Броневахтовки

10

Эта статья довольно активно обсуждается в сети. Но как не странна оригинала её в сети не было. Так как журнал Авторевю на своём сайте её ещё не разместило. Я решил немного опередить авторевюшников и устранить этот пробел. Приятного чтения.

Броневахтовки

Говоришь на шлагбауме: «На бронировку» — и тебе выписывают пропуск на производство», — напутствовали меня представители московского «Института спецтехники» (это оборонное подразделение предприятия Техника, которое выпускает бронеавтомобили).

Кто бы мог подумать, что в десятке километров от Кремля делают новейшую технику для оборонки! Ходят деловитые сварщики, летят искры из-под «болгарок», за стеной корпят над чертежами конструкторы…

У ворот производственного корпуса — только что построенный и рассекреченный Урал Федерал-М, типичный представитель «броневахтовок»: так можно назвать новые машины на базе грузовиков (либо с «грузовыми» агрегатами) для перевозки; бойцов.

В нашей стране нечто подобное уже существовало много лет назад: вспомните, скажем, БТР-152 на агрегатах ЗИС-151! Эти динозавры еще служат во многих странах, от Афганистана до Эфиопии…

Броневахтовки

Затем роль «перевозчиков пехоты» долгое время выполняли традиционные броне транспортеры, пока опыт локальных войн не показал, что нужен другой транспорт: более удобный и просторный, с «автомобильным» ресурсом и хорошей обзорностью, защищенный не только от пуль,  но и от подрыва (подобные машины обозначают американской аббревиатурой MRАР).

Кстати, БТР могут двигаться по дорогам общего пользования только с сопровождением, а потому об их участии в спецоперациях, равно как и о маршрутах следования, становится известно заранее — и операция теряет эффект внезапности.

Существует два основных типа «броневахтовок» — армейские и полицейские. Армейские варианты (такие, как Тайфуны созданные КАМАЗом и Уралом) защищают даже от крупнокалиберного пулемета, но тяжелы, созданы на оригинальных шасси, плохо приспособлены для движения в обычном транспортном потоке, а главное, невероятно дороги: цена доходит до миллиона евро!

А вот МВД в горячих точках нужны другие МRАР, не столь мощно защищенные, сколько недорогие, удобные в обслуживании и максимально приближенные по характеристикам к автомобилям, — потому-то их и делают на шасси серийных грузовиков.

Наследники «покемонов»

Во время недавней поездки на Газели Next в Воронеж мы встретили колонну новеньких Уралов Федерал — обычных Уралов 6×6, но с бронезащитой кабины и «бронебудкой» в кузове. Судя по всему, это машины из недавнего госзаказа МВД на 50 пулезащищенных Уралов (по 5,34 млн рублей за машину) и еще пять взрывозащищенных (по 7,87 млн рублей за штуку).

Броневахтовки

Всего на Кавказ с начала двухтысячных поставлены сотни броне-Уралов, и бойцы зовут их покемонами — возможно, потому что мультяшное словечко «роскемон» расшифровывается как «pocket monster», «карманный монстр». Несмотря на простоту, «покемоны» (сейчас их выпускает упомянутый «Институт спецтехники») отлично справляются со своими функциями, причем доходит до забавных случаев. Во время недавнего футбольного матча в Назрани болельщики-ингуши подрались с не менее горячими осетинами и, чтобы разрядить ситуацию, полиция вывезла осетин со стадиона на «покемоне» — видимо, набив их туда, как селедок в бочку…

Броневахтовки

Но Федералы даже во взрывозащищенном варианте — неидеальное решение. Серийную кабину невозможно полноценно бронировать от подрыва, бойцы в кузове отделены от водителя и командира в кабине и не видят обстановку впереди машины, интерьер «бронебудки» примитивен. Сами омоновцы жалуются, что крыши «бронебудок» обычных Федералов протекают в дождь, а из высоченного кузова неудобно выпрыгивать.

