Экспериментальные самолеты-разведчики Bristol M.R.1 Metal Biplane. Великобритания

15
Экспериментальные самолеты-разведчики Bristol M.R.1 Metal Biplane. Великобритания

Экспериментальные самолеты-разведчики Bristol M.R.1 Metal Biplane. Великобритания

Как следует из неофициального названия самолета M.R.1 (Metal Biplane – металлический биплан) этот летательный аппарат должен был сделать технологически революционный шаг в истории уже в те годы тогда известной британской компании The British & Colonial Aeroplane Co., Ltd. (Bristol). В отличие от прежних конструкций с деревянными планерами эта машина должна была быть цельнометаллической с дюралюминиевым монококовым фюзеляжем и полотняной обшивкой только несущих поверхностей и хвостового оперения.

В мае 1916 года командование Королевского летного корпуса (Royal Flying Corps – RFC) выпустило официальную спецификацию №6, требовавшую создания экспериментального самолета с цельнометаллическим планером. Причиной выдачи спецификации стало получение информации о работах немецкого авиаконструктора Хуго Юнкерса, цельнометаллический моноплан которого впервые поднялся в воздух в декабре 1915 года. Командование RFC справедливо предположило, что по многим причинам будущее за цельнометаллическими самолетами и не собиралась отставать от своего немецкого противника.

На момент выпуска спецификации №6 в Великобритании почти без исключения строили самолеты с деревянными планерами и только компания Vickers по лицензии, приобретенной у французского пионера авиации Робер Эсно-Пельтри (Robert Esnauit-Pelterie), экспериментировала с самолетами, с использованием в силовом наборе стальных труб и профилей. Еще одной причиной постепенного перехода к металлическим силовым наборам планеров стал тот факт, что запасы отечественной авиационной древесины (серебристая сосна класса А) заканчивались и их приходилось заменять материалами более низкого качества.

В июле 1916 года работавший в компании Bristol авиаконструктор и пилот Фрэнк Барнуэлл (Frank Barnwell) сделал первые эскизы самолета с цельнометаллическим планером. Это должен был быть двухместный многоцелевой истребитель той же концепции, что и находившиеся в массовом производстве истребители Bristol F.2A и F.2B Brisfit (Bristol Fighter). После Фрэнка Барнуэлла и его первых эскизов работы над машиной спецификации №6 продолжил другой авиаконструктор компании У. Т. Рид (W. T. Reid), который развил идеи своего предшественника и разработал проект M.R.1. Проект был предложен командованию RFC, и после одобрения компании были заказаны два прототипа, получившие серийные военные номера A.5177 и A.5178.

Концептуально M.R.1 являлся дальнейшим развитием двухместного истребителя Brisfit. Это был двухстоечный биплан с крыльями, не имевшими выноса, и фюзеляжем, расположенным в межкрыльевом пространстве. Нижнее крыло также как и верхнее было неразъемным (подфюзеляжная часть крыла не имела обшивки), и фюзеляж соединялся с крыльями с помощью коротких стоек. Самой интересной особенностью конструкции фюзеляжа была легкий монокок из двойного дюралюминиевого листа, образующего жесткую конструкцию с гладкой внешней обшивкой и приклепанной гофрированной внутренней обшивкой. Силовой набор крыльев и хвостового оперения был склепан из стальных труб, прокатанных лент и прессованных профилей. Однако у компании Bristol было мало опыта работы со стальными конструкциями и поэтому изготовление силового набора крыльев и оперения было передано специализированной компании Steel Wings Company, Челтнем (Cheltenham), графство Глостершир. Межкрыльевые стойки, кабанные стойки и стойки шасси были изготовлены из стальных труб.

схема экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane

схема экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane

Первый прототип M.R.1 (A.5177) был изготовлен в мае 1917 года; машина была оснащена французским восьмицилиндровым V-образным рядным двигателем жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8b, развивавшим мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавшим двухлопастный деревянный винт; охлаждение двигателя осуществлялось с помощью лобового радиатора. Однако, поскольку стальные крылья еще не были готовы, и их производство столкнулось с технологическими проблемами, было решено попробовать прототип с запасным комплектом несущих плоскостей с деревянным силовым набором, полотняной обшивкой и элеронами на верхнем крыле.

После завершения заводских испытаний в мае 1917 года машина была передана RFC, но официальные испытания были начаты только в октябре того же года. Однако во время испытаний прототип A.5177 налетал немного часов, потому что вскоре был передан в ведение Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE), Фарнборо. Сначала в RAE испытали различные типы цельнометаллических (дюралюминий и сталь) силовых наборов несущих поверхностей нескольких производителей, и где-то летом 1918 года планер A.5177 был «доломан» до полного разрушения.

