Что, если? Мир после того, как Америку открыли арабы
Интересная альтернатива от авторов сайта WARHEAD.SU Михаила Поликарпова и Фарида Мамедова.
Содержание:
Мусульманские рынки, заполоненные краснокожими рабами. Война конкистадоров Эрнана Кортеса с майя и ацтеками, обращёнными в ислам и вооружёнными стальным оружием. Иной ход всей мировой истории, в котором США могли и не появиться вовсе. Таким мог быть мир, если бы Новый Свет открыли арабы, которые имели все шансы опередить испанцев.
Дар аль-Ислам
Михаил Поликарпов
В испанском фильме 11-M, para que nadie lo olvide («11 марта: чтобы никто не забыл») арабский фанатик-террорист заявляет, что Канарские острова были частью халифата. Он ошибается. Действительно Канарские острова находились совсем рядом с арабскими владениями в Западной Африке. Но в состав халифата они не входили.
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросамКанарские острова были известны римлянам. И название архипелага происходит от латинского слова canis — собака. Канарейки тут не причём.
Михаил Поликарпов
В раннем Средневековье арабы были хорошими мореходами: в Средиземном море они захватили целый ряд островов (Кипр, Крит, Сицилию), также совершали удачные морские набеги на Прованс и Фессалоники.
Ещё более успешными были их экспедиции на восток. Поймав в паруса муссон, арабские корабли переплывали Индийский океан и добирались до Южного Китая. В Поднебесной уже в VIII веке была большая мусульманская торговая колония. Мир ислама распространялся в Азии на купеческих кораблях — именно так новая религия попала в Индонезию.
А вот Атлантика стала периферией арабского мира. До нас дошли описания некоторых арабских плаваний в Атлантику. В одном из них корабль застрял в водорослях. По одной из версий, арабы попали в Саргассово море.
Однако по каким-то причинам Канарские острова арабы не сочли интересными. Видимо, грабить там было нечего. Знали ли они об островах? Да! До нас дошли сведения, что арабы отправляли корабли к острову, откуда шёл дым. Видимо, его выдало извержение вулкана на острове Тенерифе.
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросамПроисхождение автохтонного населения Канарских островов остаётся загадкой. Вероятно, они были родственны берберам. Однако неясно, каким образом они оказались на островах, не имея традиций мореплавания.
Михаил Поликарпов
В XIV веке арабский путешественник Ибн Баттута объехал весь исламский мир — от Марокко до Китая. И вернулся обратно. Дар аль-Ислам был огромен, но представлял единое целое.
Фарид Мамедов
Мир ислама — мир торговли. Караванные пути и торговля связывали уже в X веке самые отдалённые уголки Африки с Китаем — через Ближний Восток и Среднюю Азию. Обмен товарами и идеями шёл непрерывно между шанхайским и корейскими мусульманскими анклавами, Дели, Бухарой, Багдадом, Каиром, марокканским Фесом и африканским Тимбукту.
Михаил Поликарпов
В это время у арабов Земля уже перестала быть плоской. Им осталось сделать только один шаг — проложить путь из Марокко в Китай, отправившись на запад. Технические возможности для такого путешествия были.
Самый западный оазис Востока
Фарид Мамедов
Уже в XIV веке до Магриба должны были дойти результаты «марагинской революции». Новые методы изучения неба и астрономических вычислений, изобретённые в Иране, пришлись бы ко двору берберийских султанов и малийских шейхов, пестовавших исламскую учёность и занятия математикой.
Какой бы вывод они сделали из этих открытий?
В XIV веке империя Мали начала бурно расширяться на юг и запад Западной Африки. Контролируя сахарскую торговлю золотом и солью, малийские правители сделали Тимбукту самым богатым и загадочным из городов пустыни. В XIV веке город был славен не только своими мечетями и караван-сараями, но и медресе (мусульманские учебные заведения, выполняющие функции средней школы и мусульманской духовной семинарии. — Прим. ред.), а также огромным — по анекдотическим данным — тридцатитысячным еврейским населением. Обладая связями со своими единоверцами в Европе и Азии, евреи Мали внесли большой вклад в развитие местных наук. Не чурались они и торговли, накопив за несколько десятилетий огромные состояния и не менее огромные коллекции древних фолиантов и манускриптов.
