13
Экспериментальный планер Lippisch DM 1. Германия

Экспериментальный планер Lippisch DM 1. Германия

Сегодня широко распространено мнение, что в годы Второй Мировой войны в немецкие авиаконструкторы разработали ряд новых подходов к аэродинамическим решениям, силовым агрегатам самолетов, а также к вооружению и оборудованию. Многие революционные новшества и открытия были результатом работы группы выдающихся ученых и инженеров, большая часть которых работала за пределами Германии в основном на своих бывших противников.

Одним из представителей этой когорты был доктор технических наук Александр Липпиш, который в 1920-х годах занимался разработкой планеров, тяготея к нетрадиционным компоновкам, особенно к самолетам-бесхвосткам. Его вклад как главного аэродинамика в создание Messerschmitt Me 163 Komet – единственного ракетного истребителя, стоявшего на вооружении немецких ВВС, не взывает никаких сомнений. Еще в 1942 году, когда базовая концепция ракетного перехватчика Komet была утверждена в Аугсбурге в компании Messerschmitt AG, он пошел еще дальше: максимальная скорость Me 163 могла достигать 1000 км/ч [1], у Александра Липпиша были идеи добиться вдвое большей скорости.

Из Аугсбурга Александр Липпиш переехал в Вену, где поступил на работу в научно-исследовательский авиационный институт (Luftfahrtforschungsanstalt; LFA), занимавшийся теорией аэродинамических свойств самолетов и исследованиями в области больших чисел Маха. Это было именно то, что было нужно Александру Липпишу. В то время LFA тесно сотрудничал с немецким исследовательским институтом планеризма (Deutsche Forschungsanstalt für Segelflug; DFS), Дармштадт, который давно перестал быть организацией, занимающейся исключительно безмоторными спортивными полетами и превратился в ведущую в организацию. занимавшуюся разработкой столь близких Липпишу передовых проектов.

В 1944 году в Вене Александр Липпиш разработал проект революционного по тем временам истребителя-штурмовика LP 13a. Разумеется, что это должен был быть одноместный самолет-бесхвостка с треугольным крылом с относительно толстым профилем (испытания в аэродинамической трубе показали, что крыло будет эффективным как на высоких скоростях полета, так и на малых скоростях с большими углами атаки и что в близком к М = 1 диапазоне скоростей на передней и задней кромках будут формироваться ударные волны на передней и задней кромках, что приводит к неблагоприятным изменениям углов тангажа и крена).

Самолет должен был оснащаться с убирающимся лыжным шасси (для взлета с катапульты или верхней части самолета-носителя) и иметь вооружение из пушек и ракет. Силовая установка должна была стать смешанной и состоять из жидкостного ракетного и прямоточного воздушно-реактивного двигателей (ЖРД и ПВРД). Ракетный двигатель должен был использоваться на взлете, при наборе высоты и особенно для достижения необходимой скорости для запуска ПВРД.

Однако во время испытаний моделей в аэродинамической трубе не удалось получить полные данные о поведении самолета на всех режимах полета, особенно о его характеристиках управляемости в полете с минимальной посадочной скоростью. Поэтому было решено получить необходимые данные при летных испытаниях аэродинамически идентичного планера тех же размеров, но с уменьшенной удельной нагрузкой на крыло (ожидалось, что в крыле будут добавлены баки с балластной водой, что увеличит удельную нагрузку до предельных величин). Как и в случае с перехватчиком Me 163 Александр Липпиш спроектировал базовую конструкцию экспериментального планера и выполнил статические расчеты, передав рабочее проектирование и изготовление прототипа авиационно-техническим группам (Flugtechnische Fachgruppe; FTFG) [2] университетов Дармштадта и Мюнхена. Ряд инженеров и студентов дармштадской и мюнхенской FTFG, среди которых были Херберт Дайкс (Herbert Deiks), Вольфганг Хайнеманн (Wolfgagng Heinemann), Клаус Метцнер (Klaus Metzner) и Герман Ненингер (Hermann Neninger), приняли участие в создании планера DM 1 (Darmstadt, München).

схема экспериментального планера Lippisch DM 1

схема экспериментального планера Lippisch DM 1

Концептуально DM-1 (идентичен LP 13a) представлял собой треугольное двухлонжеронное крыло (летательный аппарат фактически не имел фюзеляжа) с толстым почти симметричным профилем (16,6%) и стреловидностью по передней кромке 60°. Единственным средством механизации крыла были элероны, подвижные поверхности, расположенные на задней кромке крыла между элеронами, использовались только для продольной балансировки. Над крылом был установлен киль треугольной формы, конструкция которого была аналогична конструкции крыла. У основания киля толщина киля составляет 19,2%, чего было достаточно для размещения кабины пилота с простым остеклением. Низ носовой части между педалями управления рулем направления был застеклен, чтобы у пилота был обзор при выполнении взлета и посадки.

Основой конструкции является сваренная из стальных труб ферма, которая простиралась до носовой части планера и к которой крепились кабина пилота, шасси, шарниры консолей крыла и киль. В остальном в конструкции DM 1 использовались дерево и фанера, из которой также была изготовлена обшивка. Планер DM 1 был оснащен убирающимся шасси с носовой стойкой; во время уборки и выпуска стойки на складывались, а поднимались и опускались в вертикальной плоскости при помощи рычажных механизмов и тросов. Помимо основного оборудования для выполнения полетов планер должен был иметь радиостанцию и аппаратуру для регистрации параметров полета.

