Броненосный минный крейсер для русско-японской войны

29

Приветствую, уважаемые коллеги. В данном материале я следовал уже нахоженной уважаемым коллегой СЕЖем тропкой – и задумал для  времен русско-японской войны не абы-чего, а ажно цельный броненосный минный крейсер. 🙂

Броненосный минный крейсер для русско-японской войны

Началось все, однако, с очень чернового концепта, показывающего потенциальное внутреннее расположение означенного корабля:

Броненосный минный крейсер для русско-японской войны

По задумка автора сей «химеры», русские, когда дело в 1897-1898 годах дошло до постройки «Громобоя» и «Победы», удумали сделать их в виде того, что официально именовалось «броненосный минный крейсер». А предпосылками для формирования их облика якобы послужили следующие вполне реальные сведения о японских броненосных крейсерах, которыми в ноябре 1897 года оперировал штаб В.Ф.Дубасова, предполагавшие их вооружение из пары 9-дюймовых и двух десятков 120-мм пушек:

Броненосный минный крейсер для русско-японской войны

Автором же такого проекта, полагаю, вполне мог стать главный корабельный инженер Балтийского завода Владимир Христианович Оффенберг, которым в нашей истории в 1898 году был предложен цензовый (квалификационный) проект эскадренного броненосца с водоизмещением в 12360 тонн, скоростью 17 узлов и вооружением из двух 305х40 (видимо, в двух одноорудийных башнях) и аж двадцати шести 152х45 пушек.

Ну и, разумеется, все это очень сильно перекликается с более поздним проектом минного линейного корабля П.Б.Янькова 1913 года:

Броненосный минный крейсер для русско-японской войны

При «создании» этого проекта было учтено следующее:

— малые дальности хода самодвижущихся мин (торпед) того времени, что обусловило необходимость в весьма сильном бронировании данного корабля, который вынужден будет подходить почти вплотную к силам противника (фактически толщины брони здесь на уровне реального «Цесаревича»);

— необходимость минимизации времени нахождения под огнем неприятеля, несмотря на сильную броню, что потребовало придания кораблю значительной скорости полного хода;

— необходимость минимизации корабля как цели, учитывая планируемые условия его применения, что повлекло применение достаточно низкого гладкопалубного корпуса без полубака и с минимумом надстроек на нем;

— необходимость минимизации объемов машинных и котельных отделений для размещения большого числа подводных минных аппаратов, вызвавшая применение достаточно компактной двухвальной машинной установки, спроектированной французами, и котлов Нормана;

— необходимость чем-то жертвовать ради скорости, брони и мощного торпедного вооружения – и этим чем-то стала артиллерия, которая в том числе с учетом мнения В.Ф.Дубасова о вооружении будущих японских броненосных крейсеров получила лишь два 10-дюймовых ствола ГК и «единый» средний/противоминный калибр из полутора дюжин 120-мм пушек.

 

Броненосный минный крейсер для русско-японской войны

Броненосный минный крейсер для русско-японской войны

 

В целом же предполагаемые ТТХ здешних «Громобоя» и «Победы» выглядят следующим образом:

нормальное водоизмещение – 11000 тонн (по проекту);

размеры – длина по ГВЛ 138,99 м (456 футов), длина наибольшая 141,43 м (464 фута), ширина наибольшая 19,66 м (64,5 фута), осадка при проектном нормальном водоизмещении – 7,62 м (25 футов);

машинная установка – двухвальная, мощностью по проекту 16500 л.с. (спроектирована во Франции по образцу машин, примененных на крейсере «Шаторено»); длина котельного отделения – 14,02 м (46 футов или 11,5 шпации);

котельная установка – 14 водотрубных котлов Нормана (унифицирована по типу котлов с силовой установкой крейсеров типа «Богатырь»); котлы расположены топками к борту; длина кормового котельного отделения (6 котлов) – 14,02 м (46 футов или 11,5 шпации); длина носового и среднего котельных отделений – по 9,75 м (32 фута или 8 шпаций);

длина каждого из 7-ми отделений подводных минных аппаратов – по 3,66 м (12 футов или 3 шпации);

длина подбашенных отделений носовой и кормовой башен ГК – по 8,53 м (28 футов или 7 шпаций);

максимальная скорость – 21,5 узла (по проекту);

запас угля (нормальный/полный) – 875/1750 тонн;

проектная дальность плавания при полном запасе угля – 5500 миль 10-узловым ходом;

бронирование (броня Круппа и хромоникелевая):

