Еще одна интересная статья Сергея Махова.
Содержание:
Когда в 1744 году началась очередная война между Англией и Францией, она закономерно перекинулась и на их североамериканские владения. В 1745 году, после вылазки французских колонистов к английским поселениям в Новой Шотландии, ополченцы из Новой Англии атаковали и взяли французскую крепость Луисбург на острове Иль-Рояль. Естественно, на этом борьба между англичанами и французами в североамериканских колониях не закончилась. На выручку своим колонистам французы решили отправить флот.
Флот в помощь
Начиная с июня 1746 года франкоканадцы вместе с союзниками-индейцами готовили вылазку к Олбани. Но им как воздух нужны были припасы – порох, провиант, оружие, без которого французы и их союзники просто не смогли бы начать активных действий. Поэтому государственный секретарь по флоту граф Морепа сформировал для отсылки в Северную Америку довольно большой экспедиционный отряд под командованием Жана-Батиста-Луи Бертрана де Ля Рошфуко, герцога д’Анвилля, с приказом отбить Луисбург и разорить английские владения в Акадии и Новой Англии.
Ответственным за формирование каравана и снабжение его припасами и войсками назначили Бижо де Ла Мотта, командира рошфорского порта, а по совместительству – главного контролёра финансов Канады. Надо сказать, что он с этим поручением справился. Конвой, сформированный сразу в пяти разных портах (Нант, Сен-Мало, Брест, Бордо и Ла-Рошель), насчитывал в общей сложности 10 линкоров, 3 фрегата, 2 корвета, 2 брандера, 2 флейта, 1 госпитальное судно, 15 войсковых транспортов или судов, использующихся в этом качестве, а также 19 торговых судов и 18 зафрахтованных купцов — всего 72 корабля. Часть из торговых судов около мыса Финистерре должна была взять курс на Левант.
Французский конвой, среди прочего, включал 64-пушечные линкоры «Бори» и «Леопард», 50-пушечные «Дьяман» и «Тигр», фрегаты «Реноме» и «Межер», два флейта. На последние загрузили 281 штыков из батальона Понтие и батальон милиции из Фонтэнэ-ле-Комт. В качестве войсковых и вспомогательных транспортов использовались оснащённые «эн флюйт» корабли «Парфэ» и «Тридан», приватир «Тигр», а также торговые «Фор-Луи» (320 тонн), «Андромеде» (300 тонн), «Султан» (380 тонн), «Виерж де Грас» (180 тонн), и много малых судов.
Конвой был нагружен войсками, товарами, провиантом, порохом и вооружением, так необходимыми для канадских поселенцев. На кораблях находился 2861 французский солдат (командир сухопутных сил полковник де Мерик). В реалиях малонаселенной Канады это была беспрецедентная помощь от метрополии.
Линкор «Бори» доверху загрузили личными вещами Бижо де Ла Мотта. Французские моряки были поражены и шокированы количеством дорогой мебели, белья, кружев, дорогой посуды, которое погрузили на корабль. Коррупция в Канаде делала для метрополии эти колонии убыточными. В отличие от Индии.
Череда бед
В 4 часа утра 22 июня 1746 года караван тронулся в путь от острова Иль-д’Экс. 23 июля французы прошли Азоры. 10 сентября эскадра д’Анвилля усмотрела акадийское побережье. За время перехода часть кораблей и транспортов была потеряна.
Многие матросы заболели. Так, например, из 300 членов экипажа 50-пушечного «Карибу» только 40 человек к началу сентября могли исполнять свои обязанности, остальные были больны тифом. Это было связано с порочной практикой, ещё со времён Ришелье принятой на французских кораблях. Во французском флоте полагался один гамак на двух матросов (один спит, один несёт службу, потом меняются). Также матросам разрешалось отправлять потребности на палубе. Обе эти «традиции» приводили к быстрому распространению заболеваний в экипаже, и иногда моровое поветрие уносило на тот свет экипажи целых эскадр.
