Экспериментальный планер Slingsby-Baynes Bat. Великобритания
В начале 1930-х годов разработка самолетов и танков достигла уровня, когда начали рождаться идеи об объединении этих двух различных видов оружия для быстрой транспортировки боевых машин к месту развертывания по воздуху. Эти идеи, безусловно, обратили на себя внимание военных.
Насколько известно, самый первый проект объединения бронетехники и летательного аппарата принадлежит американскому конструктору танков Джону Уолтеру Кристи. Им были разработаны колесно-гусеничные танки с большими опорными катками с индивидуальной подвеской, способные двигаться по дорогам со снятыми гусеницами и послужившими основой для советских танков серии БТ. Проект авиадесантного колесно-гусеничного танка Christie M-1932 должен был иметь съемные бипланную коробку, хвостовое оперение и пропеллер, приводимый во вращение двигателем танка. Прототип Christie M-1932 был изготовлен, но крылья не получил и в воздухе не испытывался.
В середине 1930-х годов в Советском Союзе проводились испытания по транспортировке тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком ТБ-3 танкетки Т-27 (масса 1,7 тонн), а также эксперименты по сбросу с летящего на сверхмалой высоте бомбардировщика ТБ-3 на воду легких танков-разведчиков Т-37 и Т-38. Однако эти идеи дальнейшего развития не получили. Только в 1942 году во время войны возникла идея доставлять по воздуху легкие танки Т-60 (масса 5,8 тонн) партизанским частям или передовым соединениям фронта. Олег Антонов разработал гибрид десантного танка и планера А-40(КТ), представлявший собой легкий танк Т-60 с бипланной коробкой, хвостовым оперением и системой управления отклоняющимися поверхностями. Осенью 1942 года планер А-40(КТ) прошел испытания с использованием в качестве самолета-буксировщика тяжелого бомбардировщика ТБ-3, после чего работы по данной программе были прекращены.
В Германии интерес к теме доставки бронетехники по воздуху активизировался в рамках подготовки к операции «Морской лев». Немецкое командование выдало авиастроительным компаниям заказ на создание планера, способного перебросить по воздуху средний танк Pz.Kpfw.IV массой 20 тонн. Хотя вторжение на Британские острова не состоялось, разработка «больших планеров» Messerschmitt Me 321 Gigant и Junkers Ju 322 Mammut была частично успешной. Планеры Me 321 были запущены в серийное производство и послужили основой тяжелого военно-транспортного самолета Me 323. Планеры и самолеты перевозили различные грузы, в том числе и легкую бронетехнику, но средние танки Pz.Kpfw.IV им перевозить не довелось.
В Великобритании на основе печального опыта нападения Германии на Бельгию начали формировать воздушно-десантные войска. Летательные аппараты, способные доставить по воздуху танки, также стали предметом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Результатом этих усилий стали тяжелые транспортные планеры General Aircraft GAL.49 Hamilcar классический конструкции со «встроенным» грузовым отсеком для перевозки Tetrarch легкого танки массой 7000 кг.
В 1941 году британский конструктор планеров Лесли Эверетт Бейнс (Leslie Everett Baynes) разработал собственную концепцию летательного аппарата для перевозки танков. По своей концепции его планер во многом был схож с антоновским А-40(КТ): танк массой 8,5 тонн был соединен с крылом и получал систему управления последним, транспортировка осуществлялась с помощью самолета-буксировщика. Однако в отличие от Олега Антонова, выбравшего планер классической компоновки, Лесли Бейнс сделал выбор в пользу аэродинамической схемы «летающее крыло»; планер Бейнса должен был получить стреловидные консоли с установленными на законцовках шайбами вертикального оперения. По сравнению с планером классической схемы Hamilcar планер Бейнса имел более простую конструкцию, поскольку фактически удалялся фюзеляж. Перед приземлением двигатель танка можно было запустить и после расцепления замков, соединявших крыло с танком, машина могла немедленно вступить в бой, при этом крыло за счет собственной подъемной силы отбрасывалось назад.
В штабе Королевских ВВС признал достоинства и преимущества планера Бейнса, но сначала захотели убедиться в аэродинамических характеристиках самого крыла и выдали разрешение на создание пилотируемой летающей модели в масштабе 1:3. Изготовление летающей модели, которая была разработана Лесли Бейнсом и получила наименование BAT (Baynes Airborne Tank; авиадесантный танк Бейнса), было передано компании Slingsby Sailplanes Ltd. (Slingsby), Киркбимурсайд (Kirbymoorside), графство Йоркшир. Работы начались только в 1943 году. Планер BAT имел цельнодеревянную конструкцию с небольшой фюзеляжной гондолой, смещенной назад к вспомогательной вертикальной плоскости, и посадочной лыжей. В соответствии с патентом компании Slingsby в нижней поверхности крыла располагались большие закрылки, которые были смещены довольно далеко от задней кромки. При значительной эффективности они не создавали заметного опрокидывающего момента и поддерживали полную эффективность элеронов.
Также Лести Бейнс разработал упрощенную систему управления, рассчитанную на установку в танке. Управление элеронами осуществлялось посредством рулевого колеса, при перемещении которого вперед-назад и в стороны определяли дифференциальное или одновременное отклонение элеронов. Управление рулями направления осуществлялось с помощью педалей.
Испытательные полеты проходили в испытательном центре военно-воздушных войск (Airborne Forces Experimental Establishment – AFEE) в Шерберн-ин-Элмете (Sherburn-in-Elmet), графство Йоркшир. Проведенные ранее испытания в аэродинамической трубе предупреждали о возможности потери подъемной силы у законцовок крыла, но слоты, которые должны были этот недостаток исправить, еще не были готовы. Единственным пилотом планера BAT, летавшим на нем в июле 1943 года, был флайт-лейтенант (капитан авиации) Роберт Кронфельд – всемирно известный планерист и авиаконструктор австрийского происхождения. Роберт Кронфельд летел на разных скоростях и режимах полета, даже с опущенным рулевым управлением. Он оценил устойчивость планера, легкость пилотирования, эффективность закрылков, легкость посадки и безотказную компенсацию частичной потери подъемной силы. Планер был удачным за исключением того, что BAT Королевским ВВС уже больше был не нужен, поскольку задачи, для которых он предназначался, полностью взяли на себя планеры Hamilcar.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Slingsby-Baynes Bat
Назначение: экспериментальный планер
Статус: единичное производство
Компания-производитель: Slingsby Sailplanes Ltd., Киркбимурсайд, графство Йоркшир
Экипаж: 1 человек
Размеры:
размах крыла 10,16 м
длина 3,45 м
высота 1,41 м
площадь крыла 14,88 м²
Масса:
пустого планера 346 кг
взлетная 437 кг
Летные характеристики:
максимальная аэродинамическая скорость буксировки 193 км/ч
крейсерская скорость 128 км/ч
посадочная скорость 64 км/ч
Количество изготовленных: 1 экземпляр
источники:
-
-
- текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres MARTIN SALAJKA «BAYNES BAT» «L+K» 18/2000
- часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/glider/bat.html
-