Что собой представляли военно-воздушные силы Чехословакии в 1938 году

15

В отличие от танков, которые у чехов получались неплохо и продавались они на экспорт, с самолётами были не так гладко. В Чехословакии, конечно, производили и свои самолёты, и тоже продавали в разные страны. Но бомбардировщики им пришлось покупать в Голландии, Франции и СССР. Хоть и производили их по лицензии (то есть тяжёлые самолёты промышленность могла строить), но почему-то не получалось разработать свои.

Чехословацкие ВВС организационно состояли из двух частей. Первая именовалась Zemská velitelství letectva (ZVL), что переводится как «местное воздушное командование». Но хотя по названию можно подумать, что речь идёт про ПВО, на самом деле всё с точностью до наоборот. Речь как раз об авиации непосредственной поддержки войск. Вторая часть называлась Velitelství letecké brigády (VLB), что по-нашему означает авиационная бригада РГК.

Всего имелось шесть авиационных полков (Letecký pluk), причём 1-й, 2-й и 3-й относились к армейской авиации (их эскадрильи были приданы армиям и корпусам, как отдельные), а 4-й, 5-й и 6-й к авиации РГК. Полки делились на дивизионы (Peruť), а те состояли из эскадрилий (letka).

Эскадрильи были следующих типов:

  • Наблюдательные или ближней разведки (Pozorovací letka), имевшие номера 1-14-й;
  • Истребительные (Stíhací letka), имевшие номера 31-52-й;
  • Разведывательные или дальней разведки (Zvědná letka), имевшие номера 61-70-й;
  • Легко-бомбардировчные (Lehká bombardovací letka), имевшие номера 71-77-й;
  • Тяжёлые бомбардировочные (Těžká bombardovací letka), имевшие номера 81-86-й.

Истребительные эскадрильи должны были иметь по 15 самолётов, легкобомбардировочные и разведывательные эскадрильи по 12, тяжелобомбардировочные по 6.

Состав авиации к сентябрю 1938 года был такой:

1-й авиационный полк:

  • 1-й дивизион: 1-я наблюдательная (12 Letov Š.328) и 61-я разведывательные (8 Aero A.100 и 4 Avia B.71) эскадрильи;
  • 2-й дивизион: 3-я и 6-я наблюдательные (по 12 Letov Š.328) и 66-я разведывательная (8 Aero A.100 и 4 Avia B.71) эскадрильи;
  • 3-й дивизион: 31-я, 32-я и 34-я истребительные (11, 10 и 10 Avia B.534), 2-я, 4-я и 11-я наблюдательные (по 12 Letov Š.328) эскадрильи.

2-й авиационный полк:

  • 1-й дивизион: 5-я и 14-я наблюдательные (по 12 Letov Š.328) и 63-я разведывательная (8 Aero A.100 и 4 Avia B.71) эскадрильи;
  • 2-й дивизион: 7-я и 8-я наблюдательные (по 12 Letov Š.328) и 62-я разведывательная (9 Aero A.100 и 4 Avia B.71) эскадрильи;
  • 3-й дивизион: 33-я, 35-я, 36-я и 51-я истребительные (по 10 Avia B.534) эскадрильи.

3-й авиационный полк:

  • 1-й дивизион: 9-я наблюдательная (12 Letov Š.328) и 64-я разведывательные (12 Aero A.100) эскадрильи;
  • 2-й дивизион: 12-я и 13-я наблюдательные (по 12 Letov Š.328) и 49-я истребительная (12 Avia B.534) эскадрильи.
  • 3-й дивизион: 37-я, 38-я, 39-я и 45-я истребительные (по 10 Avia B.534) эскадрильи;
  • 4-й дивизион: 10-я (12 Letov Š.328), 15-я (10 Letov Š.328) и 16-я (12 Letov Š.328) наблюдательные и 65-я разведывательная (8 Avia B.71) эскадрильи.

