15

Поскольку Вашингтонский договор 1922 года ограничил тоннаж крупных боевых кораблей флотов США, Великобритании и Японии, а Лондонский договор 1930 года ограничил количество более мелких кораблей (включая авианосцы и крейсера), то аналитики японского императорского флота признали возможность использования флотских бомбардировщиков наземного базирования в качестве дополнения и усиления сил флота и, таким образом, дали стимул к разработке флотского ударного бомбардировщика наземного базирования Хиро тип 95.

Для удовлетворения этих новых требований для авиации флота в 1932 году начальник технического отдела воздушного штаба флота контр-адмирал Исороку Ямамото выдвинул требования к дальнему ударному бомбардировщику наземного базирования, способного летать на дальность свыше 2000 морских миль (3704 км) с нагрузкой в две тонны бомб. Для проектирования был выбран арсенал Хиро, который в то время был наиболее опытным в создании цельнометаллических самолетов. Главным конструктором был лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) (артилерии) Юн Окамура (Lieut-Cdr (Ordnance) Jun Okamura), который в этой роли занимался созданием летающей лодки тип 91. Этот бомбардировщик наземного базирования стал основной проблемой арсенала Хиро, отвлекавшей внимание от разработки этой лодки, описанной в Hiro H4H1.

В самом начале проекта прототипу было присвоено обозначение «специальный ударный самолет Хиросо 7-си» (короткое — G2H1). Конструктивно он был сочетанием большого крыла с традиционной вагнеровской структурой с диагональными областями растяжения и стройным фюзеляжем монококовой конструкции. Двухкилевое хвостовое оперение было аналогично установленному летающей лодке тип 90-1 на заключительном этапе проектирования; элероны были юнкерсовского типа «двойное крыло». Одной из инновационных особенностей была установка вооружения, включавшая в себя нижнюю цилиндрическую пулеметную башню, которая втягивалась в фюзеляж. Эта конструктивная особенность была перенесена на ранние варианты флотского дальнего ударного бомбардировщика Мицубиси тип 96 (G3M), получившего от союзников во время войны на Тихом океане кодовое обозначение Nell.

Схемы G2H1 

Схемы G2H1 

Силовая установка нового бомбардировщика состояла из двух 900-1180-сильных двигателя водяного охлаждения тип 94 — самые мощные авиационные двигатели из числа доступных в то время. Эти двигатели разрабатывались арсеналом Хиро в качестве укрупненной модификации 600-сильных двигателей тип 90. Было отмечено, что с этими новыми двигателями самолет будет эквивалентен трех- или четырехмоторному самолету того времени. Хотя размеры планера, площадь крыла и пустой вес были почти идентичны соответствующим параметрам летающей лодки тип 90-1, дальность и полезная нагрузка самолета были увеличены почти на 50%. В то время в Японии это был крупнейший самолет наземного базирования, уступавший только созданному на базе Junkers G.38 армейскому тяжелому бомбардировщику Ki-20. Тем не менее, в Японии это был первый самолет таких больших размеров, изначально спроектированный в качестве ударного бомбардировщика наземного базирования. Размах крыла этого двухдвигательного самолета был 103 фута 11 дюймов (31,62 м), что было немного больше размаха четырехдвигательного Boeing B-17 Flying Fortress (103 фута 9 дюймов (31,67 м)).

Сборка первого прототипа была завершена 29 апреля 1933 года в арсенале Хиро, после чего машина на корабле была отправлена в Йокосуку. В середине мая 1933 года в присутствии контр-адмирала Ямамото, автора данной концепции флотских бомбардировщиков, в Йокосуке состоялся первый полет G2H1. Первый полет был выполнен под управлением лейтенант-коммандеров (капитанов 3-го ранга) Синносуке Минеюки и Тосихиео Одахара (Lieut-Cdr Shinnosuke Muneyuki and Lieut-Cdr Toshihiko Odahara) из летной экспериментальной группы кокутая Йокосука. после взлета Минеюки сделал один проход над полем для зрителей и полетел к авиабазе Касумигаура (Kasumigaura Air Base), где испытания были продолжены.

В ходе продолжавшихся испытаний было получено, что G2H1, будучи крупнейшим наземным самолетом военно-морского флота, обладал выдающимися для тех лет характеристиками. Но вскоре стали очевидны и недостатки машины, включавшие в себя вибрации хвостового оперения, вызванные легкостью конструкции фюзеляжа, флаттер элеронов и ненадежность двигателей. Из-за флаттера элеронов и хвостового оперения один самолет был потерян во время испытательных полетов над Токийским заливом. Для получения разрешения на запуск в серийное производство в конструкцию самолета были внесены изменения.

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

G2H1

В июне 1936 года самолет был официально принят на вооружение ВМФ в качестве «ударного бомбардировщика наземного базирования тип 95», в то же самое время флот принял на вооружение «ударный бомбардировщик наземного базирования тип 96» (G3M1), получивший у союзников кодовое обозначение Nell. Чтобы избежать путаницы в идентификации двух машин G3M1 был назван тип 96 чу-ко (средний ударный) или просто «чу-ко», в то время как G2H1 назывался тип 95 «дай-ко» (дальний ударный) или просто «дай-ко».

