Что если бы Румыния не объединилась или независимость Дунайских княжеств? (Дополнение)
Содержание:
Трансильвания
На протяжении тысячелетий этот регион не раз переходил из рук в руки. В античную эпоху Трансильвания составляла ядро государства даков; в этих краях находилась столица воинственного дакийского народа — Сармизегетуза. При Траяне земли даков стали римской провинцией Дакия.
В период Великого переселения народов через территорию Трансильвании прошло огромное количество наций и племён, последними по времени из которых были кочевые мадьяры. В 1003 году, по преданию, венгерский король Иштван I разбил местного князя Дьюлу и присоединил Трансильванию к Венгрии.
Средневековая Трансильвания обладала автономией в составе Венгерского королевства. Ею управлял воевода, происходивший, как правило, из числа секеев или саксов — этнических групп, которые защищали южные рубежи королевства, подобно казакам в России. В феврале 1438 года был узаконен союз трёх наций (мадьяры, саксы, секеи) по совместному управлению Трансильванией.
Битва при Мохаче (1526) года отрезала Трансильванию от венгерских владений и превратила её в самостоятельное княжество, во главе которого встал хорват Иван Запольский (в венгерской транскрипции — Янош Запольяи), на протяжении 12 лет претендовавший также и на венгерскую корону. В 1566 году Трансильванское княжество признало верховенство турецкого султана. В разные годы Трансильвания управлялась из городов Дюлафехервар (Алба-Юлия), Надьсебен (Сибиу) и Коложвар (Клуж-Напока).
Вторая половина XVI и XVII век — период формирования культурной и политической идентичности Трансильвании в качестве оплота протестантизма на востоке Европы. До 1613 года князья Трансильвании происходили из рода Батори, в XVII веке — из рода Ракоци. Они не только извлекали политические дивиденды из противостояния султана и Габсбургов, но и успешно защищали традиционные венгерские вольности от централизаторских поползновений венских императоров.
В 1687 г., после неудачной для турок осады Вены и попытки султана посадить на трансильванский престол своего ставленника, княжество было занято войсками Габсбургов. Султан окончательно отказался от претензий на обладание Трансильванией по Карловицкому миру 1699 года.
Неудача предпринятой князем Ференцем II Ракоци попытки отделиться от Габсбургов привела к упразднению в 1711 году трансильванской государственности. Вслед за тем начался процесс интенсивного окатоличивания Трансильвании. После создания Австро-Венгерской монархии Трансильвания вновь вошла в состав Венгерского королевства и была разделена на комитаты (см., напр., Харомсек).
Одним из условий вступления Румынского королевства в Первую мировую войну было присоединение Трансильвании к территории Румынии. После окончания войны, в результате Трианонского договора, Трансильвания целиком вошла в состав Румынии.
Русско-молдавские экономические связи
Торговый путь по территории Молдавии существовал задолго до образования там государства. Этот путь соединял север Европы с Балканами и Константинополем. Часть пути проходила по территории Юго-Западной Руси.
Одним из условий роста и развития торговли в регионе стало возникновение независимого Молдавского государства. Главным торговым партнером княжества были земли, входившие в состав Польши. С конца XIV в. завязываются тесные экономические связи Молдавии и Валахии со Львовом. Через него и другие города Юго-Западной Руси в Молдавию прибывали транзитные товары из устья Дуная, с берегов Черного моря, из Кафы и Константинополя, со Среднего и Ближнего Востока.
Таким образом, с конца XIV в. начал складываться международный торговый путь, проходящий через Молдавию. Это во многом было связано с процессами, происходящими на Ближнем Востоке: в XIV в. турки вторглись в Малую Азию, и транзитный путь через Египет, Средиземное море и Италию пришел в упадок. В связи с этим всё большее значение приобретает иной путь, который вел из России через украинские и белорусские земли (входившие в состав Великого княжества Литовского и Польши) в страны Подунавья и Балкан. Обычно товары кораблями доставлялись с Востока до портов Черного моря: Кафы (в Крыму, близ современной Феодосии) и Белгорода-Днестровского, а оттуда по суше через Молдавию, Львов, Краков их переправляли в Европу.
