Броненосный крейсер. Точнее- крейсеры. Много. Какое вооружение лучше?
«Недавно» коллега Гончаров Артем в своем посте поднял „вечный“ алтвопрос о „правильном“ русском броненосном крейсере конкретно для РЯВ. Его анализ вариантов сосредоточился вокруг вооружения, остальные параметры (вкл. цена) всплыли в ходе дискуссии.
Если коротко- автор считает, что надо иметь пусть мало, но почти линейные крейсеры, однозначно мощнее японских Асамоидов. Такие „мастера на все руки“ смогут переломить ситуацию на ДВ в пользу РИФ. Основные черты- 21-22 узловая скорость, 254mm ГК, броня почти как у броненосца… цена- тоже.
Я давно (как и многие другие альтернативщики, и раньше, и позже меня)) тоже так считаю. Или считал?)) До недавно…
Дело в том что реалистичная основа для таких поделок обычно (и хорошо!) служит Пересвет. Он хорош во всем- „бистрый“ корпус, трехвальная сыловая и старые Бельвилы, т.е. резервы по массе (пр. 2 вала, безбак, меньше угля…) или для наращивания мощности… И в многих альтернатив (напр. „Флот системы „..на нужд Дальнего востока…..“) ухищряемся „реалистично“ сделать из „Громобоя“ систершип „Победы“, а обоим- 21 узловыми юберкрейсерами (что не так трудно). Да, таких только два, но зато…. А „отстойность“ крейсеров типа Россия для РЯВ как бы очевидна….
Альтернативы все же в основном развлечение, т.е. и „правильные“ алтрешения надоедают.). И вот внезапно меня потянуло сделать „неправильный“ броненосный крейсер для РЯВ. Концептуально- из „отстойной“ России т.е. в основном рейдер с „дополнительнами“ возможностями. Причем много таких крейсеров, т.е. они должны быть меньше и дешевле „России“. Если раньше „тяжелых“ (по классификации коллеги)) крейсеров я делал из австрийских (т.е. с башенной 240-254мм артой, игнорируя факт что они легкие и дешевые только при строительстве в Триесте, а не в Питере…) то теперь хочется дешевость в российских условиях для чего принимаем :
- 203мм главный калибр в палубных установках (как в изходных Рюрик и Россия)
- двухвальная установка и 120мм ПМК как у Рюрика
- ВИ не более 8 Кт за счет несколько меньшей дальности и прогресса в КМУ, цена не больше чем у Баяна (даже меньше)).
- возможность сражаться с асамоидами, особенно при численом превозходстве над ними))
И вот что получилось…
«Громобой». Три трубы- ето красиво))
Как видите исходником для картинки и сравнительных расчетов послужил конечно реал. Баян- он нужной размерности. Но не более.
Некоторое обоснование принятых решений:
Стойкое желание Николая 2 продолжить серию Рюрик/России- бронированных океанских рейдеров (реал)- пересеклось с соображениями ГМШ об:
- большем потребном их колличестве для заметного еффекта, т.е. необходимость их удешевления. Как и из за увеличившиеся потребности вообще в крейсерах „на нужд ДВ“
- для етого можно пойти на некоторое уменьшение требуемой дальности в дальневосточных водах, особенно против Японии.
- иметь возможность для успешного противостояния новым японским БрК, параметры которых известны.
И вот, проектировщики Балтийского завода:
- теоретический чертеж корпуса России ужали с 21 до 17,4м за счет уменьшения ширины угольных ям. Длина сократилась с 144 до 136м, а углубление- с 8 до 6,6м. Коеффициент удлинения возрос с 6,9 до 7,8, а коеффициент полноты уменьшился с 0.52 до 0,5. Адм. коеффициент получился аж 281 (как реал. Громобой при 20,1уз.) При бОльшей скорости несколько упадет, но…
- Проектное водоизмещение составило 7700т . Несмотря на ето корпус имел две полные надводные палубы и небольшой бак.
Силовая установка
Как и раньше для „России“ заказали во Франции новейшие котлы Бельвиля- 24 штук с трубками малого диаметра и економайзерами (как для реал. Баяна) Причина для заграничного заказа такая же- получить новейшие изделия для … копирования)) Несмотря что переговоры для строительства броненосного крейсера во Франции уже велись, но до контракта было еще далеко. А в конце концов будущий Баян окажется почти систершип (алт)Громобоя 🙂
Разположили их в трех котельных по восемь, в два ряда продольно (2х4). Две четырехцилиндровые паровые машины тройного разширения тоже имели французского произхождения (стараниями Г.-А.)
