Экспериментальный истребитель Fokker V.1 Floh. Германия
Несмотря на отсутствие профессионального университетского образования уроженец Хотебуза Райнхольд Платц прошел в немецкой авиастроительной компании Fokker Flugzeugwerke GmbH (Fokker) путь от мастера-сварщика (он также специальный метод сварки алюминиевых листов) до должности главного конструктора. То, чего Платцу не дала учеба, он легко восполнял необычайной эрудицией, чувством общей концепции самолета, а также его сложных конструктивных деталей и узлов. Кроме того, он не чурался новых взглядов на компоновку летательных аппаратов, и Платцу удавалось проектировать очень легкие и в то же самое время необычайно жесткие и прочные каркасы фюзеляжей, которые сваривались из стальных труб и не имели дополнительного внутреннего усиления. Он также отказался от использования тонких выпукло-вогнутых аэродинамических профилей типа «птица», которые в те годы считались единственным возможным решением для несущих поверхностей, и отдал предпочтение толстым (в то время очень толстым) двояковыпуклым аэродинамическим профилям с жесткой обшивкой из фанеры или шпона.
Еще в 1913 году Райнхольд Платц устроился на работу в компанию Энтони Фоккера и вскоре стал ведущим техником. Постепенно Платц все больше и больше участвовал в проектировании самолетов и благодаря своей неоспоримой незаменимости для бесперебойного снабжения германских ВВС он избежал военной службы и вероятной гибели на одном из фронтов. Поначалу, не имея никакого опыта работы в авиации, он тесно сотрудничал с первым главным конструктором и летчиком-испытателем компании Fokker Мартином Крейцером (погиб 27 июня 1916 года во время полета на серийном истребителе D.I) в разработке серийных машин, но все больше и больше стремятся экспериментировать, изобретать новые решения, а также проверять их на практике. Целью был самолет, разумеется самолет-истребитель, с очень чистым планером без всех «лишних» элементов, увеличивавших сопротивление и усложняющего конструкцию и техническое обслуживание. Он имел в виду самолет без «леса» межкрыльевых стоек и без густой сети расчалок и тросов управления.
А так как сам Энтони Фоккер считал себя новатором и изобретателем, то он никоим образом не выступил против инициативы Райнхольда Платца. В конце концов, компания имела хорошее финансовое положение, и поэтому легко могла позволить себе проводить эксперименты. Особенно когда результатом этих экспериментов могла стать прибыль от других заказов и от применения запатентованных компанией ноу-хау.
Летом 1916 года Райнхольд Платц спроектировал и рассчитал самолет своей мечты, которому он с самого начала присвоил наименование Floh (блоха). Официальное обозначение самолета было Fokker V.1, где литера V была аббревиатурой от термина Verspannungslos (безрасчалочный), т.е. без сети проволочных расчалок. Позднее, когда Райнхольд Платц создавал уже другие самолеты, которые уже имели междкрыльевые стойки и расчалки, и обозначение литеры V изменилось на Versuchsmaschine (экспериментальная машина).
Биплан V.1 имел совершенно нетрадиционную конструкцию для того времени. Основу его фюзеляжа составляла сваренная из стальных труб ферма почти квадратного поперечного сечения. Для улучшения аэродинамики к ферме крепились вспомогательные шпангоуты, дополнительно соединенные друг с другом стрингерами из тонких стальных труб. Полученная конструкция покрывалась полотном.
Неразъемное верхнее крыло было свободнонесущим. Его силовой набор состоял из двух лонжеронов и 24 нервюр; в качестве обшивки была использована фанера. Как и ожидалось аэродинамический профиль крыла был очень толстым. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем исключительно системой трубчатых стоек, никаких других внешних соединений (трубчатых или проволочных) не было.
Однако даже такой передовой конструкции Райнхольду Платцу было недостаточно, и вместо обычных элеронов верхнее крыло получило выполнявшие те же задачи поворотные законцовки. При этом все управление трубчатыми тягами и рычажными передачами было спрятано внутрь крыла, а от органов управления в кабине пилота нижней части крыла вела лишь пара жестких тяг. Даже нижнее крыло было свободнонесущим. Правда оно было больше похоже на пару обрубков и не имело никаких отклоняющихся поверхностей, но оно обладало с дополнительной функцией: угол атаки крыла можно было менять в полете, и оно могло функционировать как своего рода закрылки!
