“Dart” Gluhareff. Невероятный истребитель Михаила Глухарева. Проект. США. 1937-39г.
20
В мемуарах Москалева Александра Сергеевича “ Голубая спираль” есть упоминание о революционных разработках треугольного истребителя, некого русского Глухарева в Америке. Шавров В.Б. в своей “История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.” так описывает эту историю:
“В 1937 году советская разведка сообщила, что в США, в фирме Сикорского, русский эмигрант Михаил Глухарёв начал разработку «треуголки» с толкающим винтом.
До Сталина дошла информация о теоретических работах над крылом необычной формы русского эмигранта Глухарева в Америке. Москалеву предписывалось в кратчайшие сроки разработать аналог самолета «Сигма», осуществить его постройку в ОКБ-31 и провести летные испытания”
До Сталина дошла информация о теоретических работах над крылом необычной формы русского эмигранта Глухарева в Америке. Москалеву предписывалось в кратчайшие сроки разработать аналог самолета «Сигма», осуществить его постройку в ОКБ-31 и провести летные испытания”
“Примерно в то же время в США другой талантливый русский инженер M.E. Глухарев, соратник И.И. Сикорского и главный инженер его фирмы, предметно изучал аэродинамику стреловидного и треугольного крыльев. Результатом изысканий стало создание им в 1939 г. истребителя-бесхвостки с треугольным крылом.
Все эти проекты имели перспективную направленность, так как преимущества данной аэродинамической схемы проявлялись полной мере только на транс- и сверхзвуковых скоростях, которые в то время можно было получить лишь в аэродинамических трубах.”
Кто этот Глухарев и как выглядел его проект?
Проект выглядел так: рисунок из книги Москалева
Единственная фотография модели истребителя Глухарева сделаная из бальзы.
Это современная реконструкция проекта (американцы называют его Gluhareff “Dart”)
Информации по проекту крайне мало. Есть только предположительные ЛТХ.
Скорость-805 км/ч;
Потолок-10 000 метров;
Дальность полета- 1 800 км;
Вооружение- 6 х 12,7 пулеметов (боезапас 400 патронов на ствол).
Судя по рисунку, Глухарев в своем невероятном проекте, обединил сразу несколько иновационных и нестандартных решений, действительно революционных для авиации того времени:
1.Схема летающее крыло;
2.Безхвостовая схема;
3.Крыло с большим углом стреловиднсти;
4.Шасси с носовым колесом;
5.Соосные винты.
6.Расположение двигателя в центре масс самолета.
Нет информации рассматривался ли данный проект ВВС США. Но если он и рассмтривался, то он явно был отклонен как излишне сложный и фантастичный. Он просто превзошел свое время на десяток лет. Гениальнось Михаила Глухарева-неоспорима.
Интересным фактом являеться то, что советская разведка знала о нем еще в процессе создания эскизов(!). Что само по себе, очень интересный факт, наводящий на размышления…..
В любом случае. этот крайне передовой и альтернативный проект, ни чем реальным не закончился….Фокус интересов Глухарева, как конструктора переместились на другую революционную тему — вертолеты.
ГЛУХАРЁВ Михаил Евгеньевич
(17.9.1892 – 1967)
Русский военный инженер и летчик
Американский авиаконструктор и изобретатель
Родился в Петербурге.
1910 – окончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт. Увлекался автогонками, яхтами, лыжами.
1911 – построил и сам испытал балансирный планер.
1914 – с началом Первой мировой войны перешёл в Николаевское ИУ.
1916 – окончил Николаевское ИУ.
1917 – курсант Гатчинской авиашколы. Не дожидаясь диплома военного лётчика, уехал на фронт.
Участник Первой мировой войны.
До полного развала армии успел совершить несколько боевых вылетов.
Участник Белого движения.
В Гражданскую войну воевал у Деникина.
Пробовал себя в боевых действиях не только как пилот, но и как водитель танка.
Попал в плен к красным, чудом бежал и пробрался в Финляндию, куда заранее переехала его семья. Углубленно занимался аэродинамикой.
В начале 20-х – спроектировал, построил и облетал несколько планеров и экранолётов, экспериментально подтвердив расчёты.
К 1924 – понял, что в Финляндии не сможет реализовать свои идеи, вместе с братом перебрался в США к И.И. Сикорскому (1924).
«Фирма Сикорского – это русская компания, где работали русские специалисты. Среди них были и петербуржцы. Могу назвать, например, братьев Глухаревых – Михаила и Сергея. До революции они были очень удачливыми и богатыми купцами, имели дом в Финляндии. Старший, Михаил Евгеньевич, был правой рукой отца как инженер и конструктор. Младший, Сергей Евгеньевич, имел организаторский талант и был руководителем инженерного отдела». Из интервью сына И.И. Сикорского.
1925 – Сикорский стал вице-президентом компании «Сикорский Мэньюфекчуринг Корпорейшн». Сняв с себя значительную часть административного груза, конструктор смог уделять больше внимания технической стороне дела. Для начала они вместе с Сикорским спроектировали новое крыло для легкого самолета «Дженни» — JN-4D, который без предупредительных признаков срывался в штопор. Новое крыло значительно улучшало пилотажные свойства. Машина стала простой в управлении и надежной в эксплуатации. Теперь самолет использовался даже для первоначального обучения.
Сикорский сразу поддержал первые идеи Глухарёва: создать высокоэффективное универсальное крыло и обеспечил ему все необходимые условия. Новое крыло дало возможность значительно увеличить грузоподъёмность и при этом повысить скорость Фирма Сикорского сразу же получила заказ на дюжину крыльев GS-1 (Глухарёв-Сикорский 1). После этого успеха Глухарёв официально стал главным инженером. Все крылья самолётов Сикорского, начиная с S-31 по S-42, строились именно с этим профилем.
В 30-е – начал проработку стреловидного и треугольного крыла, на 15-20 лет опередив своё время.
1939 – создал проект бесхвостого истребителя с треугольным крылом.
1942 – избран членом Учёного совета Института аэронавтических наук.
На вертолётном поприще за ним числится 12 патентов. Самой значительной его разработкой были взаимозаменяемые металлические лопасти несущего винта.
1948 – Американское вертолётное общество преподнесло сертификат за «Значительный вклад в развитие винтокрылых летательных аппаратов».
1954 – оно же вручило медаль Александра Клемина «За выдающиеся достижения в улучшении винтокрылых летательных аппаратов».
1957 – выдающийся специалист Америки по аэродинамике несущих поверхностей после ухода главного конструктора на пенсию заменил его на этой должности.
1960 – ушёл на заслуженный отдых.
Вот такая вот история фантастического проекта, веявившая еще одного гениального русского- который оставил яркий, но малоизвесный след в истории мировой авиации.
Сергей Сыч.