Данная статья из жж Сергея Махова выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье ««За нашу и вашу свободу»: историческая правда о работорговле».
Знаете, наверное я никогда этого не пойму. Дело в том, что в работорговле нет хороших и нет плохих — оба хуже. Отвратительны и те, кто покупает (арабы, европейцы, сами африканцы, для которых вообще рабство было обыденностью), но еще отвратительнее те, кто продает.
Ведь у нас же, под боком, в 18-19 веках были бравые парни, которые этим занимались, и даже выращивали детей «на вырост» с целью дальнейшей «реализации». И если затронуть эту тему — полыхания по страданиям негров окажутся мягкой неназойливой улыбкой.
Я вот не так давно читал про выселение черкесов-адыгов-убыхов. И вот опять… Это страх и ненависть в Лас-Вегасе, при этом все стороны конфликта — отвратительны.
Просто широкими мазками. В 1857 году Милютин предложил на Кавказе новую тактику — а давайте всех горцев… изгоним на фиг. Ну хотят они жить в мусульманском мире — пусть живут. Перевоспитать — все равно не перевоспитаем.
Дело за малым — договориться с турками, готовы ли они их принять. Ну и в 1860-м договорились — турки примут 40-50 тысяч черкесов на проживание без вопросов. Получили даже согласие от лидеров черкесов, честно предоставив им выбор — вы куда желаете — Турцию осваивать или Сибирь?
Проблема оказалась в том, что их было в разы больше, ибо наши имели только смутное представление об их численности. И в 1864 году, когда началась высылка — начался писец. Берже, на минуту — русский историограф — пишет:
«Я никогда не забуду ошеломляющее впечатление, которое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где на берегу собралось около семнадцати тысяч человек. Позднее, ненастное и холодное время года, почти полное отсутствие средств к существованию и эпидемия тифа и оспы среди них сделали их положение отчаянным. И действительно, чье сердце будет тронуто, например, при виде уже неподвижного трупа молодой черкесской женщины, лежащей в лохмотьях на влажной земле под открытым небом с двумя младенцами, один из которых борется в своих смертельных муках, а другой пытался утолить голод у мёртвой маминой груди? И я видел не мало таких сцен».
Таких описаний на самом деле множество. Были факты и специальных действий русских, чтобы побольше черкесов умерло, были и совершенно неспециальные действия, которые привели к тому же. К числу последних, например, можно привести вот это решение: изначально перевозили черкесов в Турцию на русских судах, ибо у Турции с флотом после Крымской было не ахти. Паковали плотно — до 1500–1800 человек на корабль. Плюс экипаж. Как мы понимаем, в скученном пространстве начинались эпидемии, которые затрагивали всех. Получив на своих кораблях парочку эпидемий тифа, русские от перевозок отказались. Сказав, что пусть возят турки. Турки начали возить, но не церемонились — чуть подозрение у кого-то на болезнь — сразу за борт. Без разговоров. В общем, масштаб потерь при перевозках представить можете.
Казалось бы — русские — плохие, турки — плохие, черкесы — хорошие, видно же, да? Ах да, еще же Англия с Францией плохие, потому как не вмешались, а просто наблюдали, как целый народ геноцидят. Нет, правда один из шотландских лордов там что-то сказал в письме к султану, на что тот ответил — если лорд реально хочет помочь — султан готов организовать переправку эдак тысяч 10-ти черкесов в Шотландию. Ну и что-то лорд сразу замолчал.
Ну а хорошие парни, прибывшие на Кипр, в Болгарию, в Анатолию и т.д., чуть оклемавшись… первым делом занялись набегами на соседей для захвата рабов и продажи их на турецких же рынках. Чем безмерно возмутили самих турок. Ибо если в Болгарии и на Кипре хотя бы христиан захватывали, хоть и турецких подданных, то в Анатолии-то собственно турок! А в Трапезунде — курдов, которые тоже вроде как свои. И те начали их геноцидить не хуже русских в ответ. Наместник Анатолии:
«только могила их исправит».
И представители черкесов после такой засады ломанулись… в российское посольство! Мол, заберите нас отседова, готовы вернуться обратно и жить тихо и скромно! Русские почему-то не поверили.
В Болгарии черкесы схлестнулись помимо всего прочего с крымскими татарами, которые чуть ранее туда бежали и расселились, и началась массовая резня на выживание. Которая прекратилась внезапно, когда оба народа решили геноцидить православных. Что привело к войне 1877–1878 годов в итоге.
В общем, лично для меня в этой истории хороших нет. Все стороны очень неприятны. Если же убрать эмоции — скажу еще раз то, что говорил в теме об индейцах — когда сталкиваются две культуры, одна из которых стоит на несколько голов выше второй, подобный исход неизбежен. Просто потому, что поднять вторую культуру до уровня первой иногда просто невозможно. Плохо это или хорошо — не знаю.
Как-то так.