Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
22 года назад, 10 февраля 1995 года состоялся самый крупный и результативный воздушный бой в истории Латинской Америки. Во время очередного пограничного конфликта между Перу и Эквадором, названного по наименованию местности, за которую шли боевые действия, "войной Альто-Сенепа", эквадорские летчики без потерь со своей стороны одержали три воздушные победы.
В тот день на штурмовку вражеской военной базы вылетели четыре перуанских самолета – два истребителя-бомбардировщика Су-22 и два легких штурмовика Цессна А-37 "Дрэгонфлай". За линией фронта их с помощью наземного радара перехватила четверка эквадорских истребителей – два "Миража" F-1 и два "Кфира". В первой же атаке "Миражи" сбили оба Су-22 ракетами "воздух-воздух", а один из "Кфиров", пилотируемый капитаном Вильфридо Мойя, расстрелял "Дрэгонфлай". Только одному перуанскому самолету удалось уклониться от ракет и уйти от преследования, маневрируя на предельно малой высоте и едва не задевая верхушки деревьев.
Члены экипажа сбитого "Дрэгонфлая" – полковник Илларио Валладарес и майор Грегорио Мендола – успели катапультироваться и через некоторое время были эвакуированы перуанским спасательным вертолетом. Пилотам "су двадцать вторых" повезло гораздо меньше. Один из них – майор Кабальеро не воспользовался катапультой и погиб вместе с машиной. Его останки были случайно обнаружены только через полгода. А второй – майор Мальдонадо – спустился на парашюте в джунгли, но получил серьезные травмы. Почему-то он не смог связаться со спасателями, возможно, у него отказал радиомаяк. Майор не мог передвигаться и умер через восемь дней, не дожив всего два дня до того как его нашли.
Надо заметить, что перуанцы отказываются признавать победы эквадорских летчиков и утверждают, будто все их самолеты были сбиты зенитным огнем. Также любопытно, что в бою участвовали машины производства четырех стран – советские и американские против французских и израильских. Боевые действия продолжались до конца февраля, но перуанцы больше не пытались задействовать свою ударную авиацию. А в Эквадоре с тех пор 10 февраля празднуют День ВВС.
Перуанский Су-22 в камуфляже времен войны Альто-Сенепа.
Перуанские "Дрэгонфлаи" и Су-22 в современной окраске.
Эквадорские "Миражи" F-1 в одноместном и двухместном вариантах.
Эквадорский "Кфир".