Имя Леонардо да Винчи давно стало синонимом гениальности даже для тех, кто знает его имя только по фильму «Код да Винчи» и спорам вокруг портрета Монны Лизы.
Вот, что сообщает о нём Википедия:
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Лев Петрович родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание.
Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества. В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника.
Леонардо в основном известен как художник. Причём не просто художник, а как художник-новатор, впервые использовавший профессиональные приёмы, ставшие затем общеупотребимыми.
Но, сообщают, что при всём при том художником он был малоплодовитым. Сам же он себя позиционировал скорее как инженера. И именно с инженерной ипостасью связаны все утверждения о гениальности.
Ему приписывают величайшие изобретения, опередившие время на многие века – вертолёт, танк, автомобиль, парашют, вещи совершенно фантастические и совершенно невообразимые для той эпохи. Самое фантастическое то, что для создания упомянутых вещей тогда не было ни технологической, ни теоретической базы, ни спроса.
Этого вполне достаточно, чтобы заподозрить сего уважаемого мужа в попаданчестве. Но подозрения должны быть подкреплены пусть и косвенными, но достаточно убедительными доводами. Желательно, на основании какой-либо непротиворечивой и понятной всем методики.
Предлагаемая мной методика расследования деятельности Леонардо проста и незамысловата.
Мы проанализируем его творения, на основании которых исследователями сделан вывод о гениальности. Мы проверим, являются ли они творчеством талантливого изобретателя, творившего в технических и интеллектуальных координатах 15 века или же имеют признаки использования технологии и интеллекта более поздней эпохи.
Теоретически каждое из приписываемых ему изобретений может быть отнесено к одной из трёх категорий:
- Конструкция, основанная на компиляции из известных ранее конструкций и технологий.
- Изобретение, основанное на известных ранее технологиях.
- Изобретение, предпосылок к которому в плане технологий и востребованности в современном ему мире не имеется.
Почитатели таланта Леонардо расходятся в оценках его гения. Распространены списки из 10 изобретений. Но на самом деле они скомпонованы авторами по своему усмотрению и не всегда совпадают друг с другом.
Большинство примеров и рисунков взято мной отсюда: http://www.inspireme.ru/post/64676).
Все творения Леонардо разбирать нет необходимости. Я взял самые известные и самые необычные.
Многозарядный арбалет
Изобретение представляет собой плод групповой безумной страсти арбалетов и водяного колеса.
Чтобы перезарядить четыре арбалета, группа людей крутит гигантское колесо под прикрытием деревянного щита. Внутри колеса и находились орудия убийства вместе со стрелком.
Откровенно бредовая идея. Громоздко, дорого, неэффективно.
Оценка — 1 категория.
Самоходная телега
Кто-то называет это первым автомобилем. Но с автомобилем, а не телегой это роднит только отсутствие лошади.
Практического значения конструкция не имеет никакого. Скорее это детская игрушка, или, как говорят, сценический реквизит. Однако сама мысль отказа от живой тягловой силы для 15 века революционна и вызывает уважение.
Оценка — 2 категория.
Колесцовый замок
Идея полностью принадлежит Леонардо и единственное изобретение, описанное в Codex Atlanticus (“Атлантический кодекс”), которое получило распространение при жизни инженера.
До этого выстрел аркебузы производился при помощи тлеющего фитиля, после в конце XVII века с помощью кремниевого замка.
Шикарнейшее и востребованнейшее изобретение. Яркий вклад в развитие военного дела. Изобретение основано на известных технологиях, доступно в изготовлении, просто в использовании. Но, всё же попаданец предложил бы сразу ударный кремниевый замок, не заморачиваясь с промежуточной конструкцией.
Оценка — 2 категория.
Танк
Этот обшитый металлом конус, должен перемещаться за счёт мускульной силы восьми человек. Круговой обстрел осуществляется из 36 пушек. Вдобавок, сей танк должен был быть такой высоты, что внутри требовались лестницы!
Предполагалось, что это устройство следует затолкать вглубь сражения, где противник будет истреблён артиллерийским огнём.
Кто-то, может и видит в этом прообраз танка. Я же вижу усовершенствованную и гипертрофированную идею вагенбурга периода Гуситских войн.
С помощью вагенбургов Гуситы вполне успешно отстреливали атаковавших их белым оружием рыцарей. Но вагенбурги умерли по завершению чешской эпопеи и больше никогда не применялись.
А дизайн идеи напоминает крепостную башню, точнее её обитаемый верх с амбразурами и крепостными пушками. Просто спущенный вниз и поставленный на колёса.
Проект представляется инженерным бредом по следующим причинам:
- Это просто не стронется с места. Сил не хватит. Деревянная конструкция — это ещё куда ни шло. А пушки? А металлическая крыша?
