Экспериментальная летающая подводная лодка RFS-1 Commander. США

15
Экспериментальная летающая подводная лодка RFS-1 Commander. США

Экспериментальная летающая подводная лодка RFS-1 Commander. США

Содержание:

В 1964 году в США совершил полет первый в мире самолет, способный совершать погружения под воду или, если угодно, первая «летающая подводная лодка». 57-летний инженер-электронщик из Нью-Джерси Дональд Э. Рэйд (Donald E. Reid) потратил годы на создание своего гидросамолета RFS-1 (Reid-Flying-Submarine – летающая подводная лодка Рэйда) Commander.

Странная история этого любопытного летательного аппарата началась еще в 1954 году. Дональд Рэйд, долгое время проработавший техником-электронщиком в Военно-морском центре испытаний воздушных турбин, Трентон, штат Нью-Джерси, впервые увидел атомную подводную лодку «Наутилус» и будучи заядлым любителем, он приступил к созданию радиоуправляемой модели «Наутилуса» с возможностью совершать погружения. Модель оказалась настолько удачной, что изобретателю удалось продать несколько десятков её копий. Случайность навела его на мысль оснастить модель подводной лодки крыльями.

Первые модели

Спустя два года Дональд Рэйд продвинулся вперед настолько далеко, что им была создана первая дистанционно управляемая модель летающей подводной лодки «Flub» (flying submarine – летающая подводная лодка). С миниатюрным прямоточным воздушно-реактивным двигателем эта метровая модель достигала скорости полета около 300 км/ч. Во время погружения консоли крыла складывались назад и служили балластными цистернами. Заполнение цистерн производилось после получения радиокоманды. Дональд Рэйд построил и испытал в общей сложности 14 таких моделей. Разумеется, планы Рэйда на создание способного погружаться пилотируемого летательного аппарата повсеместно встречались с большим скептицизмом. Тем не менее в 1963 году он получил патент на концепцию летающей подводной лодки и приступил к работе. От десяти списанных самолетов Дональд Рэйд взял двигатель, консоли крыла, поплавки и приборы и приступил к изготовлению самолета.

Первая летающая подводная лодка

Сигарообразный корпус длиной около десяти метров был изготовлен из армированного стекловолокном пластика. На обтекаемом пилоне был установлен двигатель, развивавший мощность 65 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт. Во время погружения двигатель закрывался большим резиновым кожухом, который Дональд Рэйд сделал из старого топливного бака бомбардировщика. Под водой машина должна была управляться теми же рулями, что и во время полета. Пилот должен был сидеть внутри башнеобразной конструкции, в которой было предусмотрено несколько оконных секций. Но после того, как выяснилось, что обзор из этих «иллюминаторов» слишком плохой, Дональд Рэйд сдвинул кабину немного вперед в носовую часть фюзеляжа. Во время погружения пилот должен был носить акваланг. Для изменения глубины во время перемещения под водой использовался руль высоты, а для поворотов – рули направления двухкилевого хвостового оперения. Для перемещения под водой в хвостовой оконечности фюзеляжа Рэйдом был установлен гребной винт, приводимый в движение электромотором мощностью 1 л.с..

Первые летные испытания и испытания на погружение

Во время первых попыток погружения, проведенных в 1961 году, стали очевидны некоторые трудности с распределением балласта. Первый полет закончился аварией вскоре после взлета, так как в задней части машины скопилась вода, что привело к чрезмерно задней центровке. Сын Дональда Рэйда Брюс, сидевший в кабине пилота во время испытаний, серьезных травм не получил.

во время первых попыток погружения, проведенных в 1961 году, стали очевидны некоторые трудности с распределением балласта, а первый полет закончился аварией вскоре после взлета. Снимок Дональда Э. Рэйда

во время первых попыток погружения, проведенных в 1961 году, стали очевидны некоторые трудности с распределением балласта, а первый полет закончился аварией вскоре после взлета. Снимок Дональда Э. Рэйда

В середине 1964 года машина была восстановлена и вновь была готова к полету. К этому времени машина получила разрешение Федерального авиационного агентства (Federal Aviation Administration – FAA) в классе экспериментальных самолетов и также должна была быть зарегистрирована как плавсредство. Поскольку летающая подводная лодка не подпадала ни под одну из обычных категорий плавсредств, компетентным органом машина Рэйда была классифицирована в разделе «Остальные типы транспортных средств».