Год назад мы уже рассказывали о проекте Звездочет — макетном образце будущего Федерала-М, — но на той машине с огромным «носом- из бронестали лишь отрабатывались возможные решения.

И вот теперь перед вами уже второй по счету серийный Федерал-М на шасси самосвала-вездехода Урал-55571 (экземпляр №1, который отправился на испытания во внутренние войска МВД, построен на шасси Урал-4320). Сделан он «весомо, грубо, зримо», но главное в другом!

Броневахтовки

Цельносварной кузов-капсула — однообъемный. А поскольку бронекапот короткий и скошенный, окна кабины большие и стойки лобового стекла неширокие, обзорность отличная что по сторонам, что вперед. Доступ к мотору удобен: взобрался на бампер, открыл тяжелые створки — и двигатель как на ладони. Влезать в кабину и вылезать из нее тоже очень удобно, поскольку по бортам сделаны широкие и длинные ступени. Конструкторская находка!

Мне вручили целую связку ключей: вот этот, наверное, от водительской двери… Двери толстенные, аж 8 см по торцу, а толщина броневого листа — 6,5 мм. «Калашниковские» пули с термоупрочненным сердечником не возьмут (пятый класс защиты по ГОСТу), а по заказу можно защитить и по шестому классу, от снайперской винтовки. Защита от подрыва — либо от взрыва трех килограммов тротила (у данного экземпляра), либо — семи килограммов (у экземпляра №1).

Продолжаю перебирать ключи: какой из них от замка зажигания? Не пора ли создателям Уралов и спецтехники на их базе переходить на ключи только двух видов: «от замка зажигания» и «от всего остального»? И эргономика водительского места сурова: руль не регулируется, педаль газа стоит почти вертикально.

Броневахтовки

Специфики обстановке добавляет «пухлая» камуфляжная обивка по всем бортам и крыше, которая на самом деле не обивка, а АОЗ, антиосколочная защита. С одной стороны, она бережет от осколков и рикошета шальных пуль, с другой стороны, служит термо- и шумоизоляцией. Даже люки в крыше закрыты АОЗ на липучках. «Наша задача — не оставить ни одного участка незакрытым», — комментируют конструкторы. Правда, под люками ткань провисает. И не потеряют ли липучки свою «цепкость» со временем?

Под ногами передних седоков — специальные «противоперегрузочные» помосты: они уменьшают действие ударной волны на ноги при взрыве под машиной. Водительское кресло, как и все остальные, — не обычное, а тоже «противоперегрузочное», у патентованных сидений в салоне — обязательные подножки.

Броневахтовки

Смущает только то, что бойцы сидят затылками аккурат к бронестеклам. А нападающие стреляют в первую очередь по окнам! Может, лучше разместить окна и сиденья в шахматном порядке?

Нужный ключ наконец подобран — и под бронекапотом начинает рокотать старый добрый ЯМЭ-236. У машины на снимках он отвечает экологическим нормам Euro 0… Что вполне устраивает африканских спецназовцев: броневик построен по заказу одной из стран Северной Африки. Но, повторим, первый экземпляр уже проходит испытания во внутренних войсках МВД, а при мне в цеху готовилась машина №3, тоже для ВВ МВД.

Кстати, внутренним войскам будет из чего выбирать: у этой модели существует конкурент-одноклассник — тоже на базе Урала!

Урал с приставкой «ВВ»

Если Федерал-М создан «Институтом спецтехники» (но при поддержке завода Урал), то Урал-ВВ — разработка самого Уральского автозавода, а бронекузов для него сделан в московском НИИ стали.

Броневахтовки

Шасси — Урал-4320 с новым рядным двигателем ЯМЭ-536, облик, в отличие от агрессивно-угловатого «поросенка» Федерал-М, традиционно ураловский и даже элегантный: «По улице ходила большая крокодила». Интерьер кабины тоже элегантнее, поскольку передняя панель унифицирована с армейским Тайфуном, а у передних дверей — пластиковая обшивка.