пояс по ГВЛ – 100 %, 2,13 м (7 футов) высоты, центральная часть – 90,22 м (296 футов или 65 %), 254 мм (центральная часть)/178 мм (оконечности); с половины высоты утончается к нижней кромке с 254 мм до 152 мм в центральной части и со 178 до 127 мм в оконечностях;

верхний пояс – 100 %, 2,29 м (7,5 фута) высоты, центральная часть – 90,22 м (296 футов или 65 %), 203 мм (центральная часть)/127 мм (оконечности);

каземат 120-мм орудий – высота бортовой и траверзной брони 2,29 м (7,5 фута), протяженность бортовой и траверзной брони (траверзы угловые, примыкают к середине верхних колец барбетов башен ГК) около 78 м на каждый борт, 76,2 мм; разделительные полупереборки в каземате – по 8 на каждый борт, длина каждой 4,88 м, 25,4 мм (с тыла также соединяются продольными 12,7-мм переборками из судостроительной стали, которые структурно входят в состав массы корпуса); крыша и пол каземата (по уровню соответственно верхней и батарейной палубы) – 25,4 мм (17,5-мм броня на 7,9-мм палубном настиле);

батарейная палуба в оконечностях вне пределов каземата 120-мм орудий – 38,1 мм (25,4-мм броня на 12,7-мм палубном настиле);

главная броневая палуба (нижняя карапасная со скосами) – 50,8 мм (34,9-мм броня на 15,9-мм палубном настиле);

башни ГК – 254 мм (бок)/50,8 мм (крыша)/76,2 мм (пол); размеры башен – 2,44х5,56х7,62 м (8х18,25х25 футов);

барбеты башен ГК – верхнее кольцо высотой 2,59 м (8,5 фута) и наибольшим внешним диаметром 5,79 м (19 футов) – 229 мм вне каземата 120-мм орудий и 178 мм в пределах каземата и его траверзов; нижнее кольцо высотой 2,29 м (7,5 фута) и внешним диаметром 4,19 м (13,75 фута) – 102 мм; кольцевой полик между верхним и нижним кольцом – 76,2 мм;

боевая рубка – эллиптическая размерами 1,6х3,66х4,27 м (5,25х12х14 футов), 254 мм (бок и траверз, прикрывающий вход в рубку)/50,8 мм (крыша)/38,1 мм (пол); коммуникационная труба (высотой в 6,87 м и внешним диаметром 0,86 м) – 127 мм;

вооружение – 2-254х45 (упрочненные орудия массой 27,6 т в одноорудийных башнях производства Путиловского завода), 18-120х45, 16-47, 2-37, 2-63,5-мм десантных, 4 пулемета, 14-381-мм т.а. (подводные, 28 торпед).

Статьи нагрузки по проекту:

корпус с дельными вещами, подкреплениями башен ГК и подкладкой под палубную броню – 3950 тонн;

бронирование, включая палубную броню – 3550 тонн (в том числе пояс по ГВЛ – 1000 тонн, верхний пояс – 900 тонн, каземат 120-мм орудий – 590 тонн, батарейная палуба в оконечностях – 95 тонн, главная броневая палуба – 465 тонн, башни ГК – 240 тонн, барбеты ГК – 200 тонн, боевая рубка – 45 тонн, коммуникационная труба – 15 тонн);

главные механизмы и котлы – 1150 тонн;

нормальный запас угля – 875 т;

артиллерия с боезапасом (включая башенные установки ГК) – 665 тонн;

минное вооружение (включая минное вооружение катеров) – 260 тонн;

снабжение, экипаж, провизия – 525 тонн ;

запас водоизмещения – 25 тонн.

И в завершение этого текста – немного столь любимого его автором оружейного микроменеджмента и кое-каких наметок дальнейшего развития сил (в основном броненосных и крейсерских) русского флота перед войной с Японией:

1. 120-мм орудия на станках с центральным штыром для здешних «Громобоя» и «Победы» берутся от реальных «Рюрика» (6), «Владимира Мономаха» (6), «Новика» (6), «Боярина» (6), «Жемчуга» и «Изумруда» (у них изначально тоже было по 6 таких пушек – а дополнительными с ними позже делился «Дмитрий Донской»).

2. У «Владимира Мономаха» здесь отнимается еще и носовое 152-мм орудие – как и у «Пересвета» с «Ослябей». За счет снятия этих пушек, а также замены пушечных боевых марсов на чисто пулеметные два последних корабля уже при постройке по примеру «Ретвизана» получают двухдюймовую броню по ватерлинии в оконечностях – эту операцию удается провернуть относительно безболезненно, поскольку корабли имеют деревянную обшивку подводной части, полностью прикрывающую корпус по высоте главного пояса. В оконечностях толщина досок этой обшивки просто уменьшается с четырех до двух дюймов, а занимающая освободившееся пространство броня при этом крепится болтами прямо на наружную стальную обшивку корпуса без образования на ней специального шельфа под эту броню.