4-й авиационный полк:

  • 1-й дивизион: 40-я, 41-я и 42-я истребительные (по 12 Avia B.534) эскадрильи;
  • 2-й дивизион: 43-я, 44-я и 50-я истребительные (по 12 Avia B.534) эскадрильи;
  • 3-й дивизион: 46-я, 47-я и 48-я истребительные (по 12 Avia B.534) эскадрильи.

5-й авиационный полк:

  • 1-й дивизион: 81-я (8 Aero/Bloch MB-200, 2 Aero Ab.101 и 1 Avia/Fokker F.IX) и 82-я (9 Aero/Bloch MB-200, 2 Aero Ab.101 и 1 Avia/Fokker F.IX) тяжёлые бомбардировочные эскадрильи;
  • 2-й дивизион: 83-я (9 Aero/Bloch MB-200, 3 Aero Ab.101 и 1 Avia/Fokker F.IX) и 84-я (9 Aero/Bloch MB-200, 1 Aero Ab.101 и 1 Avia/Fokker F.IX) тяжёлые бомбардировочные эскадрильи;
  • 3-й дивизион: 75-я (12 Aero Ab.101), 76-я (10 Aero Ab.101) и 77-я (9 Aero Ab.101) легкобомбардировочные эскадрильи.

6-й авиационный полк:

  • 1-й дивизион: 71-я и 72-я (по 9 Avia B.71 и 5 Aero Ab.101) легкобомбардировочные эскадрильи;
  • 2-й дивизион: 73-я (6 Aero Ab.101 и 6 Avia B.71) и 74-я (3 Aero Ab.101 и 6 Avia B.71) легкобомбардировочные эскадрильи;
  • 3-й дивизион: 85-я и 86-я (по 8 Aero/Bloch MB-200, 2 Aero Ab.101 и 2 Avia B.71) тяжёлые бомбардировочные эскадрильи.

Кроме того, сверх планируемых, по мобилизации формировались две истребительные эскадрильи: 52-я и 53-я. Они должны были войти в состав 2-го авиационного полка, где должны были формироваться 4-й и 5-й истребительный дивизионы.

Также дополнительно формировались 69-я и 70-я разведывательные эскадрильи (должны были составить отдельный разведывательный дивизион), которые собирались укомплектовать резервными разведчиками Aero A.100, Letov Š.328, устаревшими Letov Š.16/116/616 и только построенными Aero A.304. Правда по другим источникам они должны были получить самолёты из Франции.

1-й истребительный дивизион 4-го полка обеспечивал ПВО Праги.

Распределение армейской авиации по корпусам я тут давать не буду, поскольку оно есть в общем расписании чехословацкой армии.

Давайте лучше посмотрим матчасть. Она, как видно из вышеприведенных данных, не очень разнообразна.

Все ближнеразведывательные эскадрильи имели на вооружении разведчик-бомбардировщик Letov Š.328. Который, изначально разрабатывался для авиации Финляндии, но туда не попал и был принят на вооружение чехословацкой авиации. С 1935 года и до конца 1939 года было изготовлено в общей сложности 445 самолётов S.328 семи различных серий. В 1938 году было 338 таких разведчиков, которые могли использоваться и как лёгкие бомбардировщики.

В качестве дальнего разведчика использовался самолёт Aero A.100. Вообще-то на роль дальнего он не очень тянул, хотя могли подвешиваться дополнительные бензобаки. Самолёт создан в 1933 году, построен в количестве 44 экземпляров и к 1938 году уже сильно начал устаревать. Но за неимением лучшего всё ещё продолжать состоять на вооружении.

 Легкий бомбардировщик-разведчик Aero A.100. Скорость — 270 км/час, дальность полета — до 1000 км в варианте разведчика, практический потолок — 6500 м, экипаж — 2 человека, вооружение — два передних и два подвижных пулемета, до 600 кг бомб.


Легкий бомбардировщик-разведчик Aero A.100. Скорость — 270 км/час, дальность полета — до 1000 км в варианте разведчика, практический потолок — 6500 м, экипаж — 2 человека, вооружение — два передних и два подвижных пулемета, до 600 кг бомб.

