Эскадренные броненосцы типа «Эмануэле Филиберто». Италия

18

Италия в конце 19-го века была не особенно богатой страной. Поэтому строительство трех очередных морских гигантов типа «Ре Умберто»,продлившееся целое десятилетие,заставило итальянцев сделать перерыв в закладке новых броненосцев. К тому же господство в специализированной прессе сторонников «Молодой школы»,москитных флотов и торпедного оружия вывело бронированные монстры из моды на несколько лет. Но прошло время,оказалось ,что миноноски пока очень далеки от того,чтобы полностью ликвидировать класс линейных кораблей.Да и «Ре Умберто» начали вступать в строй.

Эскадренные броненосцы типа "Эмануэле Филиберто". Италия

Думать о новых броненосцах для итальянского флота пришлось уже не Бенедетто Брину. Морским министром стал его оппонент и друг -адмирал Симон ди Сен-Бон,считавший,что новые итальянские броненосцы должны быть меньше, лучше защищенней и с акцентом на скорострельную артиллерию. И ,соответственно, их просто должно быть больше.

В конкуренции идей двух заклятых друзей-морского министра Сен-Бона
и главного конструктора флота Бенедетто Брина рождалась концепция более дешевого небольшого броненосца .Новый проект,однако,сохранил основные бриновские признаки-фирменный симметричный силуэт,единственную мачту в центре корпуса,плоский полубак и высокий центральный каземат.

Зато в содержательной части это были уже другие корабли- вместо монструозных 340-450 мм пушек появились всего то 254 мм орудия( четыре штуки в барбетных установках). К ним -по восемь скорострельных орудий 120 и 152 мм. Бронирование стало значительно солиднее- сплошной пояс в 100-250 мм,но уже гарвеевской брони. От предшественников остался акцент на скорость.

Броненосцы существовали еще только на бумаге,когда морского министра Италии адмирала ди Сент-Бона не стало.Его место занял Бенедетто Брин(он ,кстати,тоже скончался в 1898 году ,будучи морским министром). Однако,надо заметить ,что проект практически не изменился. Бенедетто явно не был упертым консерватором,эволюция его взглядов соответствовала текущему уровню развития технологий.

Головной корабль серии из двух новых броненосцев получил имя в честь своего создателя- «Аммиральо ди Сан-Бон»

Симоне Антонио Пакорет де Сен-Бон (20 марта 1828 г. — 26 ноября 1892 г.) адмирал итальянской Regia Marina (Королевский флот) , политик и министр флота . Один из создателей итальянского флота.

Второй корабль был назван в честь не менее именитого впоследствии итальянского полководца( итальянского принца из Савойской династии, 2-го герцога Аоста- Эммануила Филиберта Савойского)- “Эмануэле Филиберто” .

Принц Эмануэле Филиберто, 2-й герцог Аосты ( испанский : Мануэль Филиберто ; 13 января 1869 года — 4 июля 1931 года) был итальянским генералом и членом Савойского Королевского дома , как сын испанского короля Амадео I , а также двоюродным братом Виктора Эммануила III (короля Италии ). Филиберто был также командующим 3-й итальянской армией во время Первой мировой войны , которая принесла ему титул «Непобедимый герцог». После войны он стал маршалом Италии .

Эти корабли относят к броненосцам 2-го класса,скоростным,слабо бронированным и вооруженным орудиями меньшего калибра , своеобразным «броненосцам-крейсерам»,модным на рубеже веков.

Именно из этого проекта выросли потом многочисленные броненосные крейсера типа «Джузеппе Гарибальди»,обеспечившие Италии выход на мировой рынок боевых кораблей.

«Эмануэле Филиберто» RN “Emanuele Filiberto”. верфь флота в Кастелламмаре , Кастелламмаре-ди-Стабия , Неаполь .Заложен 5 октября 1893. Спущен на воду 29 сентября 1897. Готов 6 сентября 1901,вошел в строй 16.4.1902 . Выведен из состава флота 29 марта 1920.разобран на металл 8 июня 1920

«Аммиральо ди Сан-Бон» RN “Ammiraglio di Saint Son”. верфь флота в Венеции .Заложен 18 июля 1893. Спущен на воду 29 апреля 1897. Готов 1 февраля 1901.Вступил в строй 24 мая (по др. данным 1 сентября)1901. Выведен из состава флота 18 июня 1920. Разобран на металл металл 8 июня 1920

Водоизмещение 10 244 т (стандартное),10 700 (10 531 длинная тонна ) т (полное).Длина 111,8 м. Ширина 21,1 м. Осадка 7,69 м.