Также двухдюймовая броня в оконечностях по ватерлинии достается при достройке и черноморскому «Потемкину».

3. «Ретвизан» тоже при достройке получает сугубо пулеметные боевые марсы – и верхний каземат на 8 152-мм орудий, аналогичный по форме нижнему. Четыре дополнительных шестидюймовых пушки для него – 3 снятые с «Мономаха», «Пересвета» и «Осляби» и 1 так и не установленная на здешнюю «Победу». При этом с «Ретвизана», помимо марсовых 47-миллиметровок, снимаются 6 75-мм орудий – и уходят в пользу «Владимира Мономаха».

«Дмитрий Донской» также делится с «Мономахом» 120-мм пушками на станках с бортовым штыром в числе 6 штук из наличных 10 – и после получения на их место вполне реальных 75-миллиметровок образуются два артиллерийских учебных корабля с современной артиллерией («Владимир Мономах» – 4-152х45, 6-120х45, 6-75х50; «Дмитрий Донской» – 6-152х45, 4-120х45, 6-75х50).

4. Образовавшиеся после урезания размеров и пересмотра ТТХ здешних «Громобоя» и «Победы» «лишние» 3033 тонны проектного водоизмещения, а также произведенную для них в действительности артиллерию (4-203х45, 26-152х45 (одна уже ушла «Ретвизану», как сказано выше) и 44-75х50, а также 12-75х50, поставленные в реальности в 1904-1905 годах на «Владимир Мономах», «Адмирал Корнилов», «Память Азова» и «Рынду») выгоднее всего перераспределить среди крейсеров, заложенных до войны с японцами.

При этом сразу скажем, что «Баян» здесь не будет броненосным и башенным – все деньги за его вертикальную броню и башенные установки уйдут в пользу двух выдуманных броненосных минных крейсеров. Не будет он иметь и 203-мм пушек – только 152-мм и 75-мм. Паре его восьмидюймовок будет найдено другое применение – они встанут в башни здешнего «Богатыря». «Олегу» уйдут два аналогичных орудия с реального «Громобоя», а оставшиеся два 203-мм орудия получит перед войной «Рюрик» вместо своих 4 старых 35-калиберных – одновременно с установкой упрощенного и облегченного двухмачтового рангоута и заменой 120-мм пушек на дюжину 75-мм.

А вот аналогичные «Олегу» «Очаков» и «Кагул» свои 203-мм башенные орудия обретут уже после войны. При этом предполагается, что вся 152-мм артиллерия (8 стволов) на здешних «богатырях» изначально будет защищена 70-мм казематами. Также у них на борту будут присутствовать 12 75-мм пушек, а проектное водоизмещение этих кораблей составит 6875 тонн при сниженной до 22,5 узла по проекту скорости.

В свою очередь, «Баян», «Варяг», «Аскольд», «Новик», «Боярин», «Жемчуг», «Изумруд» и «Алмаз» здесь будут создаваться по единому техзаданию с проектным водоизмещением в 4500 тонн, скоростью в 23 узла и вооружением из 8-152х45 и 10-75х50.

При этом остаток в почти 2200 тонн водоизмещения и «нештатные» четыре 75-мм пушки на станках Канэ с реального «Алмаза» можно будет потратить на еще один минный заградитель в компанию к реальной «Волге», заодно «усреднив» их по ТТХ.

Остающиеся при таком перераспределении орудий по кораблям «в запасе» 10 орудий 152х45 и 8 75х50, как и снятые с «Рюрика» 4 пушки 203х35, предлагается поделить между крейсерами «Память Азова» и «Адмирал Нахимов». При этом первый получит все 203-мм орудия с сохранением двух своих родных аналогичных пушек (но с перемещением этой пары, как и новых орудий ГК на «Рюрике», в диаметральную плоскость на носу и корме). 4 «новых старых» восьмидюймовки на «Памяти Азова» предлагается поставить на батарейную палубу на уже существующие орудийные позиции, чтобы не увеличивать верхний вес – как и 4 шестидюймовки Канэ с тем же числом 75-мм орудий (за эту идею использования старых восьмидюймовок, кстати, спасибо болгарскому инженеру Ан Зару 🙂 ).

