0

В 1939 году конструкторский коллектив под руководством В.Н.Беляева приступил к разработке перспективного одноместного истребителя ЭОИ, в который закладывались высокие расчетные данные. По схеме новый самолёт был аналогичен голландским De Schelde D-21 и Fokker D-XXIII – в нём использовалась мощная силовая установка, состоявшая из новейшего по тому времени двигателя М-105 с толкающим трехлопастным винтом изменяемого шага ЗСМВ-2.

 

ЭОП. Истребитель. Проект. Беляев. СССР. 1939г.

Профиль крыла был также ламинизированный, но относительная его толщина увеличена до 12%. Первоначально Беляев предполагал для уменьшения посадочной скорости использовать мощную взлетно-посадочную механизацию, в первую очередь предкрылок вдоль всего размаха крыла. Однако специалисты ЦАГИ весьма скептически отнеслись к этой затее, справедливо полагая, что предкрылок нарушит ламинарный характер обтекания профиля. Поэтому была разработана совершенно оригинальная, нигде ранее не встречавшаяся система перевода предкрылка в рабочее положение. В убранном положении он заподлицо убирался в нижнюю поверхность крыла в районе его хвостовой части, а на взлете и посадке при помощи шарнирного механизма передвигался на переднюю кромку.

ЭОП. Истребитель. Проект. Беляев. СССР. 1939г.

Конструкция экспериментального истребителя ЭОИ была цельнометаллической. Фюзеляж вытянутой, яйцевидной формы предполагалось оснастить герметической кабиной. Сиденье летчика и система управления размещались на консольной металлической ферме, а вся носовая часть в виде колпака могла отделяться при монтаже и ремонте. Для посадки в самолет и его покидания служила дверь автомобильного типа. Вооружить ЭОИ планировали двумя 23-мм пушками Таубина.

Под крылом была предусмотрена установка ещё двух 23-мм пушек (или 12,7-мм пулеметов?). Проектом также предусматривалась бомбовая нагрузка порядка 300 кг. Судя по имеющимся фотографиям ЭОИ мог нести как минимум три 100-кг бомбы ФАБ-100 (одну под фюзеляжем и две под крылом). Из-за выбранной схемы со средним расположением крыла (площадью 19 кв.м. и размахом 11,4 м)

Беляев использовал трехстоеченое шасси с носовым колесом. Опорные стойки убирались в крыло и фюзеляж, передняя – в нишу под кабину пилота.

В заключении по самолету от 25 октября 1939 г. говорилось, что заявленные данные реальны. Было принято решение машину строить. Предполагали сдать 1-й экземпляр к 15 октября 1940 г., второй — к 1 декабря 1940 г. На практике получилось значительно медленнее. Изготовление первого экземпляра началось в феврале 1940 г, до прояснения окончательного облика самолета. 1 мая заложили 2-й экземпляр, а 8 мая макетная комиссия утвердила окончательный вариант вооружения; 2 пушки калибром 23 мм (20 мм). Рекомендовали оборудовать складную лестницу для подъема в самолет без использования наземной стремянки и предусмотреть подвеску под крылом 6-8 реактивных снарядов РС-82.

ЭОП. Истребитель. Проект. Беляев. СССР. 1939г.

ЭОП. Истребитель. Проект. Беляев. СССР. 1939г.

Специальная комиссия под руководством А.А. Сенькова, которая весьма критически рассматривала все строящиеся машины. В отношении ЭОИ в документах комиссии говорилось, что 1-й экземпляр готовится к проведению статических испытаний, а 2-й строится как летная машина. Рабочие чертежи полностью сданы в производство 3 июня, а срок сдачи на испытания 15 октября, что заведомо невыполнимо. Самолет Беляева очень сложный для серийного производства. В отношении предкрылков подчеркивалось: "имеют очень сложный механизм установки в рабочее положение, велика вероятность отказа в работе". Положительные стороны ЭОИ также отмечались, тем не менее, его постройку предлагалось прекратить. Понятно, что Беляев защищал свое детище всеми силами. Он сумел доказать необходимость существования ЭОИ, и его строительство продолжилось, хотя и весьма неспешно.

5 апреля зам. наркома Яковлев направил Ляпидевскому требование "ускорить работы по ЭОИ в связи с окончанием работ по машине "103У". К этому времени ЭОИ "оброс" многочисленными переделками и дополнениями. Например, кок винта оборудовали внутренним вентилятором, увеличили колею шасси, а чтобы в случае экстренного покидания пилот не попал под вращающийся винт, разработали механизм принудительной остановки двигателя. Особое внимание уделили бронированию кабины летчика. Впереди разместили прозрачную броню толщиной 27 мм. Бронированный пол сопрягался сзади с бронеспинкой пилота.

Начавшаяся война привела к закрытию очень многих работ в авиапромышленности. Коснулось это и истребителя Беляева. Хотя ЭОИ был практически закончен — готовность его актом от 9 июля 1941 г. оценивалась на 90% — в соответствии с приказом НКАП 753 от 27 июля 1941 г. строительство самолета прекратили. При эвакуации из Москвы его и всю техническую документацию и самолет уничтожили.

ЭОП. Истребитель. Проект. Беляев. СССР. 1939г.

Так что точных данных о его ТТХ не сохранилось.

Длина — ?
Размах крыла – 11,40 м
Площадь крыла – 19,00 м.кв.
Вес взлетный – ?
Скорость – не менее 550 км\ч
Дальность – ?
Потолок – ?
Двигатель – М-105, рядный, V-образный, мощностью 1050 л.с.
Экипаж – 1 человек
Вооружение – две (четыре) 23-мм пушки
Нагрузка – три 100-кг бомбы ФАБ-100 или аналогичные по массе мелкие бомбы.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account