Однако и это было еще не всё! Нестандартной была конструкция хвостового оперения V.1. Горизонтальное и вертикальное оперение были свободнонесущими с силовым набором, сваренным из стальных труб, но не с обычным пластинчатым профилем, а с красиво изогнутым и симметричным. Особенность заключалась в том, что и горизонтальное, и вертикальное оперение состояли из фиксированной и подвижной частей. Фиксированные части крепились к фюзеляжу, а подвижные части были цельноповоротными с одиночными лонжеронами, относительно которых осуществлялось их отклонение. Поверхности хвостового оперения имели полотняную обшивку, а их органы управления были скрыты внутри фюзеляжа.
В чем Райнхольд Платц постарался избежать каких-либо экспериментов, так это в ходовой части. Она осталась полностью традиционной с основными стойками, изготовленными из труб, межколесной осью, закрытой создававшей подъемную силу поверхностью, типичными колпаками спиц колес и резиново-шнуровой амортизацией. Даже хвостовая шпора ничем не отличалась от практики того времени.
Силовая установка состояла из одного девятицилиндрового ротативного двигателя Oberursel U.I, развивавшего мощность 100 л.с. (74 кВт) и вращавшего двухлопастного деревянного винта. Двигатель был покрыт капотом, сваренным из листов алюминия. Выбор двигателя был логичным – Энтони Фоккер стал контролирующим акционером расположенной во Франкфурте моторостроительной компании Oberursel Motoren Gesellschaft.
Изготовление экспериментального истребителя V.1 было завершено в декабре 1916 года, и в этом же месяце самолет совершил свой первый полет. Машина была вооружена двумя 7,92-мм синхронизированными пулеметами LMG 08/15 (система Хайрема Максима), которые были изготовлены арсеналом в Шпандау и установлены на фюзеляже перед пилотом.
В таком виде самолет был представлен Инспекции военной авиации (Inspektion der Fliegertruppen – Idflieg), но ее эксперты сочли конструкцию V.1 слишком радикальной с преобладанием непроверенных решений и серийное производство этого истребителя не рекомендовалось. В результате V.1 не участвовал ни в одном конкурсе на новый тип истребителя.
V.1 был отправлен на испытания в Шверин со снятыми вооружением и обтекателем втулки воздушного винта, а после завершения испытаний простоял на территории завода компании до самого окончания Первой Мировой войны. По-видимому, этот самолет был уничтожен перед самым уездом Энтони Фоккера в Нидерланды. Возможно, это было сделано для того, чтобы самолет не попал руки Межсоюзнической комиссии по разоружению.
В заключение следует сказать, что в годы войны Райнхольд Платц разработал еще два «безрасчалочных» истребителя: V.2 с ещё более толстым крылом (и с рядным двигателем Mercedes D.III с жидкостным охлаждением) и V.3 с крылом больших размеров и хвостовым оперением с обычными рулями высоты и направления. V.1, также как и последовавшие за ним V.2 и V.3 остались в прототипах.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Fokker D.V
Назначение: истребитель и учебный самолет
Статус: прототип
Компания-производитель: Fokker Flugzeugwerke GmbH, Шверин, Мекленбург
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один девятицилиндровый ротативный двигатель Oberursel U.I, развивавшего мощность 100 л.с. (74 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыльев 7,87 м
длина 4,99 м
высота 2,74 м
площадь крыльев 15,00 м²
Масса:
пустого самолета 415 кг
взлетная 580 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость у земли 178 км/ч
время набора высоты 1000 метров 4,8 мин
продолжительность полета 1,8 ч
Вооружение: два 7,92-мм синхронизированных пулемета LMG 08/15
Количество изготовленных: 1 экземпляр
источник: Text: Miroslav Balous Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18 Fokker V.1 Floh» «L+K» červenec 2014, str.26-27
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-eksperimentalnyi-istrebitel-fokker-v1-floh-germaniya