Уже все давно привыкли к концептуальным автомобилям и к различным конкурсам автодизайнеров. А вот турецкая компания FNSS провела конкурс среди дизайнеров перспективной бронетехники. Столько альтернативной бронетехники, я думаю, вы вряд ли когда-нибудь увидите в одной статье. Так что, приятного просмотра.
В мае этого года турецкий производитель бронетехники FNSS провел очередной конкурс дизайнеров – как профессиональных, так и студентов.
FNSS Defense Systems — один из крупнейших турецких производителей военной техники. Компания была создана в 1988 году как совместное предприятие Nurol Holding и британской корпорации BAE Systems. В 2011 году под эгидой FNSS Defense Systems прошел первый международный конкурс молодых дизайнеров, которые представили эскизные проекты наземной бронетехники — FNSS MILDESIGN International Military Land Vehicles
Design Competition. Хотя не все компьютерные художники были профильными профессиональными конструкторами, они смогли представить концептуальные рисунки, сочетающие в себе как эффектный внешний вид (который вполне может стать способом стимулирования продаж), так и проработку концепции применения боевых машин будущего, их внутреннего объема, расположение узлов и механизмов, и т.д.Участники делились на две категории: профессионалы (Professional category) и студенты (Student category). В первом конкурсе приняли участие 45 «профи» и 20 учащихся, которые представили на рассмотрение компетентного жюри 65 различных проектов. Из-за высокого интереса и успешности FNSS MILDESIGN компания решила проводить его раз в два года.
Важно отметить, что организаторы конкурса, отвечая на вопросы участников, подчеркивали, что, хотя конкурс проводится в области промдизайна, необходимо учитывать реализуемость и целесообразность тех или иных решений, предложенных дизайнерами. По условиям, члены экипажа должны быть обеспечены максимальной ситуационной осведомленностью. Может быть предусмотрено дистанционное управление всеми функциями бронемашины — в случае, если конкурсант докажет его тактическую целесообразность. Конструкция бронемашины должна быть модульной и допускать ее превращение в БМП, БРЭМ, санитарную машину, машину минного разграждения, командирскую и др. в зависимости от предполагаемого боевого задания. Участникам был предложен выбор движителя — колеса или гусеницы.
Среди критериев оценки жюри были названы следующие положения. Во-первых, предполагается новизна концепции и сценариев применения бронемашин. Во-вторых, концепт должен учитывать существующие промышленные технологии и методы производства. В-третьих, машины должны иметь привлекательный внешний вид, не идущий вразрез с его функциональностью. В-четвертых, учитывалась степень детальности проработки как машины в целом, так и ее отдельных узлов.
Очередной конкурс был анонсирован в сентябре 2014 года. Приз за первое место в профессиональной категории составил $25000, за второе — $12500, за третье — $7500. В категории «студенты» эти суммы соответственно $5000, $3000 и $1000. Отмеченные упоминанием получат специальные дипломы. 2 февраля 2015 года был обнародован список победителей. С ними, а также их работами Technowars предлагает ознакомиться ниже. Дополнительная информация и эскизы доступны на сайте www.fnssmildesign.com.
Содержание:
КАТЕГОРИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЫ»
Первое место
Левент Туна (Levent Tuna)
БМП-амфибия концепта-победителя имеет модульную конструкцию с быстросменной центральной частью, водометный движитель, колеса оснащены бескамерными шинами, присутствует боевой модуль с пушкой, пулеметом и несколькими независимыми смотровыми приборами. Интерьер БМП настраивается, кресла имеют противовзрывную конструкцию с механической изоляцией от пола, а руль механика-водителя может перемещаться между соседними креслами.
Второе место
Беркант Орчун Чангал (Berkant Orçun çangal)
Алюминиевый каркас своего насыщенного новейшими технологиями амфибийного БТР разработчик предполагает защитить баллистической тканью TenCate Armortex.
Cнаружи находится адаптивный термокамуфляж из характерных шестиугольных модулей на элементах Пельтье (вероятно, автора вдохновил проект Adaptiv компании BAE Systems), защищенных керамической броней, а также активный оптический камуфляж из панелей на основе органических светодиодов. В дополнение к этому на корпус нанесено покрытие, поглощающее лучи радаров.
По обоим бортам художник расставил модули активной защиты с ударным ядром, а в носовой части установил турель активной защиты с четырьмя кинетическими перехватчиками. МТО находится в передней части машины и защищает экипаж. Каждое из восьми колес на независимой подвеске снабжено электродвигателем с прямым приводом и бескамерной шиной. Ступицы колес прикрыты броненакладками.
