Экспериментальные самолеты Folland Fo-108. Великобритания

16
Экспериментальные самолеты Folland Fo-108. Великобритания

Экспериментальные самолеты Folland Fo-108. Великобритания

Генри Филип Фолланд (1889-1954) был значительной, хотя в течение длительного времени почти неизвестной фигурой в истории британской авиации, а точнее в развитии британской авиации. С 1917 по 1921 год он работал главным конструктором компании British Nieuport Co.. Затем в течение многих лет Генри Фолланд работал главным конструктором компании Gloster Aircraft Co., став впоследствии техническим директором этой компании. Истребитель-биплан Gladiator был последней работой Генри Фолланда, в которой его имя было скрыто названием компании.

В 1936 году в Хамбле, графство Хэмпшир, была основана новая компания British Marine Aircraft Company. В соответствии с лицензионным соглашением эта компания должна была строить четырехмоторные летающие лодки Sikorsky S-42 для полетов на авиалиниях большой протяженности. Конкурентное давление со стороны компании Short и недостаточное сотрудничество с американской компанией в конечном итоге привели к прекращению работ, и поэтому встал вопрос, что делать с компанией дальше. В 1937 году Генри Фолланд взял управление компанией на себя и, выйдя из анонимности, переименовал ее в Folland Aircraft Ltd (Folland). Основным видом деятельности компании до и во время войны были субподрядные работы с более крупными авиастроительными компаниями, занимавшимися крупносерийным производством. Помимо этого, компания Folland получила несколько специальных заказов.

Так, например, в 1937 году компания Folland получила заказ Министерства авиации на экспериментальный самолет, который должен был стать летающей лабораторией для испытаний новых перспективных авиамоторов высокой мощности, на успешной разработке которых Министерство авиации хотело построить дальнейшее техническое развитие Королевских ВВС. Спецификация 43/37 включала в себя требования прочности конструкции, обеспечения достаточного места для размещения контрольно-измерительной аппаратуры и технических специалистов, а также с моторной рамой, рассчитанной на установку после небольших изменений как рядных, так и радиальных двигателей.

Когда после войны секретность с этих самолетов была снята, и изображения машин, созданных в соответствии с требованиями Спецификации 43/37, были опубликованы, м были поражены неприглядной и очевидно устаревшей их конструкцией. Однако никто еще не знал для чего эти самолеты были созданы. Генри Фолланд не мог создать самолет по-другому, и поэтому конструкция машины полностью соответствовала требованиям спецификации.

Самолет, получивший внутрифирменное обозначение Fo-108, отличался свободнонесущим крылом с относительно толстым аэродинамическим профилем; цельнодеревянное крыло было оснащено автоматическими предкрылками и щитовыми закрылками. Фюзеляж имел смешанную конструкцию. Шасси самолета было неубирающимся с закрытыми обтекателями основными стойками. За кабиной пилота находилась двухместная кабина для техников и их инструментов.

Первая машина с серийным номером P1774 была построена для испытаний 2100-сильного (1544 кВт) двигателя Napier Sabre I. Разработка этого 24-цилиндрового H-образного двигателя затянулась, и поэтому Fo-108 был оснащен им только в 1940 году. Позднее на P1774 последовательно были установлены 2200-сильный (1617 кВт) двигатель Sabre II и 2470-сильный (1815 кВт) радиальный двигатель Bristol Centaurus I. Вторая машина сначала летала с 1550-сильным (1140 кВт) двигателем Bristol Hercules VIII, а затем с двигателем Bristol Centaurus IV.

На протяжении всей программы испытаний различные модификации двигателей Sabre, Centaurus и Hercules устанавливались на двенадцать изготовленных самолетов типа Fo-108. В качестве исключения среди них фигурировал 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Griffon мощностью 1735 л.с. (1275 кВт).

Однако при испытаниях основное внимание уделялось не только характеристикам двигателей и их измерениям в полете, но и различным формам обтекателей и методов охлаждения авиамоторов. Для двигателей с жидкостным охлаждением были испытаны как установленные под капотом туннельные радиаторы, так и распределенные радиаторы (сплит-радиаторы) в передней кромке крыла. Конструкция крыла и передней части фюзеляжа должна была учитывать эксплуатационные изменения и модификации, и Fo-108 для такой цели подходил идеально.

