20

Статья из жж Дмитрия Зайцева.

На Topwar вышла моя первая статья с обзором дизельных танков Daimler-Benz. В принципе, для знатоков ничего интересного в ней нет, но всем остальным она даёт необходимый контекст чтобы ознакомиться с темой.

Любой разговор о VK 30.02 (D) будет неполным без упоминания занятного факта. По этому танку сохранилось крайне мало графических материалов, при этом схема ходовой части не сходится с фотографией частично разробранной (или смонтированной?) ходовой части прототипа в металле. Иными словами, ходовую часть серьёзно переделали, но как именно? Здесь нам остаётся додумывать и пытаться сложить зацепки в стройную картину.

Возьмём увеличенный фрагмент известной фотографии в максимальном качестве, так мы увидим больше деталей:

Во-первых, у танка появились поддерживающие ролики. Это значит, диаметр опорных катков уменьшился. Оригинальные опорные катки диаметром 900 мм просто бы не влезли, да и зачем с такими катками было вводить ещё и поддерживающие ролики?

Во-вторых, появились экраны-колпаки, прикрывающие узлы ходовой части от грязи. На ранних Pz.Kpfw.III и на VK 20.01 (D) нижняя часть корпуса имела сложную форму с нишами, в которых находились рессоры. А вот на VK 30.02 (D) пакеты рессор торчали навстречу и были подвержены самому большому загрязнению.

В-третьих, немцы отказались от системы коромысел, поэтому теперь на каждый балансир приходится лишь один опорный каток, а не два.

В-четвёртых, на первую половину корпуса приходится три балансира, притом развёрнутых в разные стороны.

В-пятых, хотя это не бросается в глаза, блоки рессор сместились назад. До нас дошёл мыльный кадр кинохроники, на котором видно, что первый блок рессор находится дальше от ленивца, между ними установлен экран:

В статье Харольда Биондо о прототипах Пантеры отмечались некоторые нестыковки и была сделана попытка реконструкции. Вот как выглядит корпус с рессорами:

Автор сдвинул блоки рессор, но почему-то сделал их разными. А дальше он… приделал к ним опорные катки диаметром 900 мм в шахматном порядке. Клиренс превысил санитарные нормы:

Конечно, в таком виде танк не мог быть построен: оси опорных катков банально ничему не соответствуют. Но каким он мог быть?

Раз на первую половину танка приходится три балансира, значит, на весь борт их было шесть. На каждый поддерживающий ролик приходится свой блок рессор, по блоку на два балансира. Итого, получается ходовая часть с шестью опорными катками без шашечно-шахматных затей.

Взявшийся за реконструкцию antonkachinskiy исходил из аналогичных соображений. Вот что у него получилось с 650-мм опорными катками а-ля изначальный проект VK 20.01 (D):

В деталях чертёж несколько отличается от фотографии, но по сути он полностью ей соответствует. У танка реалистичный клиренс в районе 510 мм, опорные катки не задевают за ролики и сохраняется адекватная длина опорной поверхности. Сравним с известной схемой:

Всё поместилось. Первый поддерживающий ролик хорошо соответствует кадру кинохроники. Длина опорной поверхности гусеницы соблюдена. Мне кажется, примерно так поздний вариант VK 30.02 (D) и был устроен.

Что этой переделкой достигли инженеры Daimler-Benz? Во-первых, упростился ремонт. Если раньше для демонтажа центрального блока рессор требовалось снять почти все опорные катки одного борта, то теперь для доступа к любой рессоре достаточно снять два опорных катка. За счёт отказа от коромысел упростилась конструкция ходовой части, наверняка снизился и её вес. Наконец, элементы подвески получили хоть какую-то защиту от грязи. В целом, переделка выглядит логичной.

источник: https://kedoki.livejournal.com/127520.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account