Бронирование не равномерное, а дифференцированное («лоб» и окна защищены мощнее, по шестому классу ГОСТа, мотоотсек — по третьему классу). Но защита от подрыва слабее, нежели у Федерала-М (заявлены два килограмма взрывчатки).

Броневахтовки

БроневахтовкиВ конструкции есть необычные решения — запаска с лебедкой сбоку (у Федерала-М запасное колесо будет крепиться сзади) и задняя лестница, откидывающаяся при помощи мощного пневмоцилиндра (ее можно разложить-сложить и вручную). Под двигателем и коробкой передач — стальная защита, которой нет у Федерала-М: по словам уральских конструкторов, она защищает от осколков, что проверено на опыте войны в Чечне.

Но, будь наша воля, мы бы объединили стильный облик Урала-ВВ с простыми и надежными решениями Федерала-М! Знаете почему?

Капот Урала-ВВ — декоративный, стеклопластиковый: «нос» таких размеров ограничивает обзорность, а стеклопластик сложно ремонтировать. Сам двигатель заключен в «саркофаг» из бронепанелей на болтах.

—        Боец, проверь уровень масла в двигателе!

—        Не могу, товарищ лейтенант, ключ 10 на 12 забыл.

И не будет ли перегреваться мотор?

Цельное лобовое бронестекло такого класса, по подсчетам специалистов, весит около 350 кг. Значит, его замена возможна только в заводских условиях! Дворники с верхним креплением плохи в зимней эксплуатации: будут нагребать снег под козырек.

То, что вход в кабину крайне неудобен (мне пришлось так раскорячиться!), — полбеды. Но поскольку боковая дверь салона открывается «против хода», есть опасность, что при обстреле спереди, будучи даже приоткрытой, она будет служить «пулеуловителем». А если пуля залетит в салон, она начнет там «гулять»: хотя представители УралАЗа уверяют, что под декоративной обивкой проложена антиосколочная защита (и то не везде), мы сомневаемся в этом. Такой защитой должен быть обтянут весь салон, причем она должна отстоять от стен на расстояние длины сердечника пули. Пластиковая обшивка дверей кабины, по словам специалистов-бронировщиков, и вовсе недопустима: при возможном пробитии брони пластик колется на мелкие острые осколки, которые впиваются в лицо и глаза.

Броневахтовки

Вертикальная стойка в заднем дверном проеме будет мешать входу-выходу (и носилки через нее не занесешь), а главное, ослабляет противоминные свойства кузова, который должен «играть» при взрыве.

Кресла в салоне — не «антиперегрузочные»: у них как минимум нет подножек. И хотя доступ к бойницам тут удобнее, чем у Федерала-М (там надо снимать спинку на липучках, а здесь достаточно откинуть подголовник), бойниц в салоне лишь девять, хотя посадочных мест 13. Четверо бойцов будут сидеть «в запасе»?

Кстати, создатели Урала-ВВ установили часть кресел «спиной к спине», демонстрируя возможности альтернативной посадки — вот только, по словам специалистов, это приемлемо лишь для «дозорно-патрульных» машин, причем невзрывозащищенных.

А у транспортных «броневахтовок» экипаж должен сидеть спинами к стенам — это удобно психологически (бойцы общаются), делает салон просторным (позволяет положить раненых, груз и т.д.) и, опять же, дает кузову «играть» при подрыве (поскольку в нем нет вертикальных распорок). Наконец, запаска справа за кабиной неудобна при замене (ее придется снимать со стороны дороги) и уязвима при обстреле машины.

Броневахтовки

Броневахтовки

Броневахтовки

А еще у нас создалось впечатление, что сами ураловцы толком не знают массу Урала-ВВ! На шильдике, приваренном к кузову, выбито «17500 кг», на сопроводительной табличке, которая стояла перед машиной, было написано «снаряженная масса 15300 кг, полная масса 18300 кг», в рекламной листовке — «полная масса 16500 кг». Так сколько же на самом деле?

