класса «Завойко», DDG-1000, был спущен на воду в 1900 году
Основным оружием кораблей данной серии являются 84 (приведены данные второй серии) самодвижущихся мин Уайтхеда» и артиллерийские системы, что предопределяет основную задачу кораблей по поддержке морских сил атаками конвойных целей.
В корабле используется перспективная система управления огнем. Корабль имеет средства малозаметности (краска грязно-оливковая или «цвет морской волны», уменьшающие его заметность.
Корабль несет авиационное вооружение – три змейковых аэростата.
Программа названа в честь адмирала, защищавшего Дальний Восток во время Крымской войны Василия Степановича Завойко.
Характеристики
Длина (наибольшая), м: 203,4
Длина (по ватерлинии), м: 200,0
Ширина, м: 25,5
Осадка (нормальная), м: 8,20
Водоизмещение (нормальное), т: 23 000
Вооружение: 84×450-мм подводных торпедных аппарата
1 12″/52 орудий в двух башнях
2 7″/52 орудий в двух башнях
Бронирование, мм:
- главный пояс 400 (в оконечностях 150)
- тыльная броня 50
- средняя палуба 75+10
- нижняя палуба 20+20
- траверзы 300
- рубка 450 (стенки), 250 (крыша), 200 (пол, труба)
- барбеты 125-75
- дымоходы 100-125-75
Котлы: 15 нефтяных («Ярроу»)
Турбины: 4 активно-реактивных («Парсонс»), 2 вала
Мощность механизмов (л.с.), скорость хода: 72 000 = 28 узлов
Дальность плавания: 1250 морских миль (полным ходом)
П.С.
- В процессе работ над этой версией «Зумвольта», посетила идея, а если построить именно такой «Баян» с 6-ю (2*3) 203-мм орудиями (и многочисленной артиллерией в 75 или 102-мм)
- Цветной рисунок от коллеги Мангуст.
3. И оригинал