Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть 2

14

Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть-2

Часть первая

 

Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть 2

Межгосударственные сделки по приобретению боевых кораблей в то время не были редкостью. Более того, в самый канун русско-японской войны, в декабре 1903 года, именно Аргентина и Чили наглядно продемонстрировали, что готовы отказаться от значительной части своих военно-морских флотов: два эскадренных броненосца, строившихся в Великобритании для Чили («Constitution» и «Libertad») приобрела в это время Англия, а только что построенные в Италии аргентинские броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» купила Япония, включив в состав своего флота под названиями «Касуга» и «Ниссин». С конца марта 1904 года они уже принимали участие в боевых действиях против русского флота. Россия также имела шанс приобрести эти крейсеры, однако военно-морское руководство страны по ряду причин отказалось от покупки, сославшись на отданное в 1901 году указание императора осуществлять военное кораблестроение только в России. Эта ошибочная позиция лишь усугубила неравенство сил на дальневосточном театре и тем самым объективно способствовала открытию переговоров о сделке в крайне неудачное для таких контактов военное время.

Альтернатива

Противоречия между Россией и Япо­нией нарастали как снежный ком, и вой­на на Дальнем Востоке становилась не­избежной. Япония реализовывала свою программу 1896 года «6-6» (6 броне­носцев и 6 броненосных крейсеров) на­столько интенсивно, что Россия вынуж­дена была обратиться к постройке бое­вых кораблей во Франции, США и Гер­мании. Однако многочисленные мел­кие неурядицы и несогласованность между требованиями Морского техни­ческого комитета (МТК) и корабле­строительными традициями фирм-по­ставщиков привело руководство Мор­ского министерства к решению стро­ить военные суда только на собствен­ных верфях. Царь Николай II дал соот­ветствующее указание. Но к началу 1903 года стало ясно, что постройка специально созданных для Дальнего Востока броненосцев типа «Бородино» запаздывает, а количество броненос­ных крейсеров на тихоокеанском те­атре в любом случае будет явно не­достаточным.
Как раз в это время решалась судьба «повисших в воздухе» южноамериканских заказов. В конце 1902 года вице-адмирал Н.И.Скрыдлов получил через своего старого знакомого, итальянско­го вице-адмирала Кандиани, частное предложение от фирмы «Орландо» ку­пить заказанный Аргентиной броненосец типа «Рома». В январе следующего года чилийское правительство провело зон­даж о возможности продажи в Россию своих «противокрейсерских» броненос­цев «Конститусьон» и «Либертад», в это время уже спущенных на воду в Анг­лии. Морской министр адмирал П.П.Тыртов твердо стоял на принятом ранее ре­шении, и, похоже, был прав: итальянский броненосец существовал лишь на бума­ге, а англичане так или иначе не допус­тили бы покупки строившихся у них ко­раблей «врагом своего друга». Чтобы раз и навсегда покончить с этим вопро­сом, британское Адмиралтейство само приобрело чилийские броненосцы, хотя они не соответствовали тактическим взглядам флота Его Величества. Остава­лись аргентинские «Ривадавия» и «Мо­рено», спущенные на воду к марту 1903 года.
Действительно, в августе того же года фирма «Ансальдо» направила в Российский Главный морской штаб предложение купить оба крейсера. Новый управляющий Морским минис­терством адмирал Ф.К.Авепан, сменив­ший умершего П.П.Тыртова, поручил рассмотреть этот вопрос контр-адми­ралу З.П.Рожественскому, исполняю­щему обязанности начальника Морско­го штаба. Будущий командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой уведомил рус­ское посольство в Италии, что Морское министерство не собирается приобре­тать эти крейсера. Итальянцы, вполне дружелюбно настроенные к России и одновременно рассчитывавшие полу­чить с нее солидный куш, вновь обра­тились, на сей раз через морского агента в Лондоне И.Ф.Бострема, с предложением о покупке «Ривадавии» и «Морено» с полным боезапасом.

