Экспериментальный поплавковый гидросамолет Short S.81 Gun Carrier. Великобритания
Некоторые источники относят Short S.81 Gun Carrier к числу первых британских истребителей первой Мировой войны, хотя трудно себе представить этот крупный поплавковый гидросамолет в качестве истребителя в любом общепринятом смысле. Фактически, это была последняя модификация в серии одномоторных бипланов с толкающими воздушными винтами, которая была начата в 1910 году созданием самолета S.27 и которая продолжила свое развитие в виде таких машин как S.33, S.38, S.62 и S.80, выпускавшихся в виде самолетов наземного и морского базирования. S.80 изготавливался как с колесным, так и с поплавковым шасси, и S.81 был непосредственной производной, заказанной специально для испытаний по воздушной стрельбе из 1½-фунтовой (37 мм) малокалиберной автоматической пушки Vickers.
В отличие от большинства одномоторных бипланов с толкающими пропеллерами других компаний хвостовые балки гидросамолета Short S.81 не сходились к одной хвостовой замыкающей стойке и одному рулю направления, а были установлены параллельно как в виде сверху, так и в виде сбоку. Каждая хвостовая балка завершалась хвостовой замыкающей стойкой и вертикальным оперением в виде одного сбалансированного руля направления (без киля) и цилиндрическим хвостовым поплавком. Относительно короткие основные поплавки были резиновыми (новшество, предложенное Освальдом Шортом), а небольшие цилиндрические стабилизирующие поплавки были установлены под законцовками нижнего крыла.
Силовая установка состояла из одного двухрядного ротативного двигателя Gnome, развивавшего мощность 160 л.с. и вращавшего четырехлопастный толкающий воздушный винт. Для обеспечения толкающему пропеллеру свободного вращения в задней кромке верхнего крыла был сделан вырез. Сама фюзеляжная гондола, прочность которой была усилена, была укорочена, и ее длина была менее 5 футов (1,5 м). 1½-фунтовая пушка Vickers устанавливалась на надстройке в носовой части гондолы, кабина наводчика располагалась с левой стороны казенной части орудия.

поплавковый гидросамолёт Short S.81 Gun Carrier (номер Адмиралтейства 126) пришвартован в Калшоте в 1914 году. Поплавки на законцовках нижнего крыла были необходимы, поскольку установка 1½-фунтовой пушки Vickers настолько увеличивала массу самолета, что при разворотах по время рулежек возникал риск удара законцовки о воду. Снимок из коллекции А. А. Джексона
Спроектированный Артуром Камденом Праттом, единственный поплавковый гидросамолет Short S.81 (номер Адмиралтейства 126) впервые поднялся в воздух примерно в апреле 1914 года в Калшоте, где лейтенант Королевского флота (капитан-лейтенант) Р. Х. Кларк-Хилл (Lieut R H Clark-Hill RN) проводил артиллерийские испытания. Говорят, что, когда открыли огонь из 1½-фунтовой пушки Vickers, самолет свалился на крыло, оказавшись ниже на 500 футов (152 м). Излишне говорить, что испытания не были признаны успешными, и затем пушку передали королевскому летному корпусу. Дальнейшие испытания с другой пушкой – шестифунтовой (57 мм) пушкой Davis – проводились на базе авиационной службы Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS) Грейт-Ярмут в марте и апреле 1915 года. Однако из-за предстоящих экспериментов по разработке механизмов синхронизации пулеметов дни вооруженных пулеметами самолетов с толкающими винтами были сочтены, и Short S.81 исчез со сцены.

оснащенный 1½-фунтовой пушкой Vickers поплавковый гидросамолет Short S.81 Gun Carrier в Калшоте во время военно-морского смотра в июле 1914 года. Снимок flyingmachines.ru
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Short S.81 Gun Carrier
Назначение: экспериментальный поплавковый гидросамолет
Статус: прототип
Конструкция: одномоторный двухместный двухпоплавковый гидросамолет-трехстоечный биплан
Компания-производитель: Short Bros, Истчерч, остров Шеппи, графство Кент
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: один двухрядный ротативный двигатель Gnome мощностью 160 л. с., вращающий четырехлопастной толкающий винт
Структура: легкая стальная трубчатая конструкция с тканевой и дюралюминиевой обшивкой; двухпоплавковое шасси с двумя стабилизирующими поплавками на законцовках нижнего крыла и двумя поплавками. Элероны только на верхнем крыле
Размеры:
размах крыльев 67 футов (20,4 м)
площадь крыльев 540 кв. футов (50,2 м²)
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 60 миль/ч (97 км/ч)
Вооружение: одна 1½-фунтовая пушка Vickers со специальным креплением на носу гондолы
Количество изготовленных: 1 прототип (номер Адмиралтейства 126; первый полет состоялся примерно в апреле 1914 года в Калшоте). Серийного производства не было
источник: Francis K Mason «The British Fighter since 1912» page 24
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-short-s81-gun-carrier