Экипаж самолета Junkers W 33 Esa в опасности после посадки на воду
Статья Вольфганга Бергманна (Wolfgang BORGMANN) «Junkers-crew in seenot» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 3/2002 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в ноябре 2016 года. Данная статья выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Попытка перелёта через океан Роди, Йоханнсена и Виеги на самолете Junkers W 33 «Esa»».
Предисловие редакции: В 1931 году запланированного на самолете для дальних перелетов Junkers W33b (номер гражданской регистрации D-2072) было запланировано пересечение атлантического океана. После 38-часового полета вылетевший из Лиссабона самолет должен был 12 сентября приземлиться в Нью-Йорке. Однако вместо триумфального проезда по Бродвею с парадом конфетти отважные пилоты Вильгельм Роди, Фридрих Йоханнсен и Фернандо да Коста Виега совершили посадку на расстоянии примерно в 80 морских миль от Ньюфаундленда и долгое время были вынуждены спасаться на борту своего находившегося на поверхности воды самолета.
В 1920-е и в 1930-е годы перелет на самолете через Северную Атлантику считался большим событием для человечества. Сообщения о новых рекордных перелетах были интереснейшей темой для прессы, и это мотивировало пилотов к попыткам совершать подобные полеты.
Это восхищение затронуло и родившегося в 1907 году в Дуйсбурге и проживавшего в Бад-Эмсе Вильгельма «Вилли» Роди. Он получил в наследство некоторые средства и весной 1931 года купил у предприятия Junkerswerft Leipzig-Mockau самолет Junkers W33b. До него владельцем этого самолета с заводским номером 2516 был удачливый пилот Чарльз Э. Левайн (Charles A. Levine), которому в июне 1927 года вместе с Кларенсом Д. Чемберленом (Clarence D. Chamberlin) удалось на Bellanca WB.2 Miss Columbia совершить беспосадочный перелет по маршруту Нью-Йорк – Хелфла (Helfta; под Эйслебеном [Eisleben]). На Junkers W33b, получившем собственное имя Queen of the Air, Чарльз Левайн должен был совершить рекордный перелет через Атлантику в Северную Америку. Но в попытках найти спонсоров пилот потерпел неудачу и в итоге вынужден был продать свой Junkers.
Роди, который не должен был волноваться по поводу финансирования своего трансатлантического проекта, научился в Лейпциге летать на самолетах. Но его опыта как пилота было недостаточно для перелета через Атлантику, и он привлек для осуществления трансатлантического перелета жившего в Гамбургe флюгкапитана Фридриха Йоханнсена, который и должен был управлять самолетом. Третьим членом экипажа должен был быть друг Роди португалец Фернандо да Коста Виега.
После завершения предполетной подготовки отважная тройка 22 августа 1931 года вылетела из аэропорта Берлин-Темпельсхоф в Лиссабон. В противоположность состоявшемуся в 1928 году успешному перелету самолета Junkers W33b Bremen, чей экипаж выбрал для перелета северный маршрут через Ирландию в Ньюфаундленд, Вильгельм Роди, Фридрих Йоханнсен и Виега выбрали для пересечения Атлантики южный маршрут: Лиссабон – Азорские острова – Нью-Йорк. На борту самолета в крыльевых и фюзеляжных топливных баках находились 2450 литров бензина, с которыми Junkers W33b (номер гражданской регистрации D-2072), получивший собственное имя Esa, 10 сентября 1931 года вылетел из Лиссабона в направлении Северной Америки. Позднее Фридрих Йоханнсен своей рукой сделал на фотографии пометку, согласно которой полет до Нью-Йорка в соответствии с произведенными им расчетами в общей сложности должен был длиться около 38 часов. Первоначально полет Junkers W33b Esa проходил без проблем. Как в 1932 году во внутрифирменном издании «Junkers Nachrichten» было впервые сказано, что после 8 часов 25 минут полета самолет достиг центра Азорских островов. Затем погода стала портиться, и участники перелета через Атлантику должны были пересечь грозовой фронт.
Уроженец Гамбурга флюгкапитан Фридрих Йоханнсен имел большой опыт перелетов и сидел слева на месте первого пилота W33b Esa, а Роди и Виега и по очереди сменяли друг друга на правом сиденье второго пилота. После того как самолет пробился сквозь грозовой фронт, полет продолжился без проблем в спокойном ночном небе. Навигация осуществлялась по звездам, и после восхода солнца экипаж с помощью хронометра определил долготу, на которой находился самолет.
Внезапно после 20 часов полета возникла неполадка в шестом цилиндре двигателя. Высоковольтный провод отсоединился от свечи зажигания, и при каждом рабочем такте двигателя струя пламени устремлялась в переднюю часть подкапотного пространства. В результате этого мог возникнуть пожар, и флюгкапитан Йоханнсен отключил подачу напряжения от магнето. Далее самолет летел с пятью работающими цилиндрами двигателя.
После 35,5 часов полета экипаж увидел пароход «Pennland», и, несмотря на то, что бензин из топливных баков уже был почти полностью израсходован, Йоханнсен несколько раз облетел вокруг парохода. Экипаж решил продолжить полет, хотя в данном случае вероятность достижения материка была небольшой. Это было решение с тяжелыми последствиями. Вскоре топливо было полностью израсходовано, и Йоханнсену не оставалось ничего другого кроме как посадить Junkers W33b Esa на водную поверхность посреди Атлантического океана. Рискованный маневр удался, и самолет какое-то время находился на поверхности воды. Затем обладавшие большим удлинением тонкие консоли крыла под воздействие воды отломились, однако пустые топливные баки держали W33b на поверхности.
К этому времени Роди, Йоханнсен и Виега уже потеряли счет времени и находились на поверхности воды 8 суток. Из продуктов в распоряжении экипажа имелись только 9 литров пресной воды из системы охлаждения двигателя и упаковка шоколада, в то время как W33b (точнее что от него осталось) сопротивлялся большому волнению. Компания Junkers гарантировала, что севший на поверхность воду самолет данного типа сможет продержаться на поверхности около 20 часов, и у экипажа возник вопрос: насколько дольше указанного компанией-изготовителем срока самолет сможет продержаться на воде?
Трудно себе представить с каким облегчением экипаж на восьмой день после посадки на воду увидел норвежский пароход «Belmoira». Норвежское судно медленно подошло к остаткам W33b, и экипаж самолета по сброшенному трапу поднялся на борт корабля. Свой Junkers W33b экипаж вынужден был оставить, поскольку паровые краны при таком волнении не могли поднять самолет на борт парохода.
три члена экипажа Junkers W33b Esa неа крыше своего самолета незадолго до того, как они будут спасены норвежским пароходом «Belmoira». Пилот из Гамбурга Фридрих Йоханнсен (маленький снимок вверху справа) передал этот снимок с собственноручно сделанной подписью в качестве сувенира напоминавшего о его трансокеанских приключениях сотруднику гамбургского аэропорта
Экипаж самолета не знал, что они с 15 сентября считались пропавшими без вести и что с этого срока под влиянием общественности власти США и европейских стран предприняли обширные поиски пропавших Йоханнсена, Роди и Виеги. К счастью для экипажа W33b эти поиски благополучно завершились. Несмотря на то, что перелет из Европы в США не удался, Йоханнсен, Роди и Виега в течение нескольких недель были приняты с огромным восторгом в США и в Европе.
После этого драматичного перелета Фридрих Йоханнсен работал в Гамбурге пилотом, а Вильгельм Роди перестал летать. 7 августа 1970 года Роди умер в Бад-Эмсе; его смерть прошла мимо внимания общественности.