«Адмирал Нахимов», сохранив свою старую главную артиллерию (8-203х35), будет оснащен набором из 6 пушек 152х45 и 4 75х50 – все в батарейной палубе на позициях прежних 152х35. Также на «Нахимове» (вместо «Екатерины II») и «Памяти Азова» (аналогично реальности) предлагается заменить котлы на водотрубные «бельвили».

Еще 12 орудий 152х45, которые в нашей истории получил в 1904-1905 годах «Память Азова», предлагается поровну разделить между двумя относительно актуальными башенными балтийскими броненосцами – «Навариным» и «Императором Николаем I» (вместо восьмерки 152-мм 35-калиберных пушек на каждом из них). Главную (и промежуточную на «Николае») их артиллерию менять не предполагается – в отличие от установки новых водотрубных котлов, которые «Император Николай I» получает так же, как и в действительности, а «Наварин» вместо изготовленных для реальной «Чесмы». Дополнят их вооружение по 4 75-миллиметровки на каждом – реально полученные «Навариным» перед его последним походом, а для «Николая» временно позаимствованные у строящегося черноморского «Кагула».

5. Броненосцы типа «Бородино» и «Цесаревич» здесь видоизменять не предполагается – разве что установить в ходе строительства на всех «бородинцах» продольные переборки в центральной батарее по образцу реальной «Славы» и сразу заказать для «Бородино» стальные эксцентрики паровых машин.

Конечный эффект всех предложенных телодвижений для корабельного состава флота выражается в том, что в Порт-Артуре на момент начала войны будут вполне реальные «Петропавловск», «Севастополь», «Полтава», «Цесаревич» и чуть облагороженные «Пересвет» и «Ретвизан», а также пара альтернативных броненосных минных крейсеров «Громобой» и «Победа» – те же восемь броненосных килей, что и в действительности, но с чуть иными возможностями. Из крейсеров – реальные «Диана» с «Палладой» и альтернативные «Аскольд», «Боярин», «Новик», «Баян», «Варяг». Во Владивостоке – реальная «Россия», облагороженный «Рюрик», альтернативные «Богатырь» с «Алмазом». Последний, как предполагается, будет построен Балтийским заводом по чертежам здешнего «Боярина» – и постройка начнется и завершится раньше, чем в реальности, в силу чего крейсер успеет на Дальний Восток до войны. Кроме того, на Владивосток будут базироваться оба имеющихся на театре вспомогательных крейсера – «Лена» и «Ангара». В качестве стационеров здесь будут использоваться только старые крейсера II ранга и канонерки.

На Балтике из пригодного для боя корабельного состава будут достраиваться почти совсем реальные пять броненосцев типа «Бородино», а также наличествуют реальный «Сисой Великий», облагороженный «Ослябя» и находящиеся в процессе облагораживания «Наварин» и «Император Николай I», не считая трех реальных броненосцев береговой обороны типа «Адмирал Сенявин». Из крейсеров – реальные «Светлана» и «Аврора», завершаемые постройкой альтернативные «Олег», «Изумруд» и «Жемчуг», облагороженные «Дмитрий Донской» и «Адмирал Нахимов» и облагораживаемые «Владимир Мономах» и «Память Азова». Также, как упоминалось, появится не единичная «Волга», а два 2000-тонных альтернативных минных заградителя.

На Черном море из современных боевых кораблей достраиваются чуть облагороженный эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» и альтернативные крейсера «Очаков» и «Кагул».

Впрочем, главный вопрос – смогла бы сработать в войну задумка автора с «броненосными минными крейсерами»? И есть мнение, что все же хотя бы единожды смогла – а именно в дневном бою с японским флотом 27 января 1904 года. В отличие от приводимого ниже отрывка из книги А.Ю.Емелина про действия крейсера «Новик»,

Броненосный минный крейсер для русско-японской войны

у двух быстроходных броненосных крейсеров с броней не хуже, чем у «Цесаревича», были достаточно высокие шансы перетерпеть накоротке без критических повреждений огонь японцев и выйти на дистанцию пуска торпед. Равно как и суметь убраться после своей отчаянной атаки.

Думаю, именно этот бой, когда стороны по сути еще только «притирались» к противнику, не зная всех его возможностей (особенно если бы России удалось сохранить в тайне богатые минные батареи своих крейсеров), мог бы при должной решительности русских моряков дать определенный положительный эффект. А там – кто знает, что нашим в конечном итоге «принес бы прилив»…

С уважением. Стволяр.

P.S. Картинки чуть крупнее размером — традиционно здесь:

https://stvolar.livejournal.com/62081.html

https://stvolar.livejournal.com/62257.html

Подписаться
Уведомить о
guest

32 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account