Но вернёмся к д’Анвиллю. 10 сентября 44 французских корабля бросили якорь в бухте Чебукту (ныне – бухта Галифакс), а 13 сентября налетел жесточайший шторм, в результате которого французские корабли и суда оказались раскиданными вдоль всего побережья Акадии и Новой Шотландии. «Нортумберленд» вылетел на мели острова Сэйбл – длинной вытянутой с запада на восток песчаной дуги, расположенной к востоку от побережья Новой Шотландии. «Ардан» потерял 50 человек, ещё 400 были больны, поэтому капитан корабля мессир де Коломбьер решил идти обратно, во Францию. «Карибу», бедственное состояние которого мы уже описывали, также взял курс на Брест, через 4 дня он смог соединиться с «Арданом». «Марс» был довольно сильно повреждён, однако смог соединиться с «Триданом».
В отсутствие д’Анвилля, имевшего флагманом «Ардан», мессир д’Эстурмель взял на себя функции старшего. «Тридан» к тому времени уже смог найти «Альсид» и приватир «Рафаэль». Французы отплыли к острову Сэйбл, где к ним присоединились сильно повреждённые «Леопард», «Тигр» и 30 торговых судов. 27 сентября отряд снова вошёл в бухту Чебукту, а 28-го была перехвачена акадская галера, которая сообщила, что на подходе корабли Вест-Индской французской эскадры Конфлана. Вскоре смогли отыскать и «Нортумберленд», который всё же смог сняться с мели и ремонтировал днище. Д’Эстурмель поднялся на борт флагмана, где узнал, что герцог д’Анвилль умер, по одной из версий — от апоплексического удара, по другой – от истощения. Теперь Эстурмель становился главным. Тотчас же был созван военный совет, на котором было решено атаковать и взять на штык с помощью уцелевших солдат Пор-Рояль (Аннаполис-Ройял), а четыре корабля с транспортами направить в Квебек.
Множество провианта было затоплено и пропало, поэтому французы начали испытывать настоящий голод. Сам Эстурмель писал позже:
«В 19:00 офицеры пригласили меня на праздничный ужин. На каждого приходилось по два яблока, одна пресная лепёшка и стакан вина, разбавленный напополам водой».
1 октября произошло непонятное. Описания сильно разнятся, но в целом сводятся к тому, что Эстурмель, раздавленный событиями последних дней, сильно заболел и впал в горячку. Спешно собранный военный совет избрал новым командиром отряда Жака-Пьера де Таффанеля де Ла Жонкье. К этому времени около половины членов экипажей были больны и истощены до последней крайности. Из двух тысяч восьмисот солдат только около тысячи были более-менее здоровы, однако сильно недоедали. Скорбут и дизентерия косили людей.
Канадцы справляются без помощи метрополии
В свою очередь из Квебека на семи судах вышли 700 французских ополченцев, морпехов и союзников-индейцев, задачей которых было соединиться у Аннаполис-Ройяла с экспедицией д’Анвилля. Командовал рейдом Жан-Батист-Николя-Рош де Рамезье. 11 октября Рамезье достиг пункта назначения. К своему большому удивлению, он никого не обнаружил, а опрос местных жителей показал, что французскую эскадру разметало недавним штормом и где она – никто не ведает. Атака Аннаполис-Ройяла малыми силами не принесла бы ничего хорошего, поэтому Жан-Батист только блокировал крепость и разослал разведчиков по всем направлениям.
Тем временем с эскадрой Жонкье произошло новое несчастье. 11 октября 1746 году у Кейп Клир (Новая Шотландия) «Марс», отбившийся от основных сил, был атакован недавно построенным 60-пушечным кораблём Его Величества «Ноттингем» (кэптен Филипп Сомарез). Команда английского корабля состояла из 365 человек, тогда как на 64-пушечном «Марсе» было 550 матросов (из них около четырёхсот — больны). После двух часов безнаказанного обстрела (пользуясь тем, что у француза была сломана грот-мачта, англичане били продольным огнём с носовых и кормовых углов) «лягушатники» подняли белый флаг. Потери на «Ноттингеме» составили раненными три или четыре человека, потери французов – 40 матросов убитыми.
На эскадре же продолжали гибнуть люди. Бижо де Ла Мотт своей властью приказал 14 транспортных судов переклассифицировать в госпитальные, но лучше от этого не стало. Удалось лишь собрать всех больных на отдельных кораблях, где они медленно умирали, поскольку врачей не было. 24 октября было решено основными силами идти во Францию. Перед уходом Жонкье планировал высадить французские войска (всего на тот момент насчитывавшие 94 офицера и 1410 солдат) у Аннаполис-Ройяла и откомандировать им в помощь 13 судов. Однако через два дня, будучи на траверзе мыса Кабо Негро, французы решили не испытывать судьбу и отменили приказ о высадке. Экспедиция повернула во французский Брест.
