13

В 1942 году – то время, когда был спроектирован и построен экспериментальный самолет Miles M.39B, – авиастроительные компании получили от Министерства авиационной промышленности уведомление, что были приняты меры, согласно которым доктор Фредерик Уильям Ланчестер (Dr Frederick William Lanchester) по-прежнему выступает в качестве консультанта и его услуги доступны любой компании.

Доктор Ланчестер был замечательным человеком, сочетавшим в себе таланты ученого и инженера. Его фундаментальные научные знания и исследования были огромными; данное утверждение доказывает тот факт, что в 1894 году на лекции в Бирмингеме Фредерик Ланчестер выдвинул концепцию, которая спустя несколько лет была признана в качестве основы теории подъемной силы и лобового сопротивления. Данная теория, совершившая революцию в области конструкции самолетов и винтов, была подробно описана доктором Ланчестером в двух томах, опубликованных в 1907 году.

Поскольку компоновка с тандемным расположением крыльев была новой концепцией, то услуги доктора Ланчестера были весьма ценными и конструктор Дон Браун вылетел в Бирмингем, чтобы посоветоваться с ним. Когда Фредерику Ланчестеру были показаны чертежи M.39B, его первым вопросом было:

«С какой стати вы хотите строить самолет данной схемы?»

На данный вопрос был легко получен ответ, и в ходе последовавшей за ним длинной и интересной дискуссии по всему комплексу проблем данной компоновки доктор Ланчестер попросил держать его в курсе полученных результатов. Вплоть до своей смерти в 1946 году Фредерик Ланчестер интересовался разработками по теме Libellula.

Схемы экспериментального самолета Miles M.39B Libellula

Схема экспериментального самолета Miles M.39B Libellula

Экспериментальный самолет Miles M.39B Libellula, представлявший собой выполненную в масштабе 5:8 модель высотного скоростного бомбардировщика M.39, имел цельнодеревянную конструкцию и был оснащен двумя 140-сильными двигателями de Havilland Gipsy Major. Постройка самолета была завершена в начале лета 1943 года, после чего машина получила внутрифир­мен­ный регистрационный номер U-0244. 22 июля Джордж Майлз – так же как и на более раннем M.35 – совершил на M.39B первый полет. После первого полета сразу же последовал второй, на этот раз под управлением помощника летчика-испытателя компании Х. В. Кеннеди (H. V. Kennedy).

Экспериментальный самолет Miles M.39B Libellula под управлением Джорджа Майлза (Miles Aircraft)

Экспериментальный самолет Miles M.39B Libellula под управлением Джорджа Майлза (Miles Aircraft)

В отличие от M.35 экспериментальный самолет M.39B оказался абсолютно устойчивым в широком диапазоне положений центра тяжести, и такими же замечательными оказались его характеристики управляемости. Диапазон положений центра тяжести был столь широк, что его переднее положение ограничивалось управлением рулями высоты и касанием поверхности передним крылом, тогда как заднее положение было определено не как это обычно бывало – отсутствием продольной устойчивости, а положением основных стоек шасси. Единственное препятствие, встречавшееся во время начальных полетов, было конструктивным. Поскольку M.39B был «одноразовым» экспериментальным самолетом, то во время его постройки была предпринята попытка побить все рекорды относительного веса конструкции. В погоне за этой достойной похвал целью команда компании Miles Aircraft зашла так далеко, что прочность фюзеляжа была признана недостаточной. Дон Браун вспоминал, что когда во время полета была обнаружена зона небольшой турбулентности, передняя часть фюзеляжа (в ней сидел пилот!) стала колебаться из стороны в сторону довольно произвольным способом. Однако благодаря цельнодеревянной конструкции данный дефект был быстро и легко устранен.

На данном снимке показаны отклоненные рули высоты переднего крыла (Miles Aircraft)

На данном снимке показаны отклоненные рули высоты переднего крыла (Miles Aircraft)

Необычной особенностью Libellula было применение закрылков. Поскольку закрылки были установлены на обоих крыльях, то в целях балансировки их положение можно было скорректировать. Закрылки были настолько эффективны, что можно было выполнять балансировку в горизонтальном полете и с ручкой направления, находящейся в любом положении: от самого крайнего переднего до самого крайнего заднего. Данная особенность неизбежно влекла за собой необычное дополнение к контрольному перечню посадочных операций: когда самолет находился в посадочной конфигурации, нужно было смотреть вниз и проверить, что самолет был настолько отбалансирован, что достаточно было обратного движения рулей высоты для выполнения эффективного выравнивания.