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

G2H1

После того как в арсенале Хиро было изготовлено шесть бомбардировщиков, производство было передано компании Мицубиси. Однако вскоре в руководстве ВМФ было решено сосредоточить усилия на производстве на G3M. Причинами этого решения стали трудности в обслуживании двигателей тип 94 и низкие летные характеристики самолета. После изготовления компанией Мицубиси двух машин производство G2H1 было прекращено.

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

G2H1

После создания кокутая Кисаразу 1 апреля 1936 года все G2H1 были переданы в качестве матчасти этому подразделению, но из-за более высоких характеристик G3M они оставались машинами второй линии.

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

G2H1

Тяжелые потери в G3M, которые кокутай понес в августе 1937 года над Нанкином, привели к развертыванию G2H на аэродроме на острове Саисуто (ныне Чеджудо, у южного побережья Южной Кореи) и во время перелета по необъяснимым причинам один из G2H вышел из боевого порядка и разбился у побережья залива Сагами юго-западу от Токио. Оказавшись на месте, самолеты совместно с другими силами из Канои пошли на укомплектование 1-го смешанного кокутая, и 30 сентября 1937 года под командованием лейтенанта (капитан-лейтенанта) Мотоказу Михара (Lt Motokazu Mihara) выполнили первый боевой вылет на поддержку сухопутных войск в районе Шанхая. В общей сложности G2H выполнили девять боевых вылетов, и хотя машины получили повреждения от огня  зенитной артиллерии китайцев, ни один самолет потерян не был.

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

G2H1

Катастрофы не заставили себя долго ждать: 24 октября 1937 года сразу после запуска двигателей один из G2H загорелся и вскоре после этого взорвался. Огонь перекинулся на другие G2H, каждый из которых нес три 250-кг, шесть 50-кг и пять 50-кг бомб, которые начали последовательно взрываться. В результате были уничтожены четыре самолета, а пятый был сильно поврежден.

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

G2H1

Таким образом, Хиросо закрыла впечатляющую историю разработки цельнометаллических самолетов. Его усовершенствованные, по сравнению с импортными конструкциями Рорбаха, технологии были переданы Мицубиси, которая пришла к успеху одноместным истребителем 9-си (A5M, кодовое обозначение союзников Claude) и специальным разведывательным самолетом 8-си (впоследствии развивался в G3M, кодовое обозначение союзников Nell), выведшими японский авиационный инженерно-технический потенциал на уровень западных стран. После этого признанного успеха новые технологии распространились на другие японские компании-авиапроизводители.

С 1935 года Флот продолжал расширять авиаремонтные заводы и пункты снабжения. В Хиросо новые площади были добавлены за счет вырубки гор и освоения прибрежных земель; в итоге филиалы арсенала были созданы в Охита (Ohita) и Майзуру (Maizuru). С 1 октября 1941 года все авиационные отделения военно-морских арсеналов стали авиационными арсеналами военно-морского флота. Они отличались от бывших авиационных арсеналов, которые были переименованы в авиатехнические арсеналы военно-морского флота. в связи с этой реорганизацией Хиросо стал 11-м авиационным арсеналом военно-морского флота.

Хиросо начал увеличивать производство самолетов, типы которых были разработаны другими компаниями. Среди этих типов были флотский палубный ударный самолет Накадзима тип 97 (Nakajima B5N, кодовое обозначение союзников Kate) и флотский трехместный разведывательный гидросамолет Аичи тип 0 ( Aichi E13A, кодовое обозначение союзников Jake), а затем флотский палубный бомбардировщик Суисей (D4Y Suisei, кодовое обозначение союзников Judy) и различные двигатели для флота о коммерческих производителей. Ударный самолет тип 95 (G2H) был последним спроектированным в Хиросо, поскольку с середины 1930-х годов разработка новых самолетов была передана 1-му авиатехническому арсеналу флота в Йокосуке*. 

Дальний бомбардировщик Hiro G2H1. Япония

модель G2H1

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Описание: двухдвигательный бомбардировщик-среднеплан наземного базирования. Цельнометаллическая конструкция с работающей обшивкой

Экипаж: 7 человек

Силовая установка: два 900-1180 сильных 18-цилиндровых W-образных двигателя водяного охлаждения, вращавших четырехлопастные деревянные винты

Размеры:

размах крыла 31,68 м
длина 20,15 м
высота 6,28 м
площадь крыла 140 м²

Вес:

пустого 7567 кг
с полной нагрузкой 11000 кг
удельная нагрузка на крыло 78,5 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 6,11 кг/л.с.

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 1000 метров 244 км/ч
крейсерская скорость 167 км/ч
подъем на высоту 3000 метров 9 мин 30 сек
практический потолок 5130 м
дальность от 1080 до 1557 морских миль (2000-2884 км)

Вооружение: 

стрелковое — установленные в носу два подвижных 7,7-мм пулемета, два подвижных 7,7-мм пулемета в убирающейся брюшной башне, одна верхняя убирающаяся пулеметная башня с одним 7,7-мм пулеметом
бомбовое — шесть 250-кг бомб или четыре 400-кг бомбы

Производство: в 1933 году 6 машин построено Хиро, в 1936 году 2 машины построены Мицубиси


* — последним самолетом из Хиро, имевшим индекс «H» была средняя летающая лодка 14-си (H10H1), но ее постройка не была завершена из-за производства машин, имевших в военное время более высокую приоритетность

источник: Robert C Mikesh & Shorzoe Abe «Japanese Aircraft 1910-1941»

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account