Броня Русской Армии перед Первой Мировой Войной. Броневики Накашидзе.
Последнее время появилось модное направление фантастики под названием «альтернативная история», среди любителей альт. истории стало модно писать про то что было бы, если бы какая ни будь историческая личность прожила совершено другую жизнь чем в реальности. Например — Наполеон был взят на российскую службу и мир из-за этого лишился бы великого Императора и Полководца.
Как Историк категорически заявляю — «История не терпит сослагательного наклонения».
В рамках этой дискуссии некоторые оппоненты заявляют, что опоздание 12 августа 1906 года князя Накаши́дзе Михаила Александровича на прием к премьер-министру Столипину, который принимал на собственной даче на Аптекарском острове. Где при террористическом акте погибло три десятка человек и получило ранения ещё семьдесят, а сам Столыпин только чудом остался в живых, стало знаковым событием для развития броне автомобильного дела в Российской Империи перед первой мировой войной. С чем я категорически не согласен.
Как мы знаем, состоявшейся позже встреча Накашидзе с Столыпиным привела к подписанию контракта на поставку к уже полученному бронеавтомобилю еще 10 автомобилей, из них четыре машины были закуплены Жандармским управлением.
В декабре 1907-го в «Красном селе» была сформирована Учебная автомобильная броне-пулеметная рота, которую возглавил капитан П.И. Секретев.
Генерал Жилинский, занимавший тогда должность начальника Главного управления Генерального штаба, и его ближайшие соратники—начальник Отдела военных сообщений генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышин и командир Учебной автороты капитан П.И. Секретев всеми возможными силами продвигали моторизацию Русской армии. Их поддерживал энтузиаст автомобильного дела военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов. Однако многие высокопоставленные чины Военного министерства всячески препятствовали развитию моторизации армии, считая новую инициативу ненужной и дорогой забавой, ссылаясь на то, что и в других европейских армиях автомобильному делу не уделялось особого внимания.
Одной из главных проблем первых броневиков была низкая проходимость, надежность, как и защищённость, это хорошо понимал Секретев. Так с его подачи было произведена перебронировка броневика Накашидзе-Шарон обр.1906-го года в мастерской № 2 Ижорского завода морского ведомства. Броневик был защищён хромоникелевой броней «особой закалки» толщиной 5 мм, снижена высота крыши, и установлена новая башня с круговым погоном на роликах, вооружённая пулеметом Максим. В создании башни и установки пулемета принял участие полковник А. А. Соколов.
На броневике были усилены рессоры. Имея более низкую массу, центр тяжести и высокий клиренс перебронированый броневик имел более лучшие характеристики чем Накашидзе-Шарон.
Под названием Шарон-Ижорский обр. 1908-го года броневик был принят на вооружение броне-пулеметных автомобильных рот. При этом фирме Шарон заказывалось только шасси усиленного типа, в соответствии с требованием российского военного ведомства, бронировку шасси производили на Ижорском заводе морского ведомства.
Не смотря на принятие броневиков на вооружение, энтузиасты бронированных автомобилей понимали, их ограниченность в боевом применении из-за низкой проходимости автомобильных шасси. В поисках приемлемого по вездеходной шасси, под влиянием рекламированного фирмой Дамлер полно приводного «колониального вездехода» Деренбург-Вагена (Dernburg-Wagen), в 1908-м году было куплен два полноприводных грузовика-трактора (так было принято назвать в то время тягачи) фирмы Дамлер.
Испытание грузовиков-тракторов Дамлер показало что полный привод наиболее подходящий способ повышения проходимости бронеавтомобилей с сохранением приемлемой мобильности. Для Российской армии собиравшиеся в будущей войне вести маневренную войну было одним из важнейших требований к броневикам. В тоже время выявилась большая конструктивная сложность привода Дамлера на колеса, осуществляющееся на конических шестернях. Французские полноприводные колесные машины «Панар-Левассор» использующие электро трансмиссию так же не удовлетворили по надежности. Другой проблемой полноприводных машин того времени была высокая стоимость.
Историки до сих пор спорют, кто был автором идеи полноприводной машины с переломной рамой, то ли Накашидзе, то ли инженер Браве. Но, исторический факт, патент был оформлен на князя Накашидзе, хотя в Советское время из-за активного участия князя Накашидзе в белом движении и его предпринимательской деятельности в эмиграции, изобретателем «переломки» считали инженера Браве.
Изучив полноприводные машины, князем Накашидзе в мае 1909-го года был представлен опытный полноприводный трактор оснащённый двигателем 10-ть лошадиных сил, главной особенностью которого были металлические колеса большого диаметра и переломная рама в центре трактора позволяющая управлять им, эта конструкция позволила обойтись без сложных механизмов поворота колес, всего одним карданом что значительно повысило надежность.
Видя перспективы машин на переломном шасси, князем Накашизе летом 1909 года для их производства была возрождена созданная им ранее фирма Grand Garage International d’Automobiles получившее известность под именем «Интернациональ». К осени 9-го года был построен «Большой» (первый трактор называли «малый») трактор –грузовик (в последствии называвшееся – тягачом) оснащённый двигателем мощностью 40 л.с производства фирмы Шарон. Главным отличием от более ранней модели было независимая подвеска всех колес на рычагах, с передачей мощности на колеса цепной передачей.
Тягач «Интернацианал» модель «Б» успешно прошёл испытание, особенно поражала его проходимость, так по раскисшему проселку он успешно тащил 6-ти дюймовую гаубицу.
К вопросу об использовании тракторов для перевозки тяжелых орудий начальник Военно – броне пулеметной автомобильной роты П.И. Секретев подходил с практической точки зрения опытного военного автомобилиста. «…Нам пока нечего задумываться над тем, что будут возить артиллеристы. Гораздо лучше начать выяснения, что может дать современная автомобильная техника, а потом уже перейти к подсчету, сколько и каких орудий может тащить трактор при тех или иных условиях», – писал он еще в 1909 г.
Используя шасси тягача «Интернацианаль» мод. Б зимой начал 1910-го года на Ижорском заводе начали работы по постройке броневика. Используя накопленный опыт эксплуатации бронеавтомобилей, броневик оснастили 2-я вращающихся независимо друг от друга башнями (для ускорения использовали проверенные в деле башни от Шарона-Ижорского), защищён хромоникелевой броней «толщиной 5 мм, имел максимальную скорость 30 км/ч.
Испытания весной 10-го года показали исключительную проходимость нового броневика, на демонстрации Николаю второму броневик успешно преодолел болото, провалищись по самые ступицы высоких колес (только спустя время стало известно, что перед показом в болоте специально проложили затопленную гать).
Продолжение следует.