Легкие разведчики-бомбардировщики Letov Š.16 и его поздние модификации S.116 и S.616, ещё в 1935 году было решено снять с вооружения. Но за отсутствием новых машин они ещё сохранились в 1938 году, как самолёты второй линии. Всего к сентябрю 1938 года было 23 Š.16, 2 Š.116 и 6 Š.616. Их упоминают в формируемых 69-й и 70-й разведывательных эскадрильях.

Легкий бомбардировщик-разведчик Aero A.304 был создан на базе пассажирского самолёта А.204, что заметно даже по его внешнему виду. Летом 1937 года, даже до окончания испытаний было заказано 19 самолётов, из которых к сентябрю 1938 года была готова почти половина. Самолёт был не самый удачный, потому создали более совершенную версию А.404 ему на замену, но в 1938 году даже не начали постройку опытного образца. Построенными машинами планировали укомплектовать 69-ю и 70-ю разведывательные эскадрильи.

На вооружении легкобомбардировочных эскадрилий ещё оставались лёгкие бипланы Aero Ab.101, которые созданы в 1935 году. Всего было изготовлено 64 самолёта, из которых в 1938 году имелось 60. Планировалось заменить Ab.101 более совершенными машинами, но к 1938 году это ещё не удалось в полной мере.

Самым современным бомбардировщиком чехословацкой авиации являлся советский СБ, который производился по лицензии под названием Avia B.71. В 1938 году имелось 60 бомбардировщиков. Этот же самолёт использовался как дальний разведчик.

В качестве тяжёлого бомбардировщика (по чешской терминологии) использовался французский средний бомбардировщик Bloch MB.200, строившийся по лицензии фирмой Aero. Чехословацкий вариант бомбардировщика получил другие моторы и винты, усиленное вооружение и защиту. Всего имелось 67 машин в 1938 году.

В составе тяжелых бомбардировочных эскадрилий оставалось и несколько (всего выпущено в 1932 году 12 самолётов, но один в 1935 году разбился) трёхмоторных бомбардировщиков Avia/Fokker F.IX, представлявших собой созданную в Чехословакии бомбардировочную версию голландского транспортного самолёта Fokker F.IX. Часто его путают с Avia F.39, экспортной версией того же самолёта для Югославии. Бомбардировщик получил более мощные двигатели и вооружение. К 1938 году эти самолёты уже не планировалось использовать в качестве бомбардировщиков, а применять в качестве транспортных, в том числе для парашютных частей, если они появятся.

Единственным истребителем чехословацкой авиации в 1938 году был биплан Avia B.534, коих имелось 443 штуки. В том числе 35 истребителей модификации Avia Bk.534, которые планировалось вооружать 20-мм пушкой, стреляющей через полый вал винта. Однако, в связи с нехваткой пушек на части самолётов ставили вместо неё пулемёт. Самолёт создан в 1933 году и выпускался в нескольких модификациях. Как можно увидеть по его характеристикам, ему пора уже было искать замену.

Но в Чехословакии не было подходящей замены Avia B.534. Новая версия B.634 имела скорость 415 км/час, и две 20-мм пушки. Сначала военные отказались от этого самолёта в пользу перспективного истребителя-моноплана. В Мюнхенский кризис 634-й приняли на вооружение, но уже было поздно.

Новый же истребитель-моноплан Avia B.35 только в конце сентября 1938 года совершил первый полёт. Самолёт был весьма перспективным, что и доказал потом, но уже не в составе чехословацкой армии, которая перестала существовать.

Всего имелось в 1938 году 443 истребителя, 187 бомбардировщиков и 483 разведчика. Из которых в боевых частях было 219 истребителей, 147 бомбардировщиков и 251 разведчик.

Стоит тут обратить внимание, что Люфтваффе для возможного нападения на Чехословакию могло выставить до 470 истребителей, до 900 бомбардировщиков, 300 пикирующих бомбардировщиков и 195 штурмовиков. То есть в небе у немцев преимущество было подавляющее, как количественное, так и качественное.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/cyrilsh/chto-soboi-predstavliali-voennovozdushnye-sily-chehoslovakii-v-1938-godu-612512fa37f8c036b93fdf02?&

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account