0

В конце 1928 года Императорский флот Японии сформулировал задание на разработку нового поколения корабельных разведчиков для замены недавно поступивших на вооружение дальнего разведчика Yokosho E1Y2 и ближнего Nakajima E2N1. Приглашения поучаствовать в конкурсе проектов получили фирмы Аичи, Накадзима и государственный арсенал флота в Йокосуке, как наиболее опытные производители гидросамолетов в Японии, позднее к работе была подключена фирма Каваниши. 

Строго говоря, в работе над дальним трехместным разведчиком, как такового жесткого соперничества не было. Предполагалось, что работа будет происходить в тесной связке между компаниями. Лишь государственный военно-морской арсенал в Йокосука – «Йокошо» должен был работать независимо. Штаб авиации флота Kaigun Koku Hombu главную ставку делал именно на него. Предполагалось, что инженерная группа арсенала, возглавляемая Джиро Саха, будет суммировать технические решения остальных участников проекта.

Несколько ранее, в части дальнего трехместного разведчика как вариант рассматривался проект Аичи, заказанного в Германии поплавкового разведчика конструкции Эрнста Хейнкеля HD.28. Немецкий разведчик, проходивший испытания в Японии в 1927 году, не смотря на довольно прогрессивную цельнометаллическую конструкцию, оказался неудачным. Взлетный вес под четыре тонны требовал двигатель соответствующей мощности, а примененный на нем 18-цилиндровый Lorraine 18F Sirius, оказался слишком сырым. Однако, идеи, заложенные Хейнкелем, нашли свое отражение в новом проекте.

Дальний корабельный разведчик Тип 90-3 Yokosho E5Y / Kawanishi E5K

Разведчик Heinkel HD.28, построенный по заказу фирмы Аичи, послуживший прототипом проекта

Первоначальным желанием Джиро Саха была попытка ограничиться глубокой модификацией своего дальнего разведчика Тип 14 (E1Y2), в общем-то, еще не старой машины, обладавшей рекордной дальностью. Проект Саха получил обозначение Тип 14 модель 2 Каi-1. Законченный в августе 1928 года, он даже внешне сильно отличался от своего предшественника.

В первую очередь Саха отказался от достаточно архаичного деревянного силового набора. Каркас фюзеляжа, сваренный из стальных профилей, в целом, повторял рекомендованную фирмой Аичи, конструкцию HD.28. Даже внешне обводы фюзеляжа сильно напоминали немецкую машину. Крылья бипланной коробки «подросли» по размаху, сохранив, правда деревянный набор. При этом, бипланная коробка также была совершенно другой конструкции, верхнее крыло которой было смещено вперед относительно нижнего. При этом консоли имели возможность быстрого демонтажа для удобства хранения на кораблях. На прототип был установлен новейший английский 9-цилиндровый радиальный двигатель Bristol Jupiter VIII, лицензионное производство которого, осваивалось на фирме Накадзима. По мощности в 450 л.с он, правда, ничем особо не превосходил Lorraine-Dietrich 12, используемый на серийных E1Y2, но обладал значительно большим потенциалом для развития, к тому же был более доступен. Существенные изменения были внесены в части вооружения самолета. По мнению Kaigun Koku Hombu концепция дальнего разведчика рассматривала подобный класс машин в качестве самодостаточного аппарата, способного, действуя на большом удалении от своих сил, не только самостоятельно постоять за себя, но и быть способным наносить бомбо-штурмовые удары. В этой связи в новой машине требовалось не только усиления оборонительного вооружения, но и наличие наступательного. Поэтому в носовой части Тип 14 модель 2 Каi-1 были смонтированы два неподвижных синхронных пулемета Виккерс-Е, а стандартная кольцевая турель с подвижным пулеметом в задней кабине была дополнена нижней люковой установкой. Для ее размещения в нижней хвостовой части фюзеляжа появился характерный уступ.

В общем, в итоге, о изначальном проекте Тип 14 в новой машине напоминало лишь название. Тип 14 модель 2 Каi-1 был, по сути, абсолютно новым самолетом. Об испытаниях его информации не сохранилось, но видимо, не все прошло гладко, ибо вслед за прототипом Джиро Саха построил еще два. В первом, обозначенным как Тип 14 модель 2 Каi-1С Саха вернулся к двигателю жидкостного охлаждения – 12-цилиндровому Lorraine-Dietrich 12 Ed, той же мощности в 450 л.с. Правда, вместо лобового радиатора на серийных машинах E1Y2, был применен выдвижной радиатор под носовой частью фюзеляжа, а нос приобрел удлиненную, более обтекаемую современную форму с коком на двухлопастном винте.