Уже в XIII веке мансы — правители Мали вышли на атлантический берег и начали торговлю с марокканскими княжествами. На богатства империи зарились не только берберы, но и арабы. Мансы были богаты, амбициозны и вели постоянные войны с соседями.
Мусульмане первые в Новом Свете
Фарид Мамедов
Могли владыки Мали пройти мимо амбициозного предложения уплыть на запад, чтобы найти новый путь в Китай?
Кто бы сгодился на роль настолько дерзкого авантюриста? Быть может, еврей? Или христианин-ренегат, которого осенила идея найти новый путь и разбогатеть?
Мир ислама двигался торговлей и золотом. Новый путь в Китай сулил много золота и новые торговые пути. Быть может, тут авантюриста поддержали бы евреи Тимбукту. А может, это был бы берберийский пират, который решил рискнуть всем, что у него было (а было у него только чутьё, везение и смелость), и предложить торговой верхушке богатейшего города региона, малийского Гао, новый путь в Китай.
В любом случае малийские или берберийские флибустьеры, отплывшие на Запад в XIV веке, по пути открыли бы несколько архипелагов. Первыми на пути их дау (Лёгкое и прочное арабское судно с латинским парусным вооружением. — Прим. ред.) попались бы острова Кабо-Верде. Там они основали бы перевалочную базу. Откуда суда авантюристов плыли бы либо на север, в соответствии с имеющимися картами — это привело бы к завоеванию Канарских островов, — либо на юг.
Достигнув Анголы и убедившись, что уже и там есть мусульмане, которые знают о Китае, африканцам и берберам оставалось бы два пути. Сдаться, но это был не вариант. Или продолжить свой путь, забирая сильно на запад.
Михаил Поликарпов
Морское путешествие на запад, в Китай и Японию, арабы вполне могли осуществить в XIV–XV веках, за век-полтора до испанцев. Прибыв на Карибы, они бы удивились — так же, как испанцы в конце XV века. Ибо там нет перца и корицы. Зато они нашли бы там новый товар.
Основав островные базы, арабы стали бы вывозить в Дар аль-Ислам краснокожих рабов. А обратив в ислам местных дикарей и имея фору в целый век, они бы, как минимум, смогли построить халифат на Кубе и Гаити. Там были бы каменные города с мечетями и банями. Крепости, оснащённые примитивными орудиями.
А вот успех их экспедиций на материк против ацтеков и майя под большим вопросом. Тут всё упирается во время.
Фарид Мамедов
Где-нибудь между первой третью и серединой XV века мусульмане открыли бы Бразилию. Вести о новой, неведомой земле вместе с краснокожими рабами, говорящими на незнакомых языках, и неизвестными птицами и зверями, привезёнными ко двору малийских или марокканских властителей, быстро разнеслись бы по всему Магрибу. А после — дошли бы и до Китая. Берберийские пираты не упустили бы своего шанса: неведомые земли были заселены, а значит очень скоро на средиземноморских рынках появились бы массы краснокожих рабов.
К этому времени берберы неплохо бы обжились на Канарских островах. Приплыв вслед за малийцами, пираты выбили бы их и основали свои пиратские республики. Канары стали бы для них хорошей базой. Отсюда можно устраивать рейды на западноафриканское и иберийское побережья. Толпы новых рабов — белокожих и чернокожих — заполонили бы рынки Ближнего Востока и Италии.
Но порядочный пират стремится развить успех. Так берберийские пираты втянулись бы с империей Мали в соревнование за освоение Нового Света.
И теми, и другими двигала бы неуёмная жажда золота и новых рабов. Маховик межатлантической торговли только раскручивался, но уже бы привлёк внимание магрибинских суфийских братств. Не могли новые земли не стать Дар аль‑Ислам.
Когда во второй половине XV века африканцы и магрибинцы покрыли бы сетью торговых факторий атлантическое побережье Бразилии, Колумбии и Венесуэлы и высадились бы на Карибских островах, по пятам за ними уже шли бы мусульманские братства. Не то для того, чтобы грабить, не то для того, чтобы обращать карибских и латиноамериканских индейцев в ислам.