К летным испытаниям был подготовлен двухмоторный многоцелевой самолет Siebel Si 204, на верхней части которого планер должен был достичь высоты 8000 метров. На данной высоте должно было быть проведено отцепление и в последующем пикировании достигнута скорость 560 км/ч. После пикирования планер должен был снизиться, сбавить скорость (в качестве аэродинамических тормозов планировалось использовать выпущенное шасси) и продемонстрировать посадочные характеристики. Однако группы FTFG срывали производственные графики, поскольку Мюнхен и Дармштадт часто подвергались налетам бомбардировщиков союзников. Работы были переведены в Прин-ам-Кимзее, Бавария, где в ангарах принадлежавшего DFS местного аэродрома изготовление планера DM 1 было завершено. Поскольку Siebel Si 204 еще не был готов, то командование немецких ВВС приказало группам FTFG использовать для подъема планера трофейный Douglas C-47 Skytrain.

Однако уже была весна 1945 года, и прежде чем DM 1 был готов к испытаниям аэродром был захвачен американскими войсками. Вслед за солдатами на аэродроме побывали мериканские технические специалисты, и планер DM 1 не избежал их внимания. Под их руководством DM 1был достроен, и летом 1945 года планер был отбуксирован самолетом C-47 в Мюнхен (в кабине DM 1 сидел пилот DFS).

экспериментальный планер Lippisch DM 1 в Прин-ам-Кимзее. Снимок сделан после окончания войны

экспериментальный планер Lippisch DM 1 в Прин-ам-Кимзее. Снимок сделан после окончания войны

экспериментальный планер Lippisch DM 1 в Прин-ам-Кимзее. Снимок сделан после окончания войны

экспериментальный планер Lippisch DM 1 в Прин-ам-Кимзее. Снимок сделан после окончания войны

Из Мюнхена планер в разобранном состоянии был отправлен в Роттердам и затем на пароходе «Кинг Хэтэуэй» (King Hathaway) через океан был отправлен в Бостон. В Соединенные Штаты планер прибыл 19 января 1946 года. После сборки планер был передан исследовательскому центру Лэнгли (НАКА) для проведения испытаний в аэродинамической трубе. Однако летные испытания не проводились из-за плохого состояния планера и опасений по поводу его характеристик.

экспериментальный планер Lippisch DM 1 был передан американцам без нанесения на поверхности окончательной окраски, оставшись только в цвете фанеры с ее различными оттенками. Даже металлические детали остались неокрашенными. Тем не менее, для планера DM 1 была запланирована камуфляжная окраска. После калибровки и шлифовки все поверхности планера в соответствии с требованиями RLM должны были быть выкрашены в светло-кремовый цвет (RLM 05 Lasur). Также на планер должны были быть нанесены опознавательные знаки и военный бортовой номер (ХХ+ХХ, где Х – литеры латинского алфавита)

экспериментальный планер Lippisch DM 1 был передан американцам без нанесения на поверхности окончательной окраски, оставшись только в цвете фанеры с ее различными оттенками. Даже металлические детали остались неокрашенными. Тем не менее, для планера DM 1 была запланирована камуфляжная окраска. После калибровки и шлифовки все поверхности планера в соответствии с требованиями RLM должны были быть выкрашены в светло-кремовый цвет (RLM 05 Lasur). Также на планер должны были быть нанесены опознавательные знаки и военный бортовой номер (ХХ+ХХ, где Х – литеры латинского алфавита)

В заключение следует сказать, что если бы война в Европе продлилась бы дольше, то в Германии постарались бы реализовать проекты, являвшиеся дальнейшим развитием DM 1. Это были цельнометаллический DM 2, который должен был оснащаться реактивным двигателем (скорость от 800 до 1200 км/ч) и находившийся в 1945 году на чертежных досках проект DM 3 с ракетным двигателем и расчетной скоростью 2000 км/ч. Так что можно сказать, что Александр Липпиш был последователен в стремлении реализовать мечту о полете на скорости две тысячи километров в час.

экспериментальный планер Lippisch DM 1 с отсутствующей законцовкой киля на складе НАКА

экспериментальный планер Lippisch DM 1 с отсутствующей законцовкой киля на складе НАКА

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Lippisch DM 1

Назначение: экспериментальный планер

Статус: прототип

Компания-производитель:

разработка – Luftfahrtforschungsanstalt, Вена
изготовление – Flugtechnische Fachgruppe, Дармштадт, Мюнхен и Прин-ам-Кимзее

Экипаж: 1 человек

Силовая установка:

Размеры:

размах крыла 5,92 м
длина 6,46 м
высота с выпущенным шасси 3,85 м
площадь крыла 20,00 м²

Масса:

пустого планера 297 кг
взлетная 460 кг

Летные характеристики:

максимальная разрешенная скорость 560 км/ч
посадочная скорость 72 км/ч
максимальная скорость снижения 6 м/с

Количество изготовленных: 1 экземпляр


[1] 6 июля 1944 года летчик-испытатель Хайни Диттмар на прототипе Me 163B V18 достиг скорости 1130 км/ч

[2] ранее это были академические авиационные группы [Akademische Fliegergruppe; Akaflieg] – группы студентов, которые обучаются по специальности авиационный инженер и занимаются разработкой самолетов и планеров

источник: Text: Miroslav Balous, Vykres: Petr Kollman « Lippisch DM 1» «L+K» říjen 2008,стр.76-77

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account