Двухместный, одноместный, двухместный, одноместный, двухместный…
Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.
На очередном «Клубе любителей авиации «У Егорыча» (в музее Жуковского) состоялся доклад Олега Растренина на тему, «неисчерпаемую как атом» – Ил-2. Вернее, одному из самых спорных моментов истории «вида» – превращении его из двухместного в одноместный и обратно. Краткий такой рассказ, часа на три…
Двухместный ЦКБ-55. Кстати, попал "в серию" – успели выпустить два самолета…
Как известно (с), вопрос, почему Ил-2 пошел в серию одноместным, вызывал постоянные колебания вместе с линией партии. Судя по всему, впервые его озвучил сам Ильюшин в своем интервью «КЗ» в 1968 г., когда прямо заявил, что самолет ЦКБ-55 из двухместного в одноместный его заставили переделать военные. Да, заодно и без кремлевского «тирана» не обошлось…
Однако более поздние документы показали, что инициатива переделки ЦКБ-55 в одноместный ЦКБ-57 была целиком на «совести» Ильюшина. Тогда откуда такая странная «аберрация памяти»?
Судя по всему, Растренину (насколько можно понять, с подачи Д. Хазанова) удалось докопаться до истоков проблемы. Инициатива переделки двухместного штурмовика в одноместный исходила от… П.О. Сухого!
По документам впервые требование «бронированный штурмовик» появилось у военных в 1937 г. Причем сами военные довольно смутно представляли, что из этого получится. Поэтому первоначально речь шла о выпуске «пробной партии» штук 10–30 для войсковых испытаний (нужно ли говорить, что авиапром был «в восхищении»!). Задание получили Ильюшин, Сухой и в качестве страховки Кочеригин – переделать уже имеющийся Р-9.
В процессе довольно долгого проектирования – у Ильюшина, например, это заняло года, Сухой столкнулся с проблемой компоновки такого самолета. Так как Сухой выбрал мотор воздушного охлаждения, который по мнению (части) военных и специалистов не требовал бронирования, то при попытке забронировать кабину пилота и стрелка центровка резко смещалась назад – самолет получался неустойчивый. Да, крыло для «экономии» решили взять от «Иванова». Промучившись где-то с полгода, Сухой и выступил с предложением создать одноместный бронированный штурмовик, решив проблему центровки, убрав стрелка и сократив бронекорпус.
Так как военные своих «устойчивых» требований не имели, они согласились, в результате чего условный конкурс на бронештурмовик раздвоился: на создание двухместного и одноместного штурмовиков. Двухместные делали Ильюшин, Кочеригин и «нарисовался» Грушин. Одноместные – Сухой, Боровков-Флоров и в качестве эксперимента переделали в бронированный штурмовик ИП-1. С последним случилось «все то же самое» – центровка после навески брони стала сильно задней и на самолете было опасно летать…
ИП-1ш "добронированный"
Поэтому, когда у Ильюшина возникли проблемы с ЦКБ-55, вернее с невозможностью быстро переделать самолет под новые требования (мотор АМ-38, дополнительная емкость баков и пушки Таубина в крыло), так как у Ильюшина отобрали производственную базу, то он просто «перебежал» из одного «конкурса» в другой. Из категории двухместных штурмовиков в одноместные. Получил хороший результат в пределах ТЗ и сразу попал в большую серию в условиях приближавшейся войны. Так что формально вроде бы никто не виноват… Ильюшин только дорогу Сухому пересек. Первый раз.
Одноместный ЦКБ-57, переделанный из ЦКБ-55
Ну, а дальше «понеслось-поехало». Требование посадить в Ил-2 стрелка появились буквально в первые недели войны! А реально посадили через 15 месяцев! Почему? Ильюшин оперативно подготовил проект переделки «в зад», но тут действительно уперся Сталин – «Не время»! – Тогда мы сделаем новый штурмовик – двухместный с мотором воздушного охлаждения! – «Делай»!
Двухместный Ил-2М-82. Кстати, мотор был бронирован (снизу). Но довести низковысотный форсированный М-82ИР, как и М-71 для Су-6, не сумели…
В результате появился двухместный Ил-2М-82ИР, который тут же угробил Су-2 (зачем два схожих самолета под один мотор?). Только «ильюшин» прошел испытания, как на следующий день появился отчет по одноместному Сухому – Су-6. Хорёк наступил уже Ил-2М-82. Но тут возник Сталинград, и срочно потребовали уже таки впихнуть стрелка в одноместный Ил-2 (а одноместный Су-6 уже не нужен)… А центровка. О, центровка!
Одноместный Су-6. "Машина-зверь". Но одноместный
И т.д., и т.п., и в том же духе.
Пока начальство гоняло туда сюда, военные на фронте сами десятками переделывали Ил-2 в двухместные.
Поврежденный Ил-2 с самодельно врезанной второй кабиной стрелка с пулеметом ШКАС
Где-то на четвертом часу Олег Растренин заявил, что, похоже, история нашей авиации еще ждет много открытий… Даешь новые статьи!