Что касается де Рамезье, 8 ноября он, не дождавшись эскадры, отошёл от Аннаполис-Ройяла и занял оборонительную позицию между крепостью и французскими поселениями. Обеспокоенный губернатор Новой Англии Ширли послал в Новую Шотландию отряд полковника Артура Нобля (100 королевских солдат). По дороге Нобль включил в состав отряда пару сотен союзных индейцев и около сотни английских рейнджеров (добровольцев, охотников за скальпами). Дружественно настроенные к французам индейцы-абенаки вовремя донесли об английском отряде, и де Рамезье послал на разведку боем своего капитана, Николя-Антуана Кулона де Вилье, с 240 канадскими ополченцами и 20 индейцами.
Утром 10 февраля 1747 года отряд достиг реки Гасперо, к югу от деревни Гран-Пре, где расположились на постой солдаты Нобля. Произведя разведку, де Вилье узнал, что англичане расположились на постой в 10 домах деревни Гран-Пре, и решил атаковать ночью. Погода не подкачала – к вечеру разыгралась метель, и французам совершенно незаметно удалось подкрасться к лагерю. Индейцы бесшумно сняли часовых, и отряд, разделённый на десять групп по 24 человека в каждой, атаковал дома, где расположились на постой английские солдаты. Вилье был ранен в начале сражения и его заместил капитан де Ла Корн. Англичане понесли очень большие потери, погиб и сам Нобль, но части британцев, разбуженной выстрелами, удалось вырваться из ловушки и укрепиться в каменном доме на окраине Гран-Пре.
На следующий день англичане подписали почётную капитуляцию. С развевающимися знаменами и орудием они отошли в Аннаполис-Ройял, французы же, согласно договору, сохранили статус-кво в Акадии. Британцы потеряли 130 человек убитыми, 34 — раненными и 53 – пленными. Французские потери были гораздо меньшими – 6 ополченцев были убиты и 14 – ранены.
Этот рейд вкупе с атакой Саратоги в колонии Нью-Йорк полностью сбил с английских колонистов всю спесь, развившуюся у них после взятия Луисбурга. Французские ополченцы в который раз доказали свою эффективность и способность малыми силами решать стратегические задачи.
Бесславное возвращение
Однако французы не обольщались – было совершенно понятно, что Канада существует до тех пор, пока у британцев царит бардак и пока не перекрыто морское снабжение с Вест-Индских островов и Франции. Как только противник догадается перерезать снабжение или проведёт скоординированную атаку – Канада безусловно падёт.
Что же касается несчастной экспедиции д’Анвилля – её возвращение во Францию также не прошло без эксцессов. Около Азор эскадру настиг очередной шторм, который разметал корабли по океану.
Ушедшие раньше всех в метрополию «Карибу» и «Аргонот» пришли в Брест 10 октября, 12 числа того же месяца бросил якорь у Бель-Иля «Ардан». 3 декабря в Бресте пришвартовались «Дьяман» и «Тридан». 7 декабря к Бель-Илю пришли главные силы Жонкье – «Нортумберленд», «Бори», «Жиронда», «Межер», «Эрьез-Мари» и «Сан-Жозеф». 11 числа «Леопард» вошёл в гавань острова Иль-д’Экс. И только 16 декабря в Брест пришли последние торговые корабли. Пропал без вести госпитальный «Меркюр» с 21 транспортом. Потери в людях у французов также оказались громадными – только в экипажах они составили погибшими и умершими от болезней более 3000 человек.
источник: https://warspot.ru/6307-ekspeditsiya-gertsoga-d-anvillya
Оставшийся от нее верхний
Каземат на корабле, достроенном в конце 1930-ых — это уже просто дикий анахронизм.
P.S. Совсем нет универсалок. Т.е. дальняя ПВО на нуле.
Уважаемый коллега! Орудия
Уважаемый коллега! Орудия находящиеся на уровне 4 метров от воды тоже не комильфо! Минимально по срокам и цене сделать верхний каземат. Его же и проще перестроить.