Бронирование-Гарвеевская броня:Пояс и борта: 249 мм
Палуба: 69,9 мм(до 80 мм)
Орудийные башни: 249 мм
Рубка: 249 мм
Казематы: 150 мм

Двигатели-две паровые машины тройного расширения, 12 цилиндрических котлов,14296 л.с. Движитель 2 винта. Скорость хода 18,3 узла. Дальность плавания 3400—5500 морских миль при 10 узлах. Запас топлива 600/1000 т угля, 120 т нефти. Экипаж 557 человек.

Вооружение-4 (2×2) 254-мм/40 калибра,8 x 152-мм/40,8 x 119-мм/40
8 x 57-мм/43 (6-фунтовые),2 x 37-мм/20. Минно-торпедное вооружение-четыре ТА калибром 457 мм

*данные «Аммиральо ди Сан-Бон»

Для «Эмануэле Филиберто»— отличия-

Водоизмещение:9940 тонн (10 100 тонн) при полной боевой нагрузке ,Осадка 7,27 м Мощность на испытаниях- 13 522  л.с. . Скорость:18,1 узла ,Экипаж 565 человек.

Вооружение:4 × 10 дюймов (254 мм) / 40 орудий,8 × 6 дюймовых (152 мм) / 40 орудий,6 × 3-дюймовых (76 мм) / 40 орудий,8 × 47-миллиметровое (1,9 дюйма) пушек,2 пулемета,4 × 457 мм торпедных аппарата

В 1913 году на кораблях было установлено шесть прожекторов на платформах рядом с трубами и мачтой и дальномер на боевой рубке .

Эскадренные броненосцы типа "Эмануэле Филиберто". Италия

Внешний вид броненосцев имел выраженный французский акцент- сильный завал бортов ,при этом корабли были максимально симметричными-одинокая мачта между двух труб и небольшие различия между носовой и кормовой частью.Итальянцы считали симметрию главным врагом вражеских наблюдателей,мешающим определить направление движения корабля.Низкий надводный борт,снижающий мореходность,был не критичен для средиземноморской акватории.

“Эмануэле Филиберто” имел водоизмещение 9 940 длинных тонн (10 100 т) при полной боевой нагрузке с осадкой 7,27 м ,а «Аммиральо ди Сен-Бон» 10 531 длинную тонну (10 700 т) при полной боевой нагрузке с осадкой 7,69 метра.

Силовая установка броненосцев состояла из двух паровых машин тройного расширения и 12 цилиндрических огнетрубных котлов.Проектная мощность 14 000 л.с. На испытаниях при мощности машин в 13 522  л.с. “Эмануэле Филиберто” продемонстрировал скорость 18,1 узла,а «Аммиральо ди Сен-Бон» при 14 296 л.с-18,3 узла. При этом на предварительных испытаниях «Аммиральо ди Сен-Бон»разогнался до 19,2 узлов,а на официальных максимальные показатели зарегистрированы в 18,5 узлов. Дальность плавания на 10 узлах должна была составить 5500 миль.

Экипаж составлял 565 человек на «Филиберто» и 557 на «Сен-Боне».

Бронирование из гарвеевской стали(впервые примененной в итльянском флоте) включало полный главный пояс 249 мм(в оконечностях до 100 мм и 76 мм,но большей высоты) и палубу 69 мм,башни главного калибра и боевая рубка имели 249 мм,а каземат средней артиллерии-150 мм броню.

Вооружение по проекту — четыре 10 дюймовых пушки(254 мм) Армстронг(снаряд 220кг,начальная скорость 700 м/с,скорострельность-до 1,5 выстрелов в минуту,угол возвышения 20 градусов,дальность до 18 км) в двухорудийных барбетных установках на носу и в корме,восемь 152 мм 40 калиберных скорострельных орудий в индивидуальных казематах на миделе(впервые в итальянском флоте с такой защитой) и восемь 120 мм 40 калиберных скорострельных орудий на крыше каземата.

Из торпедного вооружения установили четыре торпедных трубы калибра 457 мм в палубных установках.

Противоминное вооружение у систершипов различалось. На «Филиберто» стояли шесть 76 мм 40 калиберных пушек и восемь 47 мм орудий,а на «Сен-Боне»-восемь 57 мм и две 37 мм пушки.

Эскадренные броненосцы типа "Эмануэле Филиберто". Италия

«Аммиральо ди Сен-Бон»приступил к морским испытаниям в январе 1901 года в Специи, эксполуатация начата 1 февраля.Первые годы службы прошли в составе 1-й эскадры Королевского флота,вместе с систершипом,тремя «Ре Умбертами» и двумя броненосцами типа «Регина Маргарита».По установленному порядку 7 месяцев в году корабли занимались боевой учебой,а пять месяцев с сокращенным экипажем находились в боевой готовности.

«Аммиральо ди Сен-Бон»в составе 3-й дивизии 2-й эскадры принимал участие в итало-турецкой войне 1911-1912 годов.