В свою очередь во время испытаний двухрядных радиальных двигателей воздушного охлаждения комбинировались различные диаметры впускных отверстий и диаметров обтекателей втулок винтов, системы регулирования створок выпуска охлаждающего воздуха, расположение маслорадиаторов, впускных отверстий для карбюраторов и нагнетателей и т.д.. Проще говоря, самолеты типа Fo-108 хоть и были некрасивыми и небоевыми машинами, но они выполнял серьезные задачи, результатом которых стало неоспоримое повышение эффективности последних британских поршневых двигателей.

Двенадцать построенных самолетов типа Fo-108 имели серийные номера с P1774 до P1785. На одной из этих машин (P1780) были испытаны двигатели четырех различных вариантов: Hercules XI, Sabre I, Sabre V и Sabre VIII. На самолетах P1774 и P1778 были испытаны двигатели трех различных вариантов, на самолетах P1775, P1776, P1777 и P1778 – двух различных типов, и на остальных по одному.

Всего при испытаниях разбилось восемь машин. Первая потеря зарегистрирована 28 апреля 1944 года, когда восьмой экземпляр разбился на взлете в Хестоне в ходе испытаний мотора Bristol Centaurus IV. Моторы Centaurus I и IV быстро добили еще три самолета Folland Fo-108 всего лишь за три недели. Третий, первый и второй самолеты разбились 28 августа, 14 и 18 сентября 1944 года. Шестой самолет также был потерян 14 сентября при полете с мотором Sabre I. Оставшиеся два самолета списали в утиль в 1945 году: одиннадцатый – 5 марта после испытания мотора Hercules XI, а пятый – 27 марта после испытания мотора Rolls-Royce Griffon.

Поскольку в зависимости от типа установленного двигателя длина самолета варьировалась, то в таблице, приведенной в конце статьи, указаны крайние значения диапазона длин. Масса пустого самолета, о котором британские источники не сообщают, также отличалась от экземпляра к экземпляру. Для всех машин взлетная масса указана ан уровне 15000 фунтов или 6810 кг. Максимальные скорости также отличались от экземпляра к экземпляру и вызывает удивление тот факт, что несмотря на концепцию самолета они были относительно высокими. Данные о практическом потолке, скороподъемности и дальности полета не публиковались.

схемы экспериментальных самолетов Folland Fo-108

схемы экспериментальных самолетов Folland Fo-108

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1774) с двигателем Sabre II

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1774) с двигателем Sabre II

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1774) с двигателем Sabre II

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1774) с двигателем Sabre II

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1774) с двигателем Sabre II

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1774) с двигателем Sabre II

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1774) с двигателем Sabre II

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1774) с двигателем Sabre II

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Centaurus IV

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Centaurus IV

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Centaurus IV

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Centaurus IV

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII

экспериментальный самолет Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII

верхние и боковые поверхности британского экспериментального самолета Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII, предназначенного для испытаний двигателей и представленного на этом рисунке, были выкрашены в темно-зеленый и коричневый цвета, а нижние поверхности в желтый цвет. На борта фюзеляжа желтой краской нанесена помещенная в круг литера P, обозначающая прототип. Опознавательные знаки Королевских ВВС наносились на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа

верхние и боковые поверхности британского экспериментального самолета Folland Fo-108 (P-1775) с двигателем Hercules VIII, предназначенного для испытаний двигателей и представленного на этом рисунке, были выкрашены в темно-зеленый и коричневый цвета, а нижние поверхности в желтый цвет. На борта фюзеляжа желтой краской нанесена помещенная в круг литера P, обозначающая прототип. Опознавательные знаки Королевских ВВС наносились на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Folland Fo-108

Назначение: экспериментальный самолет

Статус: единичное производство

Компания-производитель: Folland Aircraft Ltd., Хэмбл

Экипаж: 3 человека (1 пилот + 2 техника)

Размеры:

размах крыла 17,68 м
длина 13,25-13,50 м
высота 4,95 м
площадь крыла 54,62 м²

Масса:

взлетная 6810 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 407-469 км/ч
крейсерская скорость 380-428 км/ч

Количество изготовленных: 12 экземпляров

источники:

      • текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 FOLLAND Fo-108» «L+K» 8/87, стр.32/312
      • часть текста и фотографии – http://www.airwar.ru/enc/xplane/fo108.html
byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account