Несмотря на уменьшение количества котельных и котлов на четверть (к России) , проектная мощность составила 16 000 л.с. а економичность возросла. Что позволило сохранить почти такую же дальность (7 000 м.м./10уз.) несмотря на меньшее количество угля (1000/1450т)
(группа из 8 котлов Бельвиля с економайзерами- реал. Баян)
Корпус
Две полные палубы (выше броневой) и короткий бак обезпечивали хорошую мореходность и большую площь для екипажа и угля (в центральной части нижней палубы).
Бронирование
Меньшая длина котельных (три) и машинных (два вала) позволила сократить длину толстого пояса из Круповской стали (152мм для верхных 4‘, 102мм у нижней кромке) высотой в 7 футов (2,13м) до 207 футов (63м). . Выше его разполагался 3“ (76мм) верхний пояс высотой в одну палубу (7‘6“= 2,29м) Далее нижный пояс в корму и нос, как и верхний (только в нос) имели одинаковую (противофугасную) толщину в 3“ (76мм). Ети плиты изготовлялись из нецементированой брони и у верней кромки имели круглые отверстия для илюминаторов.
Такое развитое (по площади) бронирование придавало крейсеру способность, кроме рейдерства, успешно действовать в составе ескадры (но не и продолжительно против броненосцев). А также не тонуть в свежую погоду после боевых повреждений.
Вес ГБП из цементированой брони, вместе с 254мм рубкой — 310т.
Вес 3“ брони (поясы, два траверса, подачные трубы, комингсы)- 523т, 4“(102мм) барбеты- 90т, казематы- 92т
Общий вес вертикальной брони- 1015 т.
Броневая палуба (никелевая сталь) имела толщину 30,5мм в горизонтальной части и на скосах на 12,7мм подкладке. Поверх кормовых погребов, где отсуствовал верхний пояс толщина палубы была 63+12,7мм в горизонтальной части и на скосах.
Вес горизонтальной брони- 375т. Общий вес брони (без щитов пушек) – 1 330т (17% от ВИ)
Внутренные стенки угольных ям из 15,2+12,7мм судостроительной стали исполняли роль противоминных переборок и участвовали в обезпечение продольной жесткости корпуса.
Вооружение
Требование обезпечить равенство ГК с японскими БрК реализовано установкой пятой пушки 203мм/45 на баке, а две кормовые развернуты в ДП в общий защитный барбет. Таким образом на борт стреляли 4 пушки, вперед- (почти)) 3, и назад … (см. диаграму)
Защита пушек и комендоров – палубные барбеты из 102мм броневой стали высотой в 4‘ и развитые щиты пушек (102-25мм) подобно американскому крейсеру Чарлстон С2 типа Нанива и других елсвиков. В каждый барбет имелся бронированый кожух подачи беседок, стрелы и лотки для снарядов, установленые на высоту заряжения (3‘). Пол барбета имел дополнительный 25,4 мм лист поверх палубы и профилей составляющие фундаменты 203мм орудий.
(носовый барбет крейсера „Чарлстон“ С2 с 203мм пушкой) Такие развитые щиты стали в последствии.
О среднем калибре мнения разделились. Сохранить прежнее число шестидюймовок при полтора меньшим ВИ и увеличенным количеством 8“ с защитой не было никакой возможности. Да и наличие 4 орудий ГК стрелявшим на борт делало большое количество СК непотребным. С другой стороны желание обеспечить большие углы наводки для ГК требовало „очистить“ верхную палубу от других пушек. Некоторые предлагали перейти вообще на 120мм пушек подобно новейшим яп. бронепалубникам с 203мм ГК.
Для Громобоя решили сохранить 8 шестидюймовок в „индивидуальных казематиках“ на батарейной палубе (76мм фронт и 38мм тил) Поверх их на верхней палубе установили такое же количество 75мм, еще 4-75мм на батарейной в носу и корме, а на мостиках- несколько 47мм.
Сравнение данных и цен реал. Баян и алт. Громобой (вес по Виноградова и Федечкина)
норм. ВИ,т 7800 7800 такое же
КМУ 26 котлов 16500лс 24 котлов 16000лс чуть легче и дешевле
Палубная броня 358 375 больше
поясная, траверс и рубка
цементированая 474 310 меньше
нецементированая 275 523
вр. броня башень (цем.) 106 —
броня башен. труб (цем.) 118 —
барбеты 8“пушек — 90
казематы (без брон. крыш) 151 92
вес двух башень без брони и пушек 122т, цена 210 000 руб. по аналогии с 2х152мм башень
вес и цена жестких барабанов башен ?? но больше чем подкреплений для 3 палубных 203мм.