17 апреля 1912 года,после объединения 1-й и 3-й дивизий у острова Стампалия,эскадра отправилась на север ,к Дарданеллам. По дороге итальянцы перерезали подводные телеграфные кабели между Имбросом, Тенедосом , Лемносом , Салоникой и Дарданеллами . Попытка выманить османский флот на генеральное сражение не удалась,итальянцы ограничились перестрелкой с турецкими береговыми батареями в Дарданеллах.

30 апреля 1912 года 3-я дивизия привела из Тобрука конвой транспортов к Родосу.Пока итальянский флот отвлекал турок обстрелом города,десант выгрузился 4 мая 10 милями южнее и при поддержке корабельной артиллерии на следующий день взяли город.

В июле вся дивизия вернулась в Италию для ремонта и замены расстрелянных стволов. В октябре турки подписали мир .

Броненосец «Аммиральо ди Сан-Бон»

Броненосец «Аммиральо ди Сан-Бон»

В 1913 году броненосец присоединился к международной эскадре в Ионическом море ,демонстрирующей угрозу успешным действиям Балканского союза по добиванию Турции в 1-й Балканской войне.Эскадра британского адмирала Сесила Барни ,в которую кроме итальянского броненосца вошли британский броненосец HMS  King Edward VII , австро-венгерский броненосец SMS  Zrínyi , французский броненосный крейсер Edgar Quinet и немецкий легкий крейсер SMS  Breslau ,блокировала черногорское побережье,мешая сербам помочь черногорцам в осаде албанского города Скутари(Шкодер).Сербы были вынуждены отойти и регион был оккупирован объединенными сухопутными силами великих держав.

Устаревший корабль предполагалось в 1914-15 годах пустить на слом,но вступление Италии в Первую мировую войну продлило его службу,он числился в береговой обороне Венеции,с громким названием- Морские силы Венеции (вместе с систершипом, броненосцем «Сардиния», двумя крейсерами и несколькими небольшими судами),причем с 1916 года как плавучая зенитная батарея.В июне 1920 его вычеркнули из списков и вскоре разделали на металл.

Эскадренные броненосцы типа "Эмануэле Филиберто". Италия

“Эмануэле Филиберто”начал морские испытания в сентябре 1900 года под Неаполем.Корабль был готов 16 апреля 1902 года,хотя в строй официально он вошел еще 6 сентября 1901 года.Начало службы броненосца прошло в составе 1-й эскадры. 29 сентября 1911 года Италия объявила войну Османской империи , чтобы захватить Ливию . Во время итало-турецкой войны в составе 3-й дивизии обстреливал османские береговые укрепления при захвате Триполи 3 октября 1911 года .5 октября был высажен десант,а 11 октября Триполи пал.

После небольшого отдыха итальянская эскадра отправилась к Дарданеллам. Пока основная часть кораблей вела перестрелку с фортами, “Эмануэле Филиберто” и миноносец «Остро» совершили набег на порт Вати на острове Самос и обстреляли там казармы османской армии. Затем «Остро» торпедировал османскую канонерку в гавани, после чего итальянские корабли с чувством выполненного долга удалились.

В мае 1912 года вместе с систершипом участвовал в захвате острова Родос.

Первая мировая задержала отправку броненосца на слом и он вместе с систершипом охранял Венецию от австрийских нападений. С апреля 1916, использовался в основном в качестве плавучей зенитной батареи. В июне 1920 года ненужный корабль был вычеркнут из списков и отправлен на слом.

После строительства гигантских броненосцев с чудовищными пушками, итальянцы ударились в другую крайность, построив два броненосца 2-го класса, в полтора раза меньше бриновских мастодонтов. Результат плодотворной дружбы-конкуренции двух знаковых личностей в истории итальянского флота-адмирала Сен-Бона и инженера Бенедетто Брина.

Огневая мощь новых кораблей была ниже современных эскадренных броненосцев, а скорость уступала броненосным крейсерам. Броненосцы «потерялись» между двумя классами. Отставание развития средств управления огнем не позволяло полностью использовать дальнобойность главного калибра.В общем компромисс получился не очень удачным.

Данный класс был в моде на рубеже веков, скоростные небольшие броненосцы. Но в быстро менявшейся реальности им вскоре места уже не нашлось, они устарели морально за период долгостроя. Тем не менее в локальных боевых операциях войны с турками они успели поучаствовать. Конечно, в тепличных условиях, османы не рискнули вывести свою дряхлую эскадру на честный бой.

С другой стороны, найденные при проектировании конструкторские решения проросли в удачной и самой многочисленной в мире серии броненосных крейсеров типа «Джузеппе Гарибальди», «гарибальдийцев», ставших на десятилетие одним из супербрендов мировой торговли оружием наряду с «эльсвикскими крейсерами».

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account