6 декабря 1903 года российский Мор­ской штаб вынес окончательный вер­дикт — корабли купить! Сделка была оформлена 29 декабря: оба крейсе­ра – получившие названия «Новгород» и «Калуга» стали собственностью Российской империи, по цене 760 тыс.фун­тов стерлингов за каждый.
Вокруг покупки арген­тинских крейсеров возникло немало до­мыслов, побуждающих и доныне исто­риков к спорам и малообоснованным крайним мнениям. С одной стороны, эта история подавалась как «очеред­ная авантюра царского режима», пред­принятая лишь с целью дать в конце концов погреть руки различным по­средникам. С другой стороны, и пра­вительство и военно-морское руковод­ство упрекались в неразворотливости и косности, из-за чего не удалось при­обрести «совершенно необходимые корабли». На деле же вопрос сводил­ся к обычной «угадайке»: начнется ли вскоре война или нет? Морское минис­терство все же надеялось, что будет достаточно в очередной раз продемон­стрировать на Дальнем Востоке мощь России, а самих боевых действий удаст­ся избежать. В этом случае при покуп­ке двух «Гарибальди» русский флот приобретал две весьма чужеродные боевые единицы и кучу проблем. ГМШ и МТК весьма трепетно относились к таким характеристикам боевых судов, как их соответствие морской доктрине и наличие на них отечественной артил­лерии. Итальянские «аргентинцы» не удовлетворяли ни тому, ни другому требованию. Хотя они и имели вдвое больший вес бортового залпа по срав­нению со считавшимся наиболее удач­ным броненосным крейсером «Баян», но явно уступали ему по мореходнос­ти, автономности и запасу хода — ос­новным параметрам, которыми долж­ны были обладать русские крейсера. С их включением в состав действую­щих сил отечественный флот «обога­тился» бы сразу тремя новыми типами орудий, к тому же производства Бри­тании, то есть потенциального против­ника. Не смотрелись бы «новички» и в составе линейных сил, поскольку в Рос­сии не предусматривалось развитие броненосцев второго класса. Так что, если бы война не вспыхнула немедлен­но (а произошла бы, как и планировалось бы в 1905 году), пришлось бы заняться дорогостоя­щим перевооружением и переобору­дованием не вполне современных и так­тически неподходящих кораблей.
С другой стороны, большинство про­блем стратегии кораблестроения отпа­ло при начавшейся войне. Для боевых действий против Японии не столь важна была «чистота» крейсеров с точки зрения соответствия военно-морской доктрине, сколько их боевая мощь. Не столь острой становилась и проблема нахождения в русском фло­те английских орудий: прилагавшегося боезапаса хватило бы на решающие сражения. Судьба же кораблей после окончания войны отходила бы такую «ту­манную даль», что об этом не прихо­дилось и беспокоиться. Не говоря уже о том, что приобретение этих крейсе­ров автоматически устраняло возмож­ность их появления во флоте противни­ка. Так что Морскому штабу и его на­чальнику необходимо было угадать: идти ли на риск такой покупки? З.П.Рожественский угадал.

Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть 2
Несмотря на приобретение двух броненосных крейсеров, МГШ не решился погнать их на Дальний Восток, а отправил их на Балтику, заодно «завернув» отряд Вирениуса.

Был составлен план бесчисленных доводок и переделок в соответствии с отечественными стан­дартами, корабли не спеша прошли испытания, и в итоге вошли бы в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.

***

Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть 2

Теперь наша эскадра состояла из пятидесяти кораблей: тридцать семь военных и тринадцать коммерческих. Тактическое распределение их было таково:

Первый броненосный отряд, в который входили четыре лучших однотипных корабля – «Суворов» под флагом командующего эскадрой, «Александр III», «Бородино» и «Орел».

Второй броненосный отряд – «Ослябя» под флагом контр-адмирала Фелькерзама, «Сисой Великий», «Наварин» и «Адмирал Нахимов».

Третий броненосный отряд – «Николай I» под флагом контр-адмирала Небогатова, «Апраксин», «Сенявин» и «Ушаков».

Первый крейсерский отряд –«Калуга» под флагом контр-адмирала Энквиста, «Новгород», «Олег» и «Аврора».

Второй крейсерский отряд – «Светлана» под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Шеина, «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Рион», «Днепр», «Кубань», «Терек» и «Урал».

Первый минный отряд – два легких быстроходных крейсера: «Изумруд» и «Жемчуг», четыре миноносца: «Бедовый», «Быстрый», «Буйный» и «Бравый».

Второй минный отряд – «Громкий», «Грозный», «Блестящий», «Безупречный» и «Бодрый».

Затем отряд тринадцати транспортов, из которых «Камчатка», «Иртыш» и «Анадырь» были вооружены малокалиберными пушками. Эти транспорты возглавлялись крейсером «Алмаз», под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Радлова. Кроме того, при эскадре находились два госпитальных судна – «Орел» и «Кострома».

Еще были транспорты, но их за ненадобностью предназначили отправить в Сайгон.

***

Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть 2

В десятом часу слева, впереди траверза, на расстоянии около шести кабельтовых показалось уже четыре неприятельских корабля. Один из них был двухтрубный, а остальные – однотрубные. С нашего переднего мостика долго всматривались в них, прежде чем определили их названия: «Хасидате», «Мацусима», «Ицукусима» и «Чин-Иен» (двухтрубный). Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом, водоизмещением от четырех до семи тысяч тонн. На наших