Вторая версия Тип 14 модель 2 Каi-1D, конструктивно аналогичная Каi-1С, оснащалась радиальным двигателем Nakajima Jupiter VIII той же мощности. Двигатель располагался открыто в бескапотном исполнении.

Дальний корабельный разведчик Тип 90-3 Yokosho E5Y / Kawanishi E5K

Экспериментальный разведчик Тип 14 модель 2 Kai-1D с двигателем Jupiter VIII

Дальний корабельный разведчик Тип 90-3 Yokosho E5Y / Kawanishi E5KДальний корабельный разведчик Тип 90-3 Yokosho E5Y / Kawanishi E5KДальний корабельный разведчик Тип 90-3 Yokosho E5Y / Kawanishi E5KДальний корабельный разведчик Тип 90-3 Yokosho E5Y / Kawanishi E5K

Разведчики E5Y1 с двигателем Bristol Jupiter

 

Оба варианта показали близкие характеристики, но предпочтение было отдано варианту с радиальным двигателем «Юпитер», освоенном в производстве на Накадзиме. Доводка и подготовка к серийному производству была поручена компании Каваниши.

В августе 1931 года Каваниши построила два предсерийных самолета под внутрифирменным обозначением Тип G, в которые были внесены незначительные изменения, после чего самолет был официально принят на вооружение как «Разведывательный гидросамолет Тип 90-3» или коротким обозначением E5Y1. Производство новой машины было развернуто на заводе Каваниши. До конца 1931 года там было собрано пять E5Y1 включая два прототипа. Еще 12 собрали в 1932 году. Некоторые из них несли чуть более мощный 480-сильный английский двигатель Bristol Jupiter IX.
Впрочем, военные разочаровались в новом самолете. Е5Y1 ни в чем не превосходил старый E1Y2, а в дальности существенно уступал. Кроме того, отмечалось существенное ухудшение управляемости. На Каваниши попытались спасти положение и в 1932 году на части машин установили новый двигатель жидкостного охлаждения Тип 91 – тот же Lorraine-Dietrich, испытанный еще в прототипе, лицензионное производство которого в версии 12Eb, было освоено на 11-м арсенале флота в Хиро. Новый двигатель, хоть и более мощный, 500 л.с. в номинальном режиме, и до 620 на взлетном, в японском исполнении оказался слишком ненадежным. Тем не менее, до конца 1932 года на Каваниши построили еще 17 самолетов с двигателем Тип 91 (вероятно, некоторые из этих 17 были переделками самолетов с двигателем Юпитер). Эта версия, напоминавшая длинным носом прототип Тип 14 модель 2 Каi-1С получила обозначение E5K1. Флотское название Тип 90-3 было сохранено.

Дальний корабельный разведчик Тип 90-3 Yokosho E5Y / Kawanishi E5K

E5K1 (Тип 90-3) постройки Каваниши с мотором  Хиро Тип 91

Замена мотора не исправило ситуации с летными характеристиками самолета, который в конце 1932 года был снят с производства. Отчаявшись получить качественный дальний разведчик флот был вынужден в 1931 году заказать Аичи модифицированный вариант старого E1Y — Тип 14 модель 3, который оказался лучше нового Тип 90-3 практически во всех отношениях. Тиражированный в количестве более сотни штук Е1Y3 пережил своего несостоявшегося цельнометаллического преемника.

Немногочисленные построенные машины E5Y1/E5K1 поступили на вооружение японских линкоров «Хиуга», «Исе», «Фусо» и «Ямасиро» (по одному на каждом корабле). Также E5Y1 с двигателем Юпитер базировались на борту гидроавиатранспорта  «Ноторо», в составе авиагруппы которого приняли участие в так называемом «Шанхайском инциденте» 1931 года. Присутствие этих машин в районе боевых действий было широко распропагандировано в японских СМИ. В частности освещалась присутствие в Китае двух самолетов E5Y1, построенных на частные пожертвования, так называемая программа «Hokoku-go». Один из таких самолетов Hokoku No.1, имевший собственное имя «Nikke-go» то есть, построенный на пожертвования служащих предприятия «Nihon Woollen Co Ltd». Другой — Hokoku No.2 («Hyogo-go») – построенный на средства жителей префектуры Хиуго. Но, в целом, карьера этой машины была короткой и бесцветной. Дальний корабельный разведчик Тип 90-3 вошел в историю японской авиации лишь как первый серийный самолет со сварным металлическим силовым набором фюзеляжа.

