Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги. Как-то раньше в комментарии к материалу про башенный вариант «Варяга» уважаемого коллеги boroda я высказался в том ключе, что-де занятно было бы водрузить «шестидюймовые» башни, аналогичные примененным на броненосцах типа «Полтава», на крейсер-яхту «Светлана». А потом подумал – и нашел для них еще одного реципиента. Какого же именно – предлагаю узнать из нижеследующего небольшого текста, который по стилистике представляет собой очередное военно-морское хулиганство. Не иначе как всяческими богобайками от уважаемого коллеги byakin-а навеяло… 🙂
Для пополнения Доброфлота русское правительство еще в 1892 году возжелало заказать датчанам из «Бурмейстер ог вайн» новый крейсер. Разумеется, императрица Мария Федоровна, урожденная датчанка Дагмара, была тут абсолютно ни при чем!
С проектом крейсера ответственные лица неожиданно проваландались до 1893 года – но так вышло даже лучше. Ибо в том самом году супружник Марии Федоровны и по совместительству русский император Александр III вдруг проникся идеей трансформировать крейсер в царскую яхту. Ну вот так у самодержца левая пятка, видите ли, зачесалась.
Свою долю интриги внес в эту историю и братец Александра – Алексей, с подачи царственного родственника назначенный окучивать военно-морскую делянку в статусе генерал-адмирала. Ибо у него тоже вдруг в том же самом 1893 году засвербела в черепушке мысль – а не обзавестись ли и мне посудинкой, специально предназначенной променадировать по морю меня любимого?!
Старший судостроитель Гуляев, тихо матерясь сквозь зубы, уже начал было перерисовывать для выполнения барской прихоти начальника запроектированный ранее минный заградитель, когда случился нежданчик – один брат (который венценосный) прознал про поползновения другого (менее сановитого).
Обычно братья жили душа в душу, но тут на Александра III словно нашло что-то эдакое – и прожекты Алексея свет Александрыча не снискали ну абсолютно никакого положительного отклика в царской душе. И, несмотря на все уверения главы Морского ведомства, что-де он и хочет-то себе сущую ерудовинку-с, лодочку, можно даже сказать, лодчоночку, чуть ли не ялик моторный, фраза, которую, по слухам, брат Саня в итоге озвучил брату Лёхе, звучала так:
— Хрен тебе, а не каноэ!
И тут генерал-адмирал не сдержался и тоже макнул брата фейсом в жидкую субстанцию органического происхождения с резким неприятным запахом, ответствовав – а сам-то, мол, что?! Кто тут без цельного, панимаиш, крейсера хочет Российский флот оставить токмо за-ради с бабой своей и дитями повояжировать морским способом?!
Брат Саня, вспылив, сначала хотел за такой афронт, как в голозадом (не в плане материального достатка русской императорской фамилии, разумеется!) детстве навешать брату Лёхе пенделей и прописать фофанов, а потом вдруг выдохнул, замахнул стопку чего-то качественно-высокоградусного, хитро так взглянул на братца и выдал:
— А и мне тоже хрен!
После чего месье генерал-адмирал был нагружен абсолютно однозначной задачей – соорудить заместо всех прежних хотелок обоих братьев для русского флота пару крейсеров, всецело предназначенных для боя, а не для парадных выгулов кого бы то ни было.
— А не сделаешь, как я хочу – посажу на вегетарианскую диету! Навечно! – вдогонку ласково молвил самодержец своему братишке. И тот – известный любитель поковырять в зубах французской булкой с прилагающимися к ней икоркой, балыком и прочими перепелами и вальдшнепами – от этой угрозы малость сбледнул. И на всякий случай рванул в ближайшую ресторацию, дабы нажр… накушаться впрок. А то мало ли как дело повернется?!
Чуть отойдя от последствий едального загула, генерал-адмирал призвал к себе МТК в полном составе и транслировал им царскую задачу в непривычной для подчиненных безапелляционной манере. А когда кто-то робко поинтересовался, как же гражданин начальник представляет себе новые крейсера, тот сорвался на высокие тона и выдал истеричную тираду с одним общим посылом – творите, что хотите, только чтоб результат был совершеннейшим «убивцем» и за пять тысяч тонн водоизмещения не вылезал! А то на большее в казне денег не хватит.
Русская инженерная мысль, не скованная (ну, почти…) рамками начальственных указаний, в этот раз выдала на-гора и правда отпетого «убивашку». Во-первых, на данном проекте сразу решено было закладываться на скорость в 21 узел – ради чего даже отказались от тарана. Во-вторых, помимо новомодной броневой палубы со скосами для прикрытия нежного корабельного нутра на нем сладили и надежную защиту главной артиллерии. Последнюю в лице восьми шестидюймовок разместили ни много ни мало в полноценных башнях, конструкцию которых слямзили у броненосцев типа «Полтава», лишь на дюйм урезав броню их стен и подачных труб. Дополнительной приправой к «главному блюду» служили также восемь 75-миллиметровок на станках Канэ и столько же стволов противоминной мелочевки.
Увы и ах, но почти сразу стало ясно, что на отечественных заводах сего зело прогрессивного «зверька» никак не сладить. По крайней мере, определенно не удастся сделать это таким образом, чтобы не угробить удачную концепцию извечным русским «авось и так сойдет», выливающимся на флоте обычно в бешеную перегрузку кораблей и недостижение ими проектных параметров. Потому заказ на второй крейсер (строительство первого было прочно застолблено за Данией) достался французам.
И те, и другие закордонные подрядчики, надо сказать, отнюдь не обгадили всю малину – крейсерки у них вышли на загляденье, крепкие да ладные. А что все ж с небольшим (по 100-150 тонн на брата) перегрузом – так то была вина самого русского заказчика, как обычно, желавшего напичкать новые корабли всякими новомодными «вкусняшками» уже после утверждения проекта, состоявшегося в ноябре 1893 года. И отнюдь не от всех пожеланий МТК заграничным фабрикантам удалось отбрыкаться.
Тем не менее, на скоростных и прочих качествах лишний вес отрицательно не сказался. И Балтийский флот к началу 1898 года (некоторая задержка вышла с производством башенных установок) получил два весьма пользительных для его нужд современных бронепалубника – довольно шустрых и даже с претензией на адекватную защиту. Хоть и болтали про них порой флотские остряки, что-де «руки в перчатках, а тело голое».
Не без братских подколок вышло с именами для новых крейсеров. «Француженку» по нижайшей просьбе Алексея Александрыча удалось обозвать «Светланой». А вот применительно к «датчанину» император, перед тем выразительно глянув на родственника, принесшего папочку с именами на выбор, решительно похерил все предложенные варианты и самолично начертал – «Боярин». Тот, кому адресовался данный выпад, попунцовел малька, но от комментариев воздержался. А то ж ить «он же царь!» – ты ему слово, а он тебя опять заставит корабли строить. А у тебя, между прочим, очередная балерина не люблена, по парижам не гуляна да брульянтами не обвешана…
Но, как говорится, «что в имени твоем»… То ли боевитые обстоятельства появления на свет сказались, то ли и правда сим корабликам так было суждено – однако «Светлана» с «Боярином» выступили едва ли не как главные звезды в тех эпичных замесах под Порт-Артуром, когда японец вздумал пощекотать фамильной катаной русского медведя. И попортили, смеем заметить, изрядно самурайской крови – равно как и плавучей утвари узкоглазых недругов.
Впрочем, это уже совсем другая история…
Характеристики бронепалубных крейсеров «Светлана» и «Боярин»:
водоизмещение (нормальное/полное, среднее для кораблей серии):
фактическое – 5000/5375 т (по проекту – 4875/5250 т);
размеры – 108,0 (длина по ВЛ)/108,0 (длина наибольшая)/14,5 («Светлана») и 14,48 («Боярин») (ширина на миделе)/6,3 (фактическая осадка при нормальном водоизмещении) м;
мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 11000 л.с. (по проекту – 10500 л.с.);
скорость:
по проекту – 21,0 узел;
на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 21,0 узел;
запас угля – 500 (нормальный)/875 (полный) т;
дальность плавания фактическая при полном запасе топлива – 3500 миль на 10 узлах;
бронирование (броня Гарвея и сталеникелевая (палубы)):
нижняя (броневая) палуба:
«Светлана» – 65 (карапасы и скосы, включают в себя 15-мм палубный настил)/35 (плоская часть, включает в себя 10-мм палубный настил)/100 (гласис машинного отделения, включает в себя 15-мм палубный настил) мм;
«Боярин» – 63,5 (карапасы и скосы, включают в себя 12,7-мм палубный настил)/38,1 (плоская часть, включает в себя 12,7-мм палубный настил)/102 (гласис машинного отделения, включает в себя 12,7-мм палубный настил) мм;
башни 152-мм орудий – 102 (бок)/25,4 (крыша) мм;
барбеты башен 152-мм орудий – 102 мм;
элеваторы боезапаса 75-мм орудий (от нижней до средней (батарейной) палубы, 4 шт.):
«Светлана» – 25 мм, «Боярин» – 25,4 мм;
боевая рубка:
«Светлана» – 100 (бок)/25 (крыша) мм;
«Боярин» – 102 (бок)/25,4 (крыша) мм;
коммуникационная труба боевой рубки (от пола боевой рубки до нижней (броневой) палубы):
«Светлана» – 50 мм;
«Боярин» – 50,8 мм;
вооружение – 4х2-152х45, 8-75х50, 6-47, 2-37, 2 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 2-381 мм т.а. (надводные, 6 торпед).
P.S. Картинки чуть поболе габаритом — традиционно здесь:
https://stvolar.livejournal.com/30944.html
P.P.S. И маленький стишок-«ганпаудер» в довесок:
Дай флоту крейсер, а не судно —
Чтоб в бой, а не в гражданский фрахт!
А Сане с Лехой и так чудно —
Без яхт… ?