Так что, хотя УралАЗ предполагает в следующем году выпустить десять таких машин для внутренних войск, конструкцию еще надо доводить до ума, испытывать, сертифицировать…

И выиграть тендер МВД, что справедливо и для Федерала-М. Кстати, он стоит от 8 до 8,6 млн. рублей, а вот Урал-ВВ дороже —10 млн. рублей.

«Полис дю Франс»

Оборонное подразделение Iveco бесславно упустило российский рынок: слишком скандальной вышла история с броневиками Iveco Рысь (кстати, уже снятыми с вооружения).

Зато теперь на сцену вышла французская компания Renault Trucks Defence: правда, поначалу французы слабо представляли, что нужно нашим силовым структурам, и на прошлогоднюю московскую выставку полицейской техники Ин-терполитех-2012 привезли открытый пикап и обычный внедорожник. В ответ на вопрос: «Почему они небронированные?» — представители компании разводили руками: «Так это же не армейская, а полицейская выставка!»

Зато теперь в экспозиции Интерпо-литеха-2013 стояли сразу три французских броневика. Большой — Renault MIDS (Midlum Security) для перевозки полицейского наряда, аналог наших омоновских Уралов и КАМАЗОВ. В отличие от них, MIDS бронирован: по всему периметру — защита уровня В6 (от пуль натовских винтовок и автоматов), спереди — отвал для отталкивания толпы или разгребания завалов, похоже, Panhard просто не пройдет у нас сертификацию, а наш Тигр по сравнению с ним — верх простора и комфорта!

Броневахтовки

А что делал на стенде Внутренних войск МВД маленький броневичок Panhard VBL? Еще год назад мы рассказывали об этой трехместной амфибии, причем слабо бронированной: при первом классе защиты по евростандарту STANAG ее броню можно прострелить из «калаша».

Броневахтовки

Однако теперь заняться производством (именно производством, а не сборкой) VBL решил Астейс — «придворный» брони-ровщик КАМАЗа из Набережных Челнов. Там хотят локализовать конструкцию аж на 70%! Двигатель — древний Steyr Ml, которым в свое время оснащали Газели (сейчас компанию Steyr купили китайцы), коробка передач — автоматическая Mercedes. При этом представители Астей-са заявляют, что российский вариант будет стоить «никак не больше» 10—12 млн. рублей. То есть трехместная «бронелягушка» обойдется в те же деньги, что и здоровенный 15-местный Урал-ВВ!

Броневахтовки

Броневахтовки

 

Броневахтовки

Впрочем, все это — верхушка айсберга, поскольку Renault Trucks Defence начал реализацию вместе с Уралвагонзаводом (который делает танки) куда более серьезного армейского проекта. Речь идет о БМП Атом (статья о нём была у нас на сайте): на шасси французского прародителя VBCI уральцы установили российский боевой модуль, проще говоря, башню с 57-мм пушкой. И защита мощная, с бронекерамикой. Но один из недостатков виден невооруженным глазом: в бою при таких габаритах Атом — отличная мишень для гранатометчика. А знаете, сколько стоит VBCI во Франции? Почти 3,5 млн евро!

Броневахтовки

Другой Dongfeng

Чего мы не ожидали — так это того, что свои броневики на Интерполитех-2013 привезут китайцы! Правда, обе машины стояли запертыми, и весь день, пока я ходил по выставке, на стенде не было ни одного представителя. Только разноцветные Тайфун и Тайфунята пластиковые тарелочки на пустом столе. Может, таков фэншуй для привлечения покупателей?

Броневахтовки

Судя по сопроводительным табличкам (хорошо хоть, они были), броневики называются Doпgfeng Меngshi, и это нечто вроде «китайских Хаммеров». Длина около шести метров, высота — всего около двух метров, максимальная скорость — 120— 130 км/ч. Смущает заявленная снаряженная масса: у двухосной машины — «менее 6,1 т», у трехосной — и вовсе 5,5 т. Наш Тигр, защищенный от «калаша», тяжелее! А от какого оружия защищен Dongfeng?