 

ЛТХ:

 

 

 

Модификация

Тип 14 модель 2 Каi-1D

  E5Y1 / E5K1

Размах крыла, м

14.5

  14.46

Длина, м

10.552

  10.812

Высота, м

4.1

  4.74

Площадь крыла, м2

55.0

  55.0

Масса, кг

 

 

  пустого самолета

1800

  1850

  максимальная взлетная

3000

  3000

Тип двигателя

1 ПД Nakajima Jupiter VIII

  1 ПД Bristol Jupiter IX
    (или Hiro Type 91)

Мощность, л.с.

  1 х 450

  1 х 480 (500)

Максимальная скорость, км/ч

175

  175

Крейсерская скорость, км/ч

127

  127

Продолжительность полета, ч

 

6.5

Скороподъемность, м/мин

 

90

Практический потолок, м

 

  4050

Экипаж, чел

3

  3

Вооружение:

 

  два передних неподвижных 7.7-мм пулемета,
  по одному 7.7-мм пулемету в верхней и нижней оборонительных турелях,
 две 125-кг или три 60-кг бомбы

 

Дальний корабельный разведчик Тип 90-3 Yokosho E5Y / Kawanishi E5KДальний корабельный разведчик Тип 90-3 Yokosho E5Y / Kawanishi E5K

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
NF
NF
08.03.2021 17:18

Далеко же его занесло.

08.03.2021 17:25
Ответить на  NF

Максимум взял Шурик Семиречье(Зимовья Саков).

barbud
08.03.2021 17:41

В общем, «он шел на Одессу, а вышел к Херсону». А впрочем, все правильно, ведь всем известно, что Россия — родина слонов, вот он в битве на Гидаспе с ними и столкнулся)))

08.03.2021 23:41
Ответить на  barbud

Вы странный. Несомненно Россия родина слонов- Слон = Лось.

Cetron
08.03.2021 18:04
Ответить на  barbud

Не слоны, а мамонты! Всякому ведомо, что Гиперборея страна мамонтов…

Alex22
08.03.2021 18:52

Наши люди эти историки!

Джон Адамс
08.03.2021 19:04

Так это он не Гидасп форсировал, а Ангару и сплавлялся потом не по Инду а по Енисею. А сражался не с индийцами на слонах, а с тувинцами на мамонтах.

Alex22
08.03.2021 19:20
Ответить на  Джон Адамс

и сплавлялся потом не по Инду а по Енисею.

Эт точно.
Зимовать в устье Инда несколько странновато — чего там зимовать-то в тех краях…
И потом, думаете, чего это будущие индейцы ломанулись в Америку через Берингов пролив? Это они от Саши убегали…
И опять же, почему индейцы? И из Индии, получается, тоже туда побежали?

yassak
09.03.2021 00:00

Поторопились Вы, коллега с выкладкой, поторопились, дней так через 22-23 было б самоё оно!

ilyasan
09.03.2021 16:54

Автор «Огней на курганах» Василий Ян в своей книге описал бои македонского со скифами. если глянуть на ареал распространения скифов то вполне возможна такая версия. Повернул таки Шурик не туда. 😀

Scythia-Parthia_100_BC.png
Anton
09.03.2021 23:14

Множество городов, причем это были огромные города, площадью до 45 кв. км. Величественные храмы. Непрерывная генеалогия царей насчитывала 153 имени и длилась 6040 лет. Совершенное отсутствие рабства и поголовная грамотность.

Н-да… Великие укры выкопавшие Чёрное море нервно курят в стороне…
По уровню хвастовства уделали даже великих китайцев победивших в пяти мировых войнах!

10.03.2021 04:55
Ответить на  Anton

Антон в русских сказках есть такой персонаж Тарх Тархович. Живёт на Сиян Горе и сражается Бабой Ягой. Есть писменые источники сокрушения ( точно не помню) Хеттского царства в 15 веке, там руководит Таргунт…… Так что вполне было сообщество от Дуная до Амура, и обьеденнялась не раз. Но без бюрократии жить 6000 лет, сказки.