С-200 вполне себе дальнее ПВО, а вот тута …………………?
Отличный проект. Наконец-то
Отличный проект. Наконец-то появилась линейно-возвышенная артиллерия ГК, а не столь любимый на этом сайте "Gangut style". Касательно анахронизма, что японские, что американские линкоры постройки времен ПМВ, после всех модернизаций им тоже грешили, а на разработку башен универсального калибра ушли бы время и деньги, чего у тогдашнего СССР явно не хватало. А про дальнее ПВО лучше всего потомкам моряков с "Ямато" и "Мусаси" рассказывать.
Благодарю
Благодарю
Наконец-то появилась
Коллега, я тоже люблю линейно-возвышенные. Но в моем исполнении "Фрунзе" для Тихоокеанской Конфедерации я ограничился тем, что придал 3-ей башне возможность стрельбы поверх 4-ой.
Потому что барбет МНОГО ВЕСИТ. А это драгоценные тонны, которые можно израсходовать более рационально. Особенно при переделке старого корпуса.
На них СОХРАНЯЛИ часть казематов. И то — дополняли башенными орудиями.
Т.е. вы полагаете, что корабль вообще не должен нести средств борьбы с торпедоносцами?
Отличный проект. От Отличный проект. От других?:))) Вообще говоря, проект интересен и самобытен, автору — заслуженный +, но… Непроработано очень и очень многое. Два открытых всем ветрам дальномера в качестве СУО — это нонсенс. КДП — ставили еще в начале 30-х. То же касается и куда более удобных надстроек, которые по факту ставили на наши ЛК Наконец-то появилась линейно-возвышенная артиллерия ГК, а не столь любимый на этом сайте "Gangut style" В детстве я линейно-возвышенную тоже очень любил, полагая любые другие способы размещения орудий ущербным по определению. Касательно анахронизма, что японские, что американские линкоры постройки времен ПМВ, после всех модернизаций им тоже грешили Не-а. У японских/американских да собсно и части английских линкоров казематы СОХРАНЕНЫ. Т.е. как поставили, так и стоят. Но вот ситуацию, в которой "мододелы" снимут казематы с одного места, и потащут в другой — сможете такое вспомнить? Я вот что-то не могу. а на разработку башен универсального калибра ушли бы время и деньги Если нет универсального калибра, то можно попробовать воспользоваться неуниверсальным, к разработке Б-2ЛМ приступили в арпеле 1936 Вообще говоря перенос казематов — это жуть как тяжело. В том плане, что казематную броню на старом месте надо оставлять (иначе брабет напротив нее вообще открыт всем ветрам) но теперь… Подробнее »
=>>Но вот ситуацию, в которой
=>>Но вот ситуацию, в которой "мододелы" снимут казематы с одного места, и потащут в другой — сможете такое вспомнить? Я вот что-то не могу.<<= Американцы на "арканзасах" и "нью-йорках".
Два открытых всем ветрам
Ох, досточтимый сэр! Вот неучили меня перерасчитывать нагрузку. Новые надстройки ИМХО тяжелее. Да и дымовую трубу изгибать. Опять же проще ее будет соединить со второй. Хлопотно это. А вот про КДП подзабыл. Исправлюсь.
Уважаемый коллега! На "Ташкент! Б-2ЛМ поставили перед самой войной. А тут 1938 год. Еще два года у стенки? И позволю себе заметить, что каземат не переносился. Он устраивался заново. А вот после установки итальянок казематную броню убрали оставив скелет подобно как на "Кирове" в местах установки Б-34 (?!)
Сразу бросается в глаза то
Сразу бросается в глаза то что концевые башни ГК расположены слишком близко к оконечностям, а надстройка сильно смещена назад. Её бы метров на 15 вместе с кормовой башней вперёд переместить. Иначе погреб для кормовой башни просто негде будет разместить. Первую носовую башню ГК назад метров на 10 сдвинуть.
Ну и это совершенно точно и к месту подмечено:
"Каземат на корабле, достроенном в конце 1930-ых — это уже просто дикий анахронизм". И еще максимальная скорость низка. Новые куда более мощные и тяжелые линкоры имеют скорость как минимум не ниже чем у этого, а многие и по выше.
"Максимальный угол возвышения составлял сорок градусов, а дальность стрельбы 27,1 км."