Молдавский торговый путь имел много ответвлений, дорог. Одна из них шла из Москвы через Чернигов, Киев, Белую Церковь, Погребище, Липовец, Брацлав, Красное, Шаргород, Могилев, Бушу, Ямполь, потом по территории Молдавского княжества через Сороки на Яссы, далее в Валахию, Болгарию, Грецию и Константинополь.
Другая ветвь проходила через Киев на Васильков, Белую Церковь, Погребище, Винницу, Бар, Дунаевцы, Каменец-Подольск, а оттуда к Яссам и Белгороду, далее в Константинополь, Болгарию и Грецию.
Из Молдавии на Украину и транзитом через Львов в Европу везли крупный и мелкий рогатый скот, продукты скотоводства, дунайскую рыбу (сушеную и соленую), мед, меха. Некоторые товары считались заповедными, т.е. запрещенными к вывозу, и торговля ими была монополией господаря.
Транзитом через Львов в Молдавию привозили сукна из Фландрии, холсты из Литвы, металлические изделия из Львова, текстильные товары из Чехии.
Львов и Краков поддерживали постоянные связи с молдавскими крепостями — Белгородом и Килией. До завоевания турками в 1484 г. этих городов европейские купцы предпочитали молдавский путь как более надежный и безопасный по сравнению с татарским. Захват турками Белгорода и Килии нанес непоправимый удар молдавской торговле с городами Юго-Западной Руси.
Несмотря на сложившиеся обстоятельства, молдавские купцы не прерывали связей со многими европейскими городами. Особенно интенсивно торговали со Львовом, который становился крупным международным рынком. Этот город имел право склада товаров; иноземным купцам, прибывшим во Львов, разрешалось торговать только в нем. Лишь местные, львовские, торговцы могли, закупив товар у иноземцев, перепродавать его в других городах.
Наибольшего расцвета связи Львова с Молдавией достигают в XV в. (первое же упоминание относится к 1382 г.). Молдавские господари неоднократно выдавали львовским купцам грамоты на торговые льготы (в 1408, 1434, 1456, 1460 гг.). В столице Молдавии, Сучаве, львовские купцы имели даже свой двор и населяли целый квартал, называвшийся Русской улицей.
Среди ввозимых товаров одно из главных мест занимало фландрское и немецкое сукно, которым львовские купцы торговали не только в Молдавии, но и в Валахии, Трансильвании, Венгрии. В транзитной торговле видное место занимали также заморские мечи и татарские товары, в первую очередь шелковые ткани (камка, тафта, атлас, бархат) и восточные пряности (шафран, перец, имбирь).
Местное производство давало возможность торговать кожей, рыбой, воском и скотом. Отправляли на север обозы с поташем, с вином (до 200 возов в обозе). Ввозили же в Молдавию ремесленные изделия. Кроме греческого вина, которое входило в категорию транзитных товаров, начиная с XV в. молдавские купцы торговали и вином местного производства. В ХVI в. вывоз вина настолько увеличился, что самый значительный винный погреб во Львове торговал лишь молдавским вином.
В торговле продуктами местного производства были заинтересованы молдавские господари и бояре. Они продавали земледельческие продукты, полученные от крестьян в виде ренты. О выгодности торговли для иноземцев говорит и такой факт, как судебный процесс за право торговать с Молдавией между Львовом и Краковом (с 1400 по 1504 г.).
Не только купцы, но и русские послы и паломники из Новгорода и Смоленска пользовались путями, пролегавшими по территории Молдавии и Валахии. Из Киева ехали в Белгород или в Килию; далее можно было пользоваться либо морским, либо сухопутным путем.
Конец
В этих трёх частях можно было получше узнать историю Дунайских княжеств и альтернативную их историю.