Экспериментальный самолет Miles M.39B Libellula (Miles Aircraft)

Экспериментальный самолет Miles M.39B Libellula (Miles Aircraft)

Когда о существовании M.39B стало известно в Министерстве, руководством компании был получен обычный выговор, несмотря на то, что при представлении проекта M.39 было четко заявлено, что масштабная летающая модель будет построена. Однако когда летные испытания уже шли полным ходом, в Министерстве заинтересовались самолетом и в 1944 году объявили о своем намерении приобрести M.39B и продолжить испытания в Королевском авиационном НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE). Джордж Майлз попросил позволить завершить программу испытаний, но получил отказ. Тогда Майлз заявил, что с имеющимися в RAE средствами программа испытаний могла быть завершена гораздо быстрее.

Х. В. Кеннеди передал самолет, получивший серийный номер SR392, персоналу RAE, а несколько дней спустя самолет совершил вынужденную посадку на ВПП из-за ошибки пилота НИИ, забывшего выпустить шасси. Это потребовало возвращения самолета на завод для ремонта. После исправления нанесенных повреждений машина была возвращена в RAE, где с ней произошла еще одна авария. На этот раз двигатель другого самолета был запущен тогда, когда M.39B Libellula стоял в нескольких метрах от него. В результате самолет перевернулся на спину, что вызвало серьезные повреждения и потребовало капитального ремонта. У Джорджа Майлза было сильное искушение узнать: означало ли это более быстрое завершение программы испытаний вследствие превосходного оборудования RAE? Это было и хорошо, что он не задал подобный вопрос, поскольку несколько дней спустя один из пилотов компании Miles Aircraft также совершил посадку на фюзеляж!

В этот же день между Великобританией и Соединенными Штатами было заключено соглашение о полном обмене технической информацией, и таким образом американцы узнали о существовании Libellula. Они проявили большой интерес к программе, и Майлз получил инструкции от Министерства представить командованию армии США полную информацию. Также Майлзу предписывалось предоставить различным американским авиастроительным компаниям возможность осмотреть самолет и получить доступ к данным проектирования и результатам испытаний.

На данном снимке хорошо показана нетрадиционная компоновка экспериментального самолета Miles M.39B Libellula

На данном снимке хорошо показана нетрадиционная компоновка экспериментального самолета Miles M.39B Libellula

По завершении испытаний в RAE самолет был возвращен компании, где получил новый регистрационный номер U-4. Переднее крыло самолета было модифицировано: рули высоты и закрылки были заменены на внешние аэродинамические поверхности, уже примененные на Miles M.28 и Miles M.38 Messenger. Данные поверхности обеспечили заметное увеличение подъемной силы, в результате чего длина разбега стала короче, а скорость при касании ВПП сократилась примерно на 6%. Через несколько лет после завершения испытаний M.39B был отправлен на слом.

Экспериментальный самолет Miles M.39B Libellula под управлением Хью Кендалла (Hugh Kendall)

Экспериментальный самолет Miles M.39B Libellula под управлением Хью Кендалла (Hugh Kendall)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Miles M.39B Libellula

Назначение: экспериментальный самолет

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: два четырехцилиндровых инвертированных двигателя воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major IC, развивавших мощность 140 л.с. и вращавших двухлопастные винты

Размеры:

размах переднего крыла 25 фт 0 дйм (7,62 м)
размах заднего крыла 37 фт 6 дйм (11,43 м)
длина 22 фт 2 дйм (6,76 м)
высота 9 фт 3 дйм (2,82 м)
площадь переднего крыла 61,7 фт² (1,75 м²)
площадь заднего крыла 187,5 фт² (5,31 м²)
относительное удлинение переднего крыла 10,1
относительное удлинение заднего крыла 7,5
профиль переднего крыла у законцовок NACA 2412
профиль переднего крыла у корневых частей NACA 23018
профиль заднего крыла у законцовок NACA 2415
профиль заднего крыла у корневых частей NACA 23021
стреловидность передней кромке заднего крыла 21° 48′

Вес:

пустого 2405 фнт (1091 кг)
топлива (25 галлонов [114 л]) 188 фнт (85 кг)
масла (3 галлона [13,6 л]) 27 фнт (12 кг)
экипажа 180 фнт (82 кг)
общий полетный 2800 фнт (1270 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость 164 миль/ч (264 км/ч)
скорость сваливания (закрылки выпущены) 59 миль/ч (95 км/ч)
скороподъемность 1100 фт/мин (5,6 м/с)
длина разбега перед отрывом от ВПП 435 фт (133 м)
длина разбега перед набором высоты 50 футов (15 м) 855 фт (261 м)
длина пробега 495 фт (151 м)
длина пробега и захода на посадку с высоты 50 футов (15 м) 1275 фт (389 м)


источник: DON L. BROWN «Miles Aircraft since 1925», с. 239-243

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account