Такая максимальная дальность для конца 30-х годов несколько маловата. Хотя в принципе на то время это как раз максимальная дальность стрельбы корабельной артиллерии ГК по целям типа линейных кораблей.
Сразу бросается в глаза то
Уважаемый коллега! Как раз концевые башни стоят на месте. И вторая тоже стоит на месте. На своем законном. Правда ее погреб несколько сдвинут вперед, чтобы уместились новые котлы. Как и погреб башни номер один несколько сдвинут назад.
Вы абсолютно точно подметили:"Куда более мощные и тяжелые". Грех жаловаться на ветерана который вместо положенных еле еле 23 узлов развил максимально почти двадцать восемь. А еще ему наверно були придется ставить.
Для орудий заказанных до ПМВ самое то.
«Уважаемый коллега! Как раз
"Уважаемый коллега! Как раз концевые башни стоят на месте. И вторая тоже стоит на месте. На своем законном. Правда ее погреб несколько сдвинут вперед, чтобы уместились новые котлы. Как и погреб башни номер один несколько сдвинут назад."
Проект этих линкоров разработанных в годы предшествующие ПМВ ни как нельзя отнести к удачному за ислючением артиллерии. Новые котлы по размерам и по весу у всех стран мира были меньше по размерам и легче чем те которые были установлены на кораблях перед или по время ПМВ, а их производительность на оборот значительно выше.
"Вы абсолютно точно подметили:"Куда более мощные и тяжелые". Грех жаловаться на ветерана который вместо положенных еле еле 23 узлов развил максимально почти двадцать восемь. А еще ему наверно були придется ставить."
Размеры котельных и турбинных отделений см. выше позволяли в 30-е годы устанавливать значительно более мощные котлы и турбины и еще при этом экономить на весе.
"Для орудий заказанных до ПМВ самое то."
Но воевать придётся уже во ВМВ и это обязательно учитывалось при модернизациях ранеее построенных колраблей , а опотому обычно модернизировали башни увеличивая максимальный угол возвышения стволов. В данном случае не лишне увеличить его с 40 до 43-45 градусов.
Проект этих линкоров
Уважаемый коллега! Как Вы изволили заметить котлы и машины меньше и мощнее. Но и в тексте котлов не 16 а только 10+2. На несколько меньшей длинне машинных и котельных отделений.
Пришлось пойти по проторенному пути. На "Парижской коммуне" довели до сорока градусов угол ВН и здесь не более.
«Пришлось пойти по
"Пришлось пойти по проторенному пути. На "Парижской коммуне" довели до сорока градусов угол ВН и здесь не более. "
На "Парижской коммуне" и калибр был оставлен как в первоначальном проекте 305 мм., а тут 356 мм. и башни новые. Почему бы не придать угод возвышения больший чем 40 градусов? Ведь всё равно переделки будут более чем объёмными.
Почему бы не придать
Коллега в РИ угол ВН был таким же. Поскольку цель стояла снизить расходы, то так и оставил
Башни скажем не новые. А переделанные б/у. Большой объем переделок только в погребах.
«Башни скажем не новые. А
"Башни скажем не новые. А переделанные б/у. Большой объем переделок только в погребах."
Башни предназначенные под установку 3-х 305 мм. нельзя приспособить под установку 2-х 356 мм. Нужно создавать новые башни с диаметром погона равным тому который был ранее под 3-х орудийные башни с 305 мм. пушками.