Джон Адамс
10.03.2021 11:27
Ответить на  Илья Дорн

Никогда не слышал о таком персонаже, но если он действительно русский, то в первоначальном источнике имя наверное звучало по другому, только за давностию лет буквы «А» и «Р» поменялись местами))

10.03.2021 17:57
Ответить на  Джон Адамс

Это тот кто запряг первый волов в соху и вспахал поле. Вторая версия он запряг Змея в плуг и с той поры Змиевы Валы у Днепра. И так далее и тому подобное. Там уйма сказок.
Считают что персонаж из мифологии Степняков Иранского происхождения.

Alex22
10.03.2021 18:56
Ответить на  Илья Дорн

Считают что персонаж из мифологии Степняков Иранского происхождения.

Это Геракл!

10.03.2021 22:01
Ответить на  Alex22

Геракл это не первооснова. Как мы уже выяснили Искандер Рогатый, он же Шура, оно же Митя, он же Жора. Так и Геракакал плагиат….. Дикий народ греки, свалили с Дона, Данайцы одним словом….. Что от них ждать.

Alex22
10.03.2021 08:28
Ответить на  Илья Дорн

Кстати, очень плодотворные идеи!

в русских сказках есть такой персонаж Тарх Тархович.

Тарх, надо полагать — сокращение от Аристарх. Аристарх — искаженное Аристотель.
Обратите внимание, мы опять приходим к Александру Македонскому!

Так что вполне было сообщество от Дуная до Амура

Македонский — Маки Донский.
Т.е. Александр был казак с Дона и любил маки — скорее, маковую соломку.
Т.е. Александр Македонский был наркоман. Тут же вспоминается популярное на форумах выражение «что ты курил?»
Отсюда мы приходим к выводу, что Саша был донской казак, нарк и альтернативный историк, и всё то, что мы сейчас обсуждаем про реального Александра Македонского, является наркотическими бреднями древнего альтернативного историка из наших краев…
Вотъ такъ вотъ…

Джон Адамс
10.03.2021 11:58
Ответить на  Alex22

Браво коллега, улыбнуло)) Выскажу свою версию. Саша вышел не к Инду, а к Дону, кого то там разбил, за что получил прозвище Ника Донской (Ника — по древнегречески победа). Что со временем трансформировалось в Македонский.

Alex22
10.03.2021 12:31
Ответить на  Джон Адамс

Браво коллега, улыбнуло))

Мы можем пойти и дальше…

за что получил прозвище Ника Донской (Ника — по древнегречески победа). Что со временем трансформировалось в Македонский.

У Александра был брат Дмитрий — я надеюсь, дальше уже всё понятно…
Причем, перед тем самым боем Дмитрий приболел — Александр уговорил брата попробовать маков и непривычный Дмитрий сомлел. Т.ч. в битву войска повел Александр, но, чтобы не вносить сумятицу в умы воинов, им об этом не объявили, и все были уверены, что командует Дмитрий.
Т.ч. знайте — победу на Куликовом поле одержал Александр Македонский.
Живите с этим!

P.S. И да, это я еще ничего не сказал за Александра Невского…

Джон Адамс
10.03.2021 15:11
Ответить на  Alex22

Так не было никакого Дмитрия, это все был тот же Саша Македонский, которого русы, по незнанию древнегреческого, звали просто — Митя Донской.

Alex22
10.03.2021 18:09
Ответить на  Джон Адамс

Так не было никакого Дмитрия, это все был тот же Саша Македонский

Таки Дмитрий — это брат Саши, тоже с Дону. Как щас помню…

10.03.2021 17:42
Ответить на  Джон Адамс

Ну вы же сами ответили на вопрос. МитяйДонской- МатъДонский-Македонский. Под именем Шура скрывается Титул Князя. Князь Митяй Донской -Он же Шура Македонский. Всё логично. Но вообще то Тарх Тархович, земное обличие если не ошибаюсь ДажьБога или брат оного . Тогда Аристотель …….. Дажьбог .. и ……

Alex22
10.03.2021 18:08
Ответить на  Илья Дорн

и ……

Об чем и речь…

Альтернативная История
Logo
Register New Account