Действующий макет Лазаревских доков.
Построенные в Севастополе в 30-40 19-го века, по инициативе адмирала Лазарева сухие доки по праву считались одними из тогдашних инженерных чудес.
Уникальная система заполнения их водой и осушения, не требующая насосов, действовала благодаря 18 километровому водопроводу, через тоннели и акведуки, подававшим воду с возвышенностей. Слив воды, производился самотеком, так как доки были построены выше уровня моря, с которым соединялись каналом, имевшим три расположенных каскадом шлюза. В центральный бассейн выходили ворота пяти доков способных принимать корабли самых больших, по тогдашним понятиям, размеров. Во время обороны Севастополя 1854-1855 годов доки были повреждены, а перед уходом союзников из Крыма взорваны англичанами.
На карте старые доки показаны пунктиром (19).
После войны восстанавливать их не стали, ввиду отсутствия, по заключенным соглашениям, русского военного флота на Черном море. До настоящего времени сохранилось лишь несколько фрагментов акведуков.
В конце 70-х гг., по заказу музея Севастопольского морского завода, являвшегося прямым наследником Лазаревского Адмиралтейства, подразделение ГСПИ-2 «Союзпроектверфь» ЭЛОМР выполнило действующий макет старых доков. ЭЛОМР (Экспериментальная Лаборатория Объемно-Макетных Разработок) занималась созданием макетов, в том числе и действующих, цехов и эллингов судостроительных заводов, и опытных пусковых установок для отработки подводного старта баллистических и крылатых ракет. Работали там настоящие мастера, в том числе и судомоделисты. Макетчики несколько раз посетили Севастополь, чтобы своими глазами увидеть воспроизводимый ими рельеф местности.
Макет был расположен на планшете размером примерно 2х3 метра и полностью воспроизводил всю инфраструктуру сооружения с участком водопровода. После включения, док в котором стоял линейный корабль, заполнялся водой, открывались ворота, после чего модель линкора выходила из дока, разворачивалась, и по системе шлюзов опускалась на уровень моря. Все управление макетом осуществлялось автоматически, что по тем временам производило неизгладимое впечатление на зрителей.
Я сам не был свидетелем, в Москву не взяли, но ребята сопровождавшие макет рассказывали о его демонстрации тогдашнему Министру Судостроительной промышленности Б. Е. Бутоме. Министр, как завороженный смотрел на движущуюся модельку линейного корабля (по словам одного из макетчиков: «Как кот на мышь»), а потом попросил: «А можно еще раз?» Включили заново, Бутома внезапно протянул руку и схватил линкор! Дальше последовала немая сцена: Министр, стоял с открытым ртом – как? Ведь модель ничем не соединялась с макетом.
В настоящее время макет, как и задумывалось, стоит в зале музея Севморзавода, работает или нет — не знаю. По крайней мере, напоминает о двух славных этапах строительства Российского флота.