Удалённость от родины и готовность жить своим умом, полагаясь только на себя — всё это положило бы начало массовому образованию новых карибских эмиратов.
Индейцы на Кубе или Гаити, на Багамах или Тринидаде к концу XV века оказались бы либо истреблены, либо проданы в рабство, либо обращены в ислам. Поскольку мусульманская цивилизация всегда делала упор на развитии городов и общественную гигиену, такие болезни, как оспа, чума, тиф так и не смогли бы выкосить население Карибского бассейна и Месоамерики. Берберийские и африканские эмиры Карибов и атлантического побережья той же Колумбии оказались бы вынуждены не только воевать между собой, но и проводить более осторожную политику среди местных индейцев. У которых нашлось бы достаточно сил, чтобы периодически уничтожать подчистую непрошеных гостей.
В ответ на это магрибинцы и африканцы всё чаще прибегали бы к атлантической работорговле и стремились бы заселить новые земли своими единоверцами.
Испанцы идут по следам
Фарид Мамедов
Прослышав о том, что морос нашли на Западе какие-то сказочные земли, для завершения реконкисты туда бы отправились и испанские конкистадоры. И тут есть варианты.
Михаил Поликарпов
Сценарий первый. Если арабы преуспели, то испанцы приплывут в Новый Свет, когда халифат уже не только на Кубе, но и в Мексике. И тут уже Эрнану Кортесу придётся воевать не против язычников, вооружённых обсидиановым оружием, а против краснокожих мусульман, у которых есть стальные мечи и кони. Шансы конкистадоров невелики. Потока серебра, который позволил испанцам долго воевать в Европе и сдерживать османов, нет. В Европе побеждает Реформация. Рушатся феодальные пережитки. Но новым хищникам нужны колонии для грабежа. И тогда в Америку, попозже правда, отправятся уже протестантские флоты и армии.
А в Средиземноморье тем временем османы разбивают объединённый европейский флот при Лепанто и после очередной осады занимают Мальту. Побережье Италии пустеет. Кто не спрятался — я не виноват!, — вернее, оказывается на невольничьих рынках Османской империи.
Фарид Мамедов
Прибывшие в конце XV века европейцы застанут не только враждебные себе мусульманские государства, но и быстро развивающиеся торговые рынки. Генуэзцы и венецианцы, французы и испанцы, англичане и даже ирландцы — все они будут стремиться использовать торговлю и временные союзы с карибскими эмиратами как трамплин для проникновения в Америку. Впрочем, в этом случае она вряд ли будет так назваться.
Сможет ли Кортес завоевать империю Теночка? Скорее, он будет играть роль стратегически важного наёмника в разборках между ацтеками и государством Уэхоцинго, на стороне которого могут оказаться мусульманские «ландскнехты» африканского, карибского и того же европейского происхождения (или же христианские конкуренты). Как и в случае с северо-восточной Африкой, втягивание месоамериканского побережья в торговлю с карибскими эмиратами и афро-мусульманскими торговыми факториями познакомит майя, ацтеков и другие народы региона со стальным оружием, лошадьми и новыми приёмами войны. Впрочем, не стоит исключать и того, что к концу XV века часть мусульманских колоний просто отложится от африканской родины, чтобы попытаться самим основать свою империю или султанат.
Михаил Поликарпов
Сценарий второй. Арабы не успели закрепиться на континенте. И у них в тот момент есть лишь несколько эмиратов на островах, которые грызутся между собой. А континентальные государства индейцев видят в испанцах союзников в борьбе с арабскими пиратами.
Фарид Мамедов
Так или иначе, европейцам, опоздавшим к первым колониальным захватам в Америке, придётся иметь дело со старым знакомым врагом — местным населением, частично обладающим иммунитетом к новым болезням, и «доколумбовыми» государствами, частично модернизировавшими свой военный арсенал. Лёгкой прогулки не получится, «золотого флота» у Мадрида не будет, капитализм запустится значительно позже и в более слабых европейских странах, а значит и вся мировая история пойдёт по‑другому.
В любом случае, история Америки будет совсем иной. И не факт, что в этой альтернативной истории появятся современные США.
источник: https://warhead.su/2019/06/30/chto-esli-mir-posle-togo-kak-ameriku-otkryli-araby