20

В продолжения темы  немецких десантных барж предлагаю вашему вниманию пост с того же канала Дзена о младшем брате немецких БДБ.

В статьях о паромах Зибеля на черном море промелькнуло одно интересное название: Pionierlandungsboot. В немецких батальонах десантных средств (куда входили и «зибели») числится как минимум одна рота этих плавсредств. Что это за «каракатицы»?

Разбирая историю советских десантных операций, можно понять, что для их успешного проведения не хватало именно таких… «каракатиц». Это не наши десантные боты 165-го проекта, (место которым только на реке). Немецкие десантные боты были намного мореходнее. Более того, после войны «трофеи» этого типа служили и в нашем флоте. Строить их можно было быстро, несложно, но…

Десантные баржи (в определенных районах плавания) своей актуальности и по сей день не потеряли, но…

Ладно, смотрим технику. На самом деле эти десантные боты тоже были разными. Их грузоподъемность постоянно росла (и оснащение улучшалось). Ходили они через Черное море напрямую, эвакуировали оккупантов из Севастополя, Одессы, но относились они не к Кригсмарине, а к пионерным войскам. Началось все с PiLaBo 39. Параметры его были весьма скромными:
Водоизмещение: 40 т. (полное), 20т порожнем.
Размерения: длина — 15 м, ширина — 4,65 м, осадка — 0,72 м.
Скорость полного хода: 8 уз.
Дальность плавания: 390 миль при 7,5 узлах.
Силовая установка: 2 автомобильных дизеля по 86 л.с., 2 вала.
Вместимость: 20 тонн груза или до 100 десантников с личным оружием. Экипаж: 7 чел.

Это тоже «внебрачный сын» операции «Seelowe» Небольшие десантные боты данного типа были разработаны в конце 1938 года для Вермахта, который готовил вышеуказанную операцию. Требование было простым: нужно было создать проект небольших, дешевых, перевозимых по железной дороге и на автомобильных транспортерах десантных средствах.

Помимо непосредственно перевозки десанта и пополнения запасов (перевозки грузов), данный тип судов использовался и как паром для небольших транспортных средств.

Наилучшим конструктивом с точки зрения немецкой армии обладал десантный бот верфи Bodanwerft в Крессбронне, расположенного на на Боденском озере. Именно там был спроектирован Pionierlandungsboot 39, который поступил в массовое производство в 1940 г. и уже в сентябре того же года начал поступать в войска, а так же на флот. Постройка осуществлялась более чем на 10 судоверфях, и велась в период 1940-42 гг., за это время было построено 198 таких десантных ботов. Большую часть десантных ботов для Черного моря построила Болгария.

Десантный бот типа Pionierlandungsboot 39 по первоначальному проекту, в разобранном состоянии делился на две зеркальные продольные «дольки», которые собирались на болтах или сваркой. Сделано это было для возможности перевозки на автомобильных платформах. Строились и «неразъемные варианты».

Десантный бот имел стальной корпус с открытой палубой, открывающимися створками лацпорта и носовой рампой для выгрузки техники. Управление открытием створок и рампой осуществлялось дистанционно, с помощью лебедок и тросовой системы с кормы судна.

Вооружение разнилось и имело различные варианты: 1х1-37-мм или 1х1 20-мм или 1х4-20-мм зенитных автомата; 1-2х1 7,9-мм пулемета.

В качестве двигателя был выбран двигатель от «единого грузовика» (фактически, так и не родившегося). В качестве разработчика силовой установки был выбран MAN, который создавал ее совместно с Henschel и Humboldt-Deutzmotoren AG. Оно и не удивительно, ведь Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg одной из первых стала ставить дизельные моторы на грузовики. Был разработан рядный 6-цилиндровый мотор HWA 256 D объемом около 6,2 литров. Он развивал мощность 86 лошадиных сил при 2400 об/мин. Два дизеля обеспечивали плавсредству приличную скорость хода.

Если сравнивать с нашим ДБ 165-го проекта, то… (и сравнивать не стоит). Это десантные боты разного класса. Немец ходил спокойно на волнении до 4 баллов, при снижении весовой нагрузки, то и больше. Немец мог возить один танк. Но, естественно, строить его было сложнее, чуть дольше, чуть дороже. Но и потери среди них были минимальными. По сути, наш ДБ -это моторный понтон. Немец, -это, действительно, десантный бот.

Но, немцев не совсем устроили параметры созданного устройства. Хотелось чего-то большего.

Модель 1940 года была уже и длиннее и шире, и…

В общем, так: Длина 19 метров (увеличилась на 4 метра), ширина 6 метров (на 1,5 метра шире), ну и по грузоподъемности он брал до 30 тонн (опять же смотря по погоде). Осадка та же: 0,7 метра максимум. Дизеля чуть мощнее (но тоже автомобильные). Скорость та же.

Все? Отнюдь нет. Проект 1941 года берет еще больше. За счет оптимизации обводов и увеличения осадки до 1 метра (при тех же габаритах по ширине и длине) он берет 40 тонн. Pilabo 41 имеет уже судовые дизеля по 120 сил («четверка» от «Дойц») и скорость до 10 узлов. Условия для команды в 10 человек улучшены, на борту появляются нормальные средства навигации.

Pilabo 41 (Pionier Landungsboot) номер 339 входит в гавань Пиллау

Именно с этой модели «стартовали» болгары на Черном море. Казалось бы, все возможности для модернизации исчерпаны. Габариты увеличивать нельзя (иначе не перевезешь ни по дорогам и по ж/д). Осадку наращивать нельзя: к берегу не подойдешь. Казалось бы тупик…

Следующий шаг произошел после того, как отказались от транспортировки по дорогам, и стали строить то. что нужно было войскам. PiLaBo 43 брал 100 тонн, имел длину 36 метров, ширину 8,6 метров. Несколько упала его скорость (до 8 узлов), зато он брал на борт роту с полным вооружением и техникой.

Были эти плавсредства во всех батальонах десантных средств, участвовали во всех операциях. В операции по спасению 17-й армии из Севастополя попытались принять участие даже десантные боты под флагом Болгарии (вот как это ни странно, но немцы об этом четко пишут).

Ну и чтобы завершить рассказ о «земноводных», покажу еще одно чудо техники, которое фигурирует у нас в документах. Это «LWS» Landwasserschlepper.

Особо про него информации нет, но упоминается в документах, ходил через Керчь-пролив. Была у нас и 2-я модификация (на базе Т-4) но данных минимум.

Источник: https://dzen.ru/a/ZfFqLiFC5h3MJueY

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account