всего вес брони,т. 1482 1390
цементированая (1100р/т) 698 310 -388т меньше
нецементированая 426 705 +279т больше
палубная 358 375 +17т больше
Пушки
203/45 2 (84 000р.) 5 (230 000р) (+146 000р)
8“ башни 2 (210 000р.) — (-210 000р)
подъемники беседок 8“ — 3бр. (+21 000р оценочно)
152/45 8 (224 000р) 8 (224 000р)
75/50 20 Кане (340 000р.) 12 Меллер (127 200р.)
всего разница ор. 858 000р 602 200р —255 800 р. меньше
Ети приблизительные подсчеты приводят к цен несколько ниже 7мил. руб. для Громобоя, а также для заказаных в 1898г однотипных Победа (еще ниже) и Баян (несколько выше… даа) заказаный во Франции.
После начало строительства большой серии броненосцев на отечественных верфях, заказы на крейсеры были, как и в реале разбросаны на заграничных верфях, НО- по образцу и подобию Громобоя. Точнее- не совсем его) Морскому министерству захотелись еще более быстроходные крейсеры, пусть и с несколько меньшей дальности и ВИ- благо условия на ДВ позволяли. Сохранив мощный 203мм ГК для противостояния асамам, допустили некоторое ослабление СК. А также отпало обязательное применение котлов Бельвиля.
Прогресс в КМУ позволил новым крейсерам в нормальном ВИ ок. 7300т иметь мощности 18-19 тыс. л.с. и развивать скорость более 23,5уз. Однако исчезли 152мм пушки и их „казематики“, теперь „единый“ средный и противоминный калибр состоял из 10 палубных 120 мм /45 пушек с щитами на верхней палубе.
Быстрее всех оказался Аскольд с 8 котлов Торникрофта-Шулца на испытаниях развивший 24,1уз. Который однако имел различия в бронировании- макс. толщина пояса была 5“ (127мм) хотя и большей площади.
(вот с етой моей картинки все и началось давным давно … Исходник неизвестного коллеги взял думаю с того сайта (или подобного, напр. Цусима) не позднее 2010г. Тогда он изображал трехтрубный Боярин в меньшем ВИ и 5х120мм пушек.
В заключение- вот извадка из судового списка на 1904г. Главного инспектора алтфлотов инж. Ст.Воляра
Громобой, Победа, Баян — 21 мил.р.
Варяг, Боярин — 13,4 мил.р.
Асколд, Богатырь, Новик — 18,6 мил.р.
всего 53 мил.р. (реал- 53 мил.р.)
Строящиеся на российских верфях Витязь, Олег, Кагул и ….. не включены здесь.
В начале РЯВ крейсеры находились там же, где и их соименники из РеИ. Однако шесть однотипних первоклассных БрК в Артуре (Победа, Баян, Варяг, Боярин, Асколд и Новик) меняют сильно „правила игры“, при том что ВОК тоже имел 4 БрК- два „старых“ (Рюрик и Россия) и два новых быстроходов (Громобой и Богатырь). Крейсерские операции в ЖМ сильно осложнят жизнь японцев, вплоть до…
Как разовьется потом война- не наше заклепочное дело). Всякие там «воюют люди, а не корабли» пусть каждый сам придумывает))
Например сумеет ли Боярин убежать из Чемульпо? Возможно да- вот Сарычев на скорости 21уз. проходит траверз острова Йодолми… 😎
Кстати етот снимок- хорошая илюстрация необходимости высокого бронепояса, особенно в носу, для сохранения скорости и боевой устойчивости.
Или вот Громобой при Ульсане. Если он вместе с таким же Богатырем, то… хз, скорости хватает чтобы держатся вне зоны действеного огня СК…
Tак что поставлю пожалуй примерный состав Ескадры Тихого океана на 1904г.
Как видите на японскую систему 6+6 противостоит российская 8+8 😉 , да и ВОК- отдельно добавляет. (Для него лучше рейдерствовать по восточном побережие Японии, через Сангарский..)) Правда, в Артур не все броненосцы современные, но…
Вместо «камушек» развиваем тип быстроходных (17 уз.) бронированых мореходных канонерок- етакие универсалы- ескадренные сторожевики. А «в разведку» ходят только серьезные парни, да и то группами «чтоб два раза не вставать..» (потом будут докладывать что увидели потопили))
ПС Не осталось время отдельно подитожыть результаты голосования коллег в моем посте „Броненосные крейсеры. Точнее крейсер. Eдинственный. Какое вооружение лучше?“ https://alternathistory.ru/bronenosnye-krejsery-tochnee-krejser-edinstvennyj-kakoe-vooruzhenie-luchshe/
так для варианта Г2 (4х274мм)- 2 голоса (Юра27, А.Толстой)
для Г3 (4х240 +150мм) 3 голоса (Фиона, Bustrofedon, А.Уваров)
для Б1 (2х240+6х190)- 1 (Antares)