В качестве гибридной силовой установки используется свободнопоршневой линейный двигатель-генератор (в 2014 году о разработке подобного устройства для своих электромобилей сообщала компания Toyota) и комплект аккумуляторов.
Третье место
Толга Яшар Йылмаз (Tolga Yasar Yilmaz)
В проекте боевой машины-амфибии под названием Altar упор сделан на защиту экипажа с помощью традиционных средств.
Личный состав защищает бронекапсула, внутри которой на дне находится прокладка, гасящая взрывную волну, а на стенах и дне капсулы расположен толстый противоосколочный подбой. Снаружи капсула прикрыта разнесенной броней. Бронемаска передней части БТР сделана сменной.
Водитель получает информацию о происходящем вокруг машины с помощью технологии виртуальной реальности — на больших панорамных экранах.
Шины выполнены пулестойкими — вероятно, отлиты из полимера. предусмотрены противотанковый, санитарный варианты, а также БТР с 30-мм пушкой на дистанционно управляемом боевом модуле.
Создатель оценивает вес без малого семиметровой машины в 16 тонн. При оснащении турбо-дизелем мощностью 320 л. с. запас ее хода может составить 620 км.
Почетное упоминание
Онур Мухтешем Чапан (Onur Muhtesem çapan)
БМП Octopus отличается детальным объяснением выбора конструкционных материалов, а также оригинальностью компоновки. У машины нет переда и зада, она может с одинаковой скоростью двигаться в любом направлении и при необходимости разворачиваться на месте благодаря логике работы независимого привода четырех колес. При этом цилиндрическая капсула с экипажем разворачивается в нужную сторону.
В варианте санитарной машины эвакуация раненого с поля боя происходит через люк в днище, при этом его створки создают баллистическую защиту. Силовые элементы кузова автор предлагает сформовать из композита на основе углеродных нанотрубок и даже приводит структуру переплетения его волокон.
Баллистическая защита выполнена модульной в виде «чешуек» из двухфазной стали с покрытием из карбида бора. Для термозвукоизоляции должен использоваться аэрогель на основе вспененного диоксида углерода, на 99,7% состоящего из воздуха, с чрезвычайно низкой теплопроводностью и малым весом.
Octopus вооружен не только пулеметом, но и системой ослепления сенсоров противника на основе лазера и качающегося зеркала, благодаря которому хаотически мечущийся лазерный луч засвечивает большую площадь. Для разведки БТР может запускать квадрокоптер.
Почетное упоминание
Хамит Огуз Сипахиоглу (Hamit Oğuz Sipahioğlu)
КАТЕГОРИЯ СТУДЕНТЫ
Первое место
„TRUVA”
Данный проект — результат творчества группы студентов университета Гази (Турция) — копирует принцип защиты броненосца: пластины модульной брони расположены внахлест под углом друг к другу и смягчают повреждения основного бронирования.
Последнее усилено вставками из комбинированной алюминиево-керамической брони по бортам, бороалюминиевого композита в нижнем поясе, а дно машины защищено слоями брони на основе карбида кремния и сотовой структуры, гасящей взрывную волну, между ними. Каждый член экипажа имеет очки виртуальной реальности, связанные с девятью камерами снаружи БМП, а также с камерой квадрокоптера, который запускается из специального люка и может производить разведку местности.
Переключение камер осуществляется естественным поворотом головы. К картинке от камер примешивается информация о тактической обстановке, а также состоянии БМП — боезапас, повреждения и т. п. (любопытно, что в качестве примера такого «танкового» интерфейса приведен скриншот популярной многопользовательской онлайн-игры «World of tanks» белорусской студии Wargaming.)
В случае повреждения всех камер или управляющей ими электроники мехвод имеет возможность открыть люк для обзора. Машина предусматривает дистанционное управление с выносного терминала.
Второе место
„Metçek”
Завершает наш обзор проект MetÇek, название которого, видимо, составлено из частей фамилий авторов — Мехмета Чичека (университет Мимар Минан) и Мехмета Метина (университет Мармара). MetÇek больше интересен визуально, чем технически. Как и прочие проекты участники, это амфибийная БМП. Помимо дистанционно управляемого боевого модуля в машине предусмотрен люк с бронеэкранами, из которого при необходимости десантник может вести огонь из стрелкового оружия.
Источник — https://technowars.defence.ru/article/2118/