Дредноут-авианосец «Иван Грозный» или неумолимая Мерфология
Дредноут-авианосец «Иван Грозный» или неумолимая Мерфология.
По мотивам альтернативных фотографий / фотографий из иной параллельного мира.
Отредактировано (подсказал коллега Граф Цеппелин)
Четвертый линкор, представляющий улучшенный вариант типа «Екатерина Великая» и получивший имя «Иван Грозный» был заложен в июле 1914 года. В то время, как во время войны, входили в строй его систершипы «Екатерина Великая» и «Императрица Мария» (1915 год), «Александр-3» (1917 год), работы над «Иваном Грозном» продолжались. Вот только с достройкой у линкора были серьезные проблемы. В то время как «Романовичи» имели три года до военной постройки (и то, как сказалось на достройке!), «Рюрикович» имел несколько довоенных месяцев, что не могло не сказаться на его постройке. Заложенный как самый хорошо защищенный линкор, «Иван Грозный» не мог похвастаться мощным вооружением. Кому-то ради лучшего взаимодействия черноморской эскадры, пришла в голову замечательная идея, добиться однотипного вооружения всех четырех дредноутов. Раз первая тройка «Екатерин» имеет 305-мм орудия, то и четвертый корабль то же должен иметь 305-мм орудия, а «не выбивающиеся из строя» 356-мм орудия. Подобная идея была здравой, если бы «Иван Грозный» был бы заложен самое позднее в 1912 году. Теперь же, к окончанию Великой войны, линкоры уже и 356-мм орудиями смотрелись «среднечками», уступая первенство собратьям с 381-мм и 406-мм орудиями. Что тут было говорить про линкоры с 305-мм орудиями! При этом «Екатерины Великие» были уже построены, а «Иван Грозный» еще предстояло достраивать.
Ситуация с линкором «Иван Грозный» развивалась в точности с наукой Мерфологией, а именно «теоремой неизбежности Бахмана»: Чем больше затраты на выполнение плана, тем меньше шансов отказаться от него — даже если он окажется несостоятельным.
Несмотря на то, что линкор «Иван Грозный» устарел фактически в момент закладки, отказываться от дорогостоящего корабля, моряки не хотели: уж сколько средств в него вложили, чтобы все это разделать на металл. Значит, линкор надо достраивать, и раз оригинальный проект слаб, значит надо достроить по новому проекту! Не важно, что корабль, по сути, превращается в «бездонное дно» для финансов – стоил много еще когда строился, будет стоить еще дороже в достройке, а каким он будет когда будет достроен…
Первым проектом по модернизации, был возврат к установке 356-мм орудий. Пусть всего 8 (вместо 12), но это лучше, чем жалкие 305-мм. Затем последовали проекты с 381-мм, 406-мм орудиями (причем так же 8 штук), с 457-мм орудиями в количестве 4-х штук (такие орудия собирались купить в Великобритании).
Альтернативой улучшения артиллерийского варианта, был отказ от артиллерии! Великобритания уже имела плавучие аэродромы – авианосцы, да и другие океанские державы (США и Япония) подобные корабли собирались получить в ближайшее время.
На Вашингтонской конференции все стороны договорились списать часть линкоров: часть именно разделать на металл, часть можно было и перестроить в авианосцы.
Хотя в Российской Империи были не прочь списать свои линкоры в бою, а еще лучше чужие (какое совпадение — у Японии были такие же мысли), желание натолкнулось на отсутствие финансов в стране. В стране не было денег на еще одну войну, и приходилось решать проблемы мирными средствами.
Раз линкоры можно переделать в авианосцы, то будем переделывать.
Первыми отечественным авианосцами, стал линкоры «Императрица Мария» и «Екатерина Великая». Оба корабля имели серьезные повреждения: «Мария» после взрыва боезапаса в 1916 году, «Екатерина» пострадала вовремя Босфорской операции 1917 года. (Судьба «Александра-3» не известна).
На обоих кораблях вся надстройка была смещена к левому боку, поработав над машинным отделением, оставили одну трубу, при этом скорость хода не изменилась. Заменили противоминную артиллерию – убрав многочисленные 130-мм, и поставив немногим меньше новейшие 152-мм орудия.
Авианосец типа «Императрица Мария» и «Екатерина Великая».
Водоизмещение 22500 тонн, длина палубы 169 м, скорость 22 узла, авиагруппа 20 аэропланов. Артиллерия 12 152-мм и 6 76,2-мм зенитных орудий.
Что касается «Ивана Грозного», то злой рок (или наука мерфология) не хотели отпускать корабль. В действие вступил четвертый закон Финэйгала
«Если работа проваливается, то всякая попытка ее спасти только ухудшит дело»
Вместо переделки линкора в полноценный авианосец, было решено сделать гибрид линкор-авианосец. Нельзя сказать, что идея была ущербной – учитывая слабость аэропланов, мощное артиллерийское вооружение для самозащиты было совсем не лишним. К тому же дредноут по-прежнему мог действовать в интересах берега, став этакой огромной канонерской лодкой
Надстройка и трубы так же были смещены на левый борт, вот только носовая башня с 305-мм орудиями была оставлена. Взлетная палуба то же имела отличия. Если на «Екатеринах» взлетная палуба опускалась к носу, в результате самолет в момент покидания (?) палубы опускался (приседал), то на «Иване Грозном» чтобы сделать взлет более безопасным, передний край палубы был приподнят, формируя подобие трамплина (в результате самолет в момент покидания палубы подпрыгивал).
На момент создания линкора-авианосца «Иван Грозный», проект считался очень удачным. Ведь корабль мог как вести полноценный бой как с авианосцем, так и постоять за себя в артиллерийском бою. Считалось, что за счет своей авигруппы «Грозный» сможет отбиться от авиагрупп противника, подойти на дистанцию стрельбы, и тут уже не повезло бы какому-то авианосцу противника.
Авианосец типа «Иван Грозный».
Водоизмещение 23250 тонн, длина палубы около 140 м, скорость 22 узла, авиагруппа 18 аэропланов. Артиллерия 3 305-мм, 12 152-мм, 8 76,2-мм орудий.
На практике все оказалось иначе.
Сначала иностранцы покивали на подписанное Вашингтонское соглашение, по которому «Иван Грозный» считался линкором, а не авианосцем.
Затем неприятности доставило великолепное чудо научно-технической мысли как «трамплин». Неизвестно как проходили испытания на макетах и на земле, но вот на самом корабле (т.е. «Иване Грозном»), они проходили на редкость однообразно и печально для самолетов (кораблю то же доставалось).
Третьей проблемой стала великолепная башня ГК, придававшая «Ивану Грозному» неповторимый вид. Учитывая возросшую дистанцию боя, попадать во вражеский авианосец можно было с большим трудом. А в качестве самозащиты (хотя бы от крейсеров), подобная артиллерия показала себя не очень из-за низкой точности.
Учитывая перечисленные недостатки, флот был вынужден пойти еще на одну переделку «Ивана Грозного» убрав башню с 305-мм орудиями и удлинив взлетную палубу до 180 метров, превратив таким образом, заложенный как линкор, достроенный как линкор-авианосец, в чистый авианосец.
Но мерфология то не дремлет!