Башни предназначенные под Башни предназначенные под установку 3-х 305 мм. нельзя приспособить под установку 2-х 356 мм. Нужно создавать новые башни с диаметром погона равным тому который был ранее под 3-х орудийные башни с 305 мм. пушками. Вот даже не знаю! Дальше будет длинно. Длина ствола 15 850/52 мм/клб, длина нарезной части 12 852 мм, длина каморы до дна снаряда 2443,5 мм . Длина хода нарезов постоянная — 29,89 клб. Число нарезов 72. Глубина нарезов 2,28 мм. Вес затвора 933,6 кг. Вес ствола с затвором 50,6 т. Проектирование 12"/52 трехорудийных башенных установок начали в августе 1907 года. Станки установок имели гидравлические тормоза отката веретенного типа и гидропневматические накатники. Длина отката нормальная 1270 мм. Наведение орудий производилось от э/д с помощью муфты Дженни. Впервые в этих установках в горизонтальном положении вместо катков использовались шары диаметром 152 мм. Угол ВН составлял -5°…+25°, скорость ВН 3 град/с, скорость ГН 3 град/с. Высота оси цапф над плоскостью центров шаров 3544 мм. Диаметр шарового погона 9090 мм. Бронирование: передняя и боковая стенки 203 мм, задняя стенка 305 мм, крыша 76 мм. Вес откатных частей 60 т, качающейся части — 84,2 т, вращающейся брони — 239 т. Полный вес башни с орудиями и броней 778… Подробнее »
«Путем несложных подсчетов
"Путем несложных подсчетов выходит следующее. Диаметр шарового погона 14" башни на метр сто более. Без одного орудия есть шанс вписаться в старый. Разница в откате 230 мм. Тоже не очень существенно. Вес всей двухорудийной установки на 250 тонн больше 12". Можно поэкономить. Очень надеюсь что коллега Андрей сможет расчитать подробней."
Для того чтобы на месте 3-х орудийной башни с 305 мм. установить 2-х орудийную 356 мм. необходимо эту башню под 2-е 356 мм. пушку разрабатывать с нуля. Та башня для 3-х 356 мм. пушек, которая разрабатывалась ранее для линейных крейсеров типа " Бородино" в данном случае не подойдёт.
Пока останусь при своем
Пока останусь при своем мнении.
Тут, уважаемый коллега,
Тут, уважаемый коллега, рассчитывать особо нечего — разумеется, башня понадобится другая, модернизировать 305-мм башню вряд ли получится — слишком уж объем работ велик. Но вот сделать двухорудийную 356-мм в нужных габаритах и с использованием деталей и части механизмов снимаемых 305-мм башен можно, это не бином ньютона нисколько. тем более что какие-то проработки по двухорудийным башням 356 мм были, ЕМНИП для береговой обороны.
Почтительнейше благодарю.
Почтительнейше благодарю.
vasia23 пишет:
Почему бы не
[quote=vasia23]
Коллега в РИ угол ВН был таким же. Поскольку цель стояла снизить расходы, то так и оставил
Башни скажем не новые. А переделанные б/у. Большой объем переделок только в погребах.
[/quote]
башни однозначно новые!
не греет….
не греет….
Но и не морозит.
Но и не морозит.
vasia23 пишет:
Но и не
[quote=vasia23]
Но и не морозит.
[/quote]
Вы коллега значительно уменьшили кол-во орудий — с 12 до 6 шт.!
А зачем?!
Куда не шло — 9 шт. в трёх башнях, но 6 шт.?!
Маловато будет….
«Вы коллега значительно
"Вы коллега значительно уменьшили кол-во орудий — с 12 до 6 шт.!
А зачем?!"
Вместо 4 башен ГК оставили 3.
"Куда не шло — 9 шт. в трёх башнях, но 6 шт.?!
Маловато будет…."
Так как в 3-х оставшихся башнях вместо 3-х 305 мм. в каждой башне решили установить 2-е 356 мм. пушки число пушек ГК и ограничили 6-ю. На месте 3-х орудийной башни ГК с 305 мм. воткнуть башню с 3-мя 356 мм. пушками не получится. А вот с 2-мя 356мм. как раз можно установить.
Вельми неплохо, однако, 130
Вельми неплохо, однако, 130 не мешало бы, с ними и дальняя ПВО образуется.
Добавил в конце рисунок с
Добавил в конце рисунок с облагороженым передним мостиком и зенитками.
Значительно лучше, коллега!
Значительно лучше, коллега!
Благодарю!
Благодарю!
весьма оригинально, что само
весьма оригинально, что само по себе достойно изумления — уж сколько сломано копий о борт многострадального недостроенного линкора "Фрунзе"
однако, мне кажется тут остро необходим чертеж (или хотя бы только вид сбоку) в окончательном варианте 1938 года и табличка с ТТХ
Будет уважаемый коллега и
Будет уважаемый коллега и табличка и внешний вид. У меня творческий подвиг пока. Подвигаю успокоюсь и вернусь.
!!! Плюс. А что там с МЗА и
А что там с МЗА и КДП?
Пока
Пока 18 сорокопяток. КДП поправил.
Изменил про башни ГК
Изменил про башни ГК