9 июня 1964 года летающая подводная лодка Commander была выведена на реку Шрусбери для подготовки к первому комбинированному погружению и последующему полету. Брюс Рид открыл балластные цистерны в поплавках, машина погрузилась под воду и при помощи электромотора и небольшого гребного винта прошла на глубине 4 метра со скоростью 2 узла (3,7 км/ч). После всплытия Рид-младший снял с двигателя резиновый кожух, установил воздушный винт и запустил двигатель. Commander набрал скорость, оторвался от воды и пролетел над рекой на высоте 10 метров со скоростью около 100 км/ч. После полета машина без проблем совершила посадку на поверхность реки. Однако слабым местом был четырёхцилиндровый двигатель малой мощности, что серьезно ограничивало летные характеристики летающей подводной лодки.

летающая подводная лодка Дональда Рэйда на суше: реализация амбициозной концепции страдала из-за недостаточной мощности авиационного двигателя. Снимок Дональда Э. Рэйда

летающая подводная лодка Дональда Рэйда на суше: реализация амбициозной концепции страдала из-за недостаточной мощности авиационного двигателя. Снимок Дональда Э. Рэйда

Первый в мире аппарат, способный погружаться и летать

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Впоследствии г-н Рэйд неоднократно связывался с различными подразделениями Пентагона, предлагая свою машину для военных целей. Однако Пентагон отказался от машины Рэйда, поскольку ВМС США уже заключили с контракт с концерном General Dynamics на проведение исследований в этой области. Сам Дональд Рид считал, что любая будущая летающая подводная лодка должна была каким-то образом обойти ограничения его патента. Однако управление вооружения ВМС США смотрело на по-другому отнеслось к этому. Военные моряки считали, что патент г-на Рэйда применим только к его конкретному типу, а не к общей концепции летающей подводной лодки. В конечном итоге ВМС США отвергли концепцию как «непрактичную».

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Снимок Дональда Э. Рэйда

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Снимок Дональда Э. Рэйда

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Снимок Дональда Э. Рэйда

Несмотря на то, что RFS-1 Commander выглядел довольно примитивно, факт остается фактом: он представлял собой первое в мире устройство, способное погружаться под воду и совершать полеты. Снимок Дональда Э. Рэйда

Впрочем, сам Дональд Рэйд все еще верил в свою идею: осенью 1967 года на проходившей в Нью-Йорке крупнейшей в мире выставке изобретателей он представил концепцию гораздо более совершенного реактивного самолета, способного совершать погружения под воду. Особенностью проекта двухместного самолета с треугольным крылом был новый воздухозаборник, предназначенный для эксплуатации в двух средах. В зависимости от среды воздухозаборник должен был переключаться и подавать воздух для реактивных двигателей во время полета, либо для водометного движителя при движении под водой. Установленная в носовой части фюзеляжа штанга трубки Пито должна поворачиваться вверх на 90° и служить перископом. Для выполнения взлета и посадки Дональд Рэйд планировал использовать гидролыжи.

Экспериментальная летающая подводная лодка RFS-1 Commander. США

Проект летающей подводной лодки с реактивной силовой установкой так и не был реализован. Дональд Рэйд умер в 1991 году в возрасте 79 лет. Его семья завещала RFS-1 авиационному музею Среднеатлантического побережья (*Middle Atlantic Air Museum), Рединг (Reading), штат Пенсильвания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

источник: https://www.flugrevue.de/klassiker/tauchfaehiges-flugzeug-rfs-1-commander-das-fliegende-u-boot/

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
The same Fonzeppelin
29.02.2024 14:07

Главное, что шаг сделан в правильном направлении.

Grizli -666
29.02.2024 17:27

Опять тащите сюда статьи от этого говно автора?
По поводу его истерики, что раньше не было. Это лишь новая рзсо с модульностью. Никакого отношения к управляемым ракетам она не имеет. В СВО еще с 22 года широко применяются ракеты с наведением на Торандо-С. Это те что бывший смерч.
У них и дальность повыше. И начинка побогаче. Просто немалая часть военкрутяника искренне дрочит на хохляцкие методички. И если МО что-то не выложила с 100 фотографиям то якобы это и нет.

mr_tank
01.03.2024 10:19
Ответить на  Grizli -666

Широкого применения УР на смерчах не видно. И что самое важно, нет УР для 220мм. При всех плюсах 300мм, носители этих ракет крайне монструозны и через это имеют ограниченную тактическую подвижность. Это большой недостаток в сравнении с град и химерами. Да и родное шасси 220мм велико. не говоря уже о том, что на вооружении имеются две ракетные системы калибра 220мм с разными ракетами, хотя их вполне можно было сделать едиными.
Ну и к земледелию вопросы есть. Система нужная, нет вопросов, но предпочли создавать новый калибр 140 вместо того, чтобы делать на базе 220.

Grizli -666
01.03.2024 11:10
Ответить на  mr_tank

А как вы увидите широкое применение таких уров? По тылам хохлов постоянно что-то прилетает. Никто не отчитывается в прямом эфире какие именно единицы вооружения.
Так же с чего вы взяли что нет ракет под 200км и больше? Для того же Торнадо-С заявлялись ракеты МИНИМУМ ОТ 120км и выше. Именно ОТ, а не ДО.
А то что шасси крупное, так большой разницы нет. Что по 3ех осному грузовику прилетит что по 4ех осному. Это же не багги с камазом сравнивать. Там уже большой разницы и нет.

al_chernov
29.02.2024 22:39

закончились пусковые Град, Ураган, Смерч?
Дело ведь в ракетах в РСЗО. Наличие небольшого количества универсальных пусковых как самоцель — такая что ли идея?

Elice
01.03.2024 11:43

Если всё так хорошо, зачем в Корее и Иране покупать?

Инженер
02.03.2024 10:33

Давайте все таки определимся о каком вооружении речь. Об РСЗО, которые должны засеивать максимально большие площади снарядами или об управляемых ракетах , которые должны применяться штучно прлтив точечных обьектов? А то смешали всё в кучу. При таком раскладе о котором пишет автор Искандер лучший боеприпас для РСЗО. Его надо только адаптировать для запуска с шасси Торнадо-С. Но, реально, это глупо вменять РСЗО задачи тактических УР. Разные цели, разные оценки эффективности. А то скоро начнем говорить , что Снайперская винтовка жто лучший пистолет-пулемет. Стреляет же дальше и точнее типа. ))

brazo_largo
02.03.2024 11:38
Ответить на  Инженер

В нынешней войне управляемые боеприпасы гораздо актуальнее, ибо дураков собираться на открытой местности в большом количестве нет (кроме дегенаралов из МО Лаоса,которые устраивают строевое построение практически на ЛБС). И тратить Искандеры на каждый ДЗОТ или импровизированный опорник в доме слишком дорого, нужны промежуточные варианты.

02.03.2024 13:54
Ответить на  brazo_largo

10-15 лет производства 50% ВПК мира это и есть конфликт СВО. Это не совсем современная война. Когда это провалилось.(промышленности НАТО на обеспечение необходимого количества данных боеприпасов надо 5-8-лет) Всё пошло по пути пылесоса. Сейчас всё перешло на увеличение эффективности ВПК Китая. Как НАТО так и МЫ усиливаем китайцев. УТК как таковой показал недостаточную эффективность. По линейке вложенные силы- эффективность. Всё показывает что калибр данных систем будет стремится к 300-350-мм. На современном технологическом уровне.

Alexej F
02.03.2024 12:34
Ответить на  brazo_largo

(кроме дегенаралов из МО Лаоса,которые устраивают строевое построение практически на ЛБС). 
++++
согласен в принципе,но построение было в 30 км от ЛБС.
И где было ПВО?
Контрразведка?

Последний раз редактировалось 1 год назад Alexej F ем
frog
02.03.2024 12:43
Ответить на  Alexej F

Как где, там же, где и дегенералы, в Лаосе, очевидно же…

The same Fonzeppelin
02.03.2024 11:09
Ответить на  Инженер

Речь идет о новой МОДУЛЬНОЙ ПУСКОВОЙ, которую можно использовать для стрельбы самыми разными типами боеприпасов.

Но, реально, это глупо вменять РСЗО задачи тактических УР. Разные цели, разные оценки эффективности.

Фантастика. Американцы спокойно пуляют с MRLS/HIMARS как неуправляемыми УР так и тактическими баллистическими ракетами и в ус не дуют.

frog
02.03.2024 12:44
Ответить на  The same Fonzeppelin

Так что с них, нескрепных, взять? И авианосцы строють, да и строем нечасто ходют…

ARTemAA
04.03.2024 12:52

КГ/АМ. Аффтар даже сам себе противоречит, сперва пишет, что для создания РСЗО нужны «лишь шасси, направляющие, связь, СОУЭ», и требует наказать «виновных в том, что у нас новых РСЗО 10 лет назад не появилось», а спустя десяток абзацев пишет, что «главное — создать высокоточные боеприпасы, без них и РСЗО не нужны».

Ну о чем тут говорить? При таком подходе к делу не удивительно, что аффтар сумел не заметить появления Торнадо-С, Торнадо-Г с их высокоточными боеприпасами.

Чтобы таких слушать, надо быть деревянным жевтовато-блакитным по пояс.

Последний раз редактировалось 1 год назад ARTemAA ем
Альтернативная История
Logo
Register New Account