Завершение изготовления второго прототипа M.R.1 (A.5178) было отложено на значительный срок, поскольку командование RFC (с 1 апреля 1918 года Королевские ВВС) требовало провести изменения конструкции и окончить сборочные работы только после оценки испытаний в RAE первого прототипа. Сборка второго прототипа была начата в июле 1918 года, когда был поставлен 200-сильный (147 кВт) двигатель Wolseley W.4A Viper (британский эквивалент авиамотора Hispano-Suiza), который также вращал двухлопастный винт и охлаждался лобовым радиатором. Самолет был оснащен окончательным вариантом крыльев со стальным силовым набором производства компании Steel Wings Co., полотняной обшивкой и элеронами на верхнем и нижнем крыльях.

первый прототип экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane (A.5177) с крыльями, имевшими деревянный силовой набор. Козлы, поддерживающие хвостовой костыль и обеспечивающие показ самолета в «полетном» положении, заретушированы

первый прототип экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane (A.5177) с крыльями, имевшими деревянный силовой набор. Козлы, поддерживающие хвостовой костыль и обеспечивающие показ самолета в «полетном» положении, заретушированы

первый прототип экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane (A.5177) в стояночном положении

первый прототип экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane (A.5177) в стояночном положении

первый прототип экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane (A.5177) не нес камуфляжной окраски. Фюзеляж и капот двигателя были в цвете неокрашенного дюралюминия, несущие поверхности и хвостовое оперение в не предназначенную для маскировки коричнево-зеленую защитную краску (верхние и нижние поверхности), стойки шасси и межкрыльевые стойки были черными, и колпаки колес основных стоек шасси остались в цвете неокрашенного полотна

первый прототип экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane (A.5177) не нес камуфляжной окраски. Фюзеляж и капот двигателя были в цвете неокрашенного дюралюминия, несущие поверхности и хвостовое оперение в не предназначенную для маскировки коричнево-зеленую защитную краску (верхние и нижние поверхности), стойки шасси и межкрыльевые стойки были черными, и колпаки колес основных стоек шасси остались в цвете неокрашенного полотна

Второй прототип M.R.1 (A.5178) базировался на аэродроме Филтон, выполнял полеты до осени 1918 года и до конца Первой Мировой войны проходил испытания в компании Bristol. Только после подписания Перемирия самолет как уже не являвшийся приоритетной разработкой был передан RAE, Фарнборо. В апреле 1919 года в Фарнборо после доработок, когда самолет получил новый серийный номер A.58623 и серую окраску, начались полеты.

второй прототип экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane (A.5177) с металлическим силовым набором крыльев и хвостового оперения и с новым серийным номером A.58623 на сером корпусе

второй прототип экспериментального самолета-разведчика Bristol M.R.1 Metal Biplane (A.5177) с металлическим силовым набором крыльев и хвостового оперения и с новым серийным номером A.58623 на сером корпусе

Оба прототипа летали без оружия, хотя у каждого самолета в задней кабине стрелка-наблюдателя была подготовлена оборонительная позиция для кольцевой установки Скарффа для двух пулеметов Lewis. Пилот должен был вести огонь из двух установленных перед ним синхронизированных пулеметов Vickers. Оба типа пулеметов имели британский калибр 7,7 мм.

В заключение следует сказать, что в годы Первой Мировой войны британская военная авиация так и не получила боевой цельнометаллический самолет и поэтому была вынуждена довольствоваться цельнодеревянными, но в целом отличными машинами Bristol F.2B.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Bristol M.R.1 Metal Biplane

Назначение: экспериментальный самолет-разведчик

Статус: прототип

Компания-производитель: British & Colonial Aeroplane Co., Ltd., Бридлингтон (Brislington), Бристоль

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один восьмицилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8b, развивавший мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт фиксированного шага

Размеры:

размах крыла 12,85 м
длина 8,23 м
высота 3,12 м
площадь крыла 42,55 м²

Масса:

пустого самолёта 772 кг
взлетная 1276 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость
• у земли 177 км/ч
• на высоте 3100 метров 158 км/ч
время набора высоты 1500 метров 8 минут
продолжительность полета 5 часов

Количество изготовленных: 2 экземпляра

источник: Text: Miroslav Balous Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18. Bristol M.R.1 Metal Biplane» «Letectví + kosmonautika» 2014-05, стр.58-59

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account