Броневахтовки

О причинах появления этих машин в Москве мы догадываемся: недавно 22 внедорожника Dongfeng Mengshi (но небронированных) купило Министерство обороны Беларуси и машины даже участвуют в парадах. Но на российских парадах «китайцев» не будет. Никогда!

Тайфун и тайфунята

Раз речь зашла об армии, перейдем к проекту российского Минобороны Тайфун: сейчас, через два года после показа опытных Уралов и КАМАЗОВ Тайфун, военные заказали у каждого из автозаводов по 30 экземпляров — видимо, чтобы никому не было обидно. Урал делает их совместно с НИИ стали, КАМАЗ — с Астейсом.

На выставке Интерполитех от желающих посидеть в кабине камазовского Тайфуна (еще первого, опытного) не было отбоя! Забавно, конечно, видеть контраст между «высокими технологиями» наподобие жидкокристаллических экранов и древними камазовскими приборами перед водителем… Толщина броневого листа на торце двери — аж 2,4 см, бронестекол — почти 13 см, на пороге, на табличке с VIN, выбиты снаряженная масса (23000 кг) и полная (35000 кг). Ого!

Но в серию пойдет укороченный и облегченный вариант (видимо, рассчитанный на меньшее количество бойцов): его снаряженная масса равна 18550 кг, полная — 22550 кг. А поскольку мощность камазовского двигателя осталась прежней, 450 л.с., динамика должна существенно улучшиться. Правда, специалистов смущает такая трехосная компоновка: при преодолении препятствия вся нагрузка будет приходиться на средний мост.

Броневахтовки

Тем временем в Челнах создали две более компактные машины из того же семейства. Одна, похожая на БТР (тем более что на турели завода Электромашина стоит дистанционно управляемый пулемет), называется KAMA3-63969: она рассчитана на 12 человек и, как и «большой брат», защищена от обстрела из крупнокалиберного пулемета и подрыва восемью килограммами тротила.

По информации из неофициальных источников, это совместная разработка с израильским «бронировщиком» Plasan Sasa: броня керамическая, а стоимость бронекомплекта, который израильтяне готовы поставлять КАМАЗу, — около полумиллиона евро.

Броневахтовки

Необычный стеклянный «колпак» уже демонстрировался на опытном английском броневике Lockheed Martin, но зачем он боевой машине, по которой будут лупить из всех видов оружия? Несколько попаданий в этот «фонарь» — и если не пробитие, то отсутствие обзора обеспечено! И если попадание пули или осколка в стальную броню вызывает вмятину, то в керамическую — разрушение керамического элемента с последующей его заменой. После каждого боя машину придется отправлять в дорогущий ремонт?

И, наконец, самый новый автомобиль по прозвищу Тайфуненок — КАMA3-53949 с колесной формулой 4×4: это нечто вроде очень большого командирского джипа. По нашей информации, Тайфуненок оснащен двигателем Cummins, полная масса — 14 т. Вот только уж очень похожа машина на увеличенный в размерах итальянский Iveco LMV, который собирали на КАМАЗе: дизайнерам явно не хватило фантазии…

Броневахтовки

***

Несколько лет назад, когда Соединенные Штаты воевали в Ираке и Афганистане, страны НАТО активно создавали «броневахтовки» MRAP — и выпустили их столько, что недавно пришлось заказывать чехлы аж на 8,3 млн долларов, чтобы укрыть 4500 машин, отправленных на консервацию.

А сейчас центром разработки новейших бронемоделей с полным правом можно назвать Россию! И это правильно: наши Минобороны и МВД должны быть отлично оснащены отечественной же техникой. Мы, в свою очередь, будем следить за новинками — и за развитием событий.

Автор – Фёдор Лапшин

Источник – журнал Авторевю №24 от 2013 года (по этой ссылке вы данный журнал сможете скачать).

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account