- Полевая пушка обслуживается расчётом из 5-7 человек. Пусть пять. Нет, пусть три. Итого 108 канониров + 8 толкателей + командир. Итого экипаж 117 человек. Я оцениваю диаметр этого гриба в 15м. Следовательно, забронированная площадь 176 квадратных метров + 7-10 метров на верхней площадке. Это полтора квадратных метра на человека. И это без учёта механизма передвижения, пушек и запаса пороха и ядер, который должен где-то внутри храниться.
- Я не представляю, как такое можно доставить на поле боя помимо старых римских дорог.
- Крайне сомнительно, что будучи всё же доставленной к месту ожидаемого сражения, конструкция доедет по полю до врага не застряв. Поставь на дороге повозку или просто брось дохлую лошадь и всё.
- Дураков стоять перед жерлом пушки нет. А желающих сунуть в амбразуру что-то смертоносное или облить смолой и поджечь — предостаточно. Я уже не говорю о бочке с порохом.
Неосуществимо с технической точки зрения. Бесполезно с военной.
Оценка — 1 категория.
Домкрат
Состоит из рукоятки, приводов и стержня с зубцами, двигающегося вверх и вниз. Одно из первых изобретений Леонардо, которое, по некоторым версиям, служило не во благо – в 1480-ых годах во Флоренции произошло несколько взломов тюремных решеток при помощи домкратов.
Применение это уже другая проблема. А изобретение очень хорошо и делает автору честь.
Оценка — 2 категория.
Механическая катапульта
Идея метания камней при помощи гигантской пращи принадлежит грекам. А вот сгибать дугу при помощи винтового механизма придумал, как утверждают, Леонардо.
Идея катапульты более чем не нова. Предложенный механизм с инженерной точки зрения ущербен. Но разбирать это не стоит. Попаданец бы не тратил на это время. Ведь уже появились пушки.
Оценка — 1 категория.
Орнитоптер
У Леонардо есть рукопись под названием “Кодекс о полете птиц”. Долгие часы наблюдения за пернатыми не оставили его равнодушным, навсегда вбив в голову на тот момент неосуществимую мечту.
“Если вам довелось летать, то впредь вы будете ходить по земле, обратив глаза к небу, ибо там вы были и туда вы будете стремиться всегда”, писал Леонардо да Винчи.
Одно из самых известных изобретений, которое так и не было сконструировано при жизни Леонардо – орнитоптер. Принцип его прост и почти неосуществим – человек, находясь в лежачем положении, при помощи рук и ног приводит в действие гигантские крылья, созданные из тростника и льна. Поднять в воздух себя и эту конструкцию смогли только современные спортсмены-тяжеловесы.
Но это не послезнание. Это попытка воссоздать крылья, на которых Икар поднимался к Солнцу.
Оценка — 1 категория.
Водолазный костюм
Как пишут исследователи творчества Леонардо, водолазный костюм создан для ныряльщиков за жемчугом, дабы те могли «ходить под водой и извлекать жемчужины». Костюм предназначался для использования в Индийском океане. Главной частью костюма был «дыхательный жилет». Он охватывал тело, как броня, и поднимался так высоко, что рот ныряльщика оказывался внутри него. Опускаясь на глубину, ныряльщик должен был брать с собой два небольших мешка с песком в качестве балласта.
Костюм снабжался гибкой дыхательной трубкой, которая соединяла его шлем с защитным плавучим куполом на поверхности воды.
Собственно дыхательная трубка известна с давних времён. О ней писали Аристотель (384-322 гг. до н. э.) и Плиний Гай Секунд Старший (23-79 гг).
Позднее некий Флавий Вегетиус, в 375 г. н. в. упоминает о водолазном костюме и даже приводит его изображение. На голове водолаза надет кожаный мешок, что делает его похожим на подводного куклуксклановца. От верхней части его капюшона отходит трубка, верхний конец которой удерживается на поверхности пузырём, надутым воздухом.
Конструкция Вегетиуса была неработоспособной, но Леонардо усовершенствовал трубку, проявив немалую техническую проницательность.
То есть на самом деле изобретения Леонардо тут нет. Он довольно-таки успешно усовершенствовал изобретения предшественников, но не более того.
Оценка — 2 категория.
Казалось бы достаточно.
Нет необходимости разбирать абсолютно все удачи и неудачи гения. Приведённых примеров должно вполне хватить для заключения, что перед нами изобретатель равный по таланту Архимеду, но никак не путешественник во времени.
Но всё же есть два изобретения, которые выпадают из техники 15 века, относятся к 3 категории по моей классификации и вновь дают основания для подозрений.
Вертолёт
“Я полагаю, что, если это устройство винта правильно изготовить, то есть если винт сделать из льняной ткани и поры ткани пропитать крахмалом, а за счёт механизма придать быстрое вращательное движение винту, то это устройство поднимется в воздух”.
Несмотря на то, что винт должен был раскручиваться вручную, Леонардо да Винчи верил в осуществимость своего проекта: «Я говорю, что когда этот прибор, сделанный винтом, сделан хорошо, т.е. из полотна, поры которого прокрахмалены, и быстро приводится во вращение […] названный винт ввинчивается в воздух и поднимается вверх».
С инженерной точки зрения конструкция неудачная. Но теоретически это уже шаг вперёд от орнитоптера Икара. Не шаг, скачок! Это уже глобальное переосмысление природы, переход от подражания природе к тому, чего раньше не было. Использование Архимедова винта для полёта демонстрирует уже иной уровень мышления.
И ещё. Мне одному кажется, что нарисованный винт очень напоминает вращающийся винт вертолёта, подсмотренного человеком, который не знает как этот винт устроен, и как выглядит в неработающем состоянии?
И наконец, вершина раскрепощённой мысли — Парашют
Да Винчи записал в дневнике: «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной 12 локтей и вышиной в 12, то этот человек может бросаться с любой высоты без опасности для себя».
Это изобретение не может быть использовано. Но техническое совершенство не важно.
Важно то, что у людей 15 века не было необходимости бросаться с высоты. Зачем изобретать такое? Такое просто не могло прийти в голову в 15 веке. Эпоха просвещения ещё толком не началась, а Тёмные века толком не закончились. Да и в природе ничего подобного нет. Разлетающиеся одуванчики не в счёт. А приспосабливать для спуска с высоты свой же орнитоптер, что было бы, согласитесь, очень логично, Леонардо не стал.
Простота конструкции есть один из признаков совершенства. Изобретение очень походит на зарисовки человека, который издалека видел это своими глазами, не понимая сути.
Поэтому рискну предположить, что в нашем случае речь однозначно не идёт о попаданце в классическом понимании термина, то есть 3 категории, который пробрался в прошлое используя машину времени и несёт свет знаний дикарям.
Выдвину две равновероятные версии:
- Считаю весьма вероятным, что в случае Леонардо мы имеем дело с примером реинкарнации в прошлое.
Такое предположение многое объясняет. Человек полностью забыл будущее. Но на подсознательном уровне у него осталась нехарактерная для тех времён тяга к конструированию. Никакие чертежи у него в памяти не всплывали и не снились, как приснилась таблица Менделееву. А ещё у него был кругозор жителя технической эпохи и его волновали проблемы, выходящие за рамки проблем эпохи, куда он реинкарнировал. У него было иное мировоззрение, которое позволило ему не пытаться использовать природные находки, а изменять саму природу, делая то, чего в природе нет. Наконец изобретая небывальщину и невидальщину, он явно исходил из смутно предполагаемой, неочевидной современникам пользы, не задумываясь о технической исполнимости.
Изобретения Леонардо выдают в нём теоретика. Попытки практического воплощения изобретений не отбили у него желания фантазировать. Я не уверен, был ли он хорошим инженером в предыдущей жизни. Но его способности, опрокинутые в прошлое, позволили оставить след в истории.
Возможен вопрос, почему меня не устраивает самое простое объяснение, что это просто талантливый человек, без всяких реинкарнаций?
Ответ будет таков. Обычный человек может сделать великое изобретение. Одно. Ну два. Но не десяток же. Это уже аномалия. Такая же аномалия как Архимед, Ньютон, Ломоносов и иные фантастически разносторонние деятели, выделяющиеся среди соплеменников, как выделяется 1 сентября второгодник среди первоклассников.
Вердикт № 1 — Лев Петрович из города Винчи уличён как попаданец категории Б1 (реинкарнация в прошлое с потерей памяти).
- Но есть и более простое, хотя столь же небесспорное объяснение.
Леонардо просто выдающийся инженер своего времени и просто любознательный человек.
Просто однажды он видел, как из вертолёта выбросился чел с парашютом.
А потом Леонардо с ним перетолковал и попытался воплотить услышанное в том виде, в каком уразумел, исходя из технических знаний 15 века. Например, полотняный винт его вертолёта вполне мог быть отголоском рассказа о первых полотняных аэропланах. Увидел зажигалку – изобрёл колесцовый замок. Идея водолазного костюма — отражение рассказа о теоретической возможности подводного плавания. С танком та же история. Услышал, что можно, но не понял как. И рисунков попаданец не оставил. Так на пальцах показал. А дальше пошло собственное творчество на заданную тему.
По – моему, таким способом можно многое объяснить.
Вердикт № 2 — Лев Петрович из города Винчи — местный свидетель факта попаданчества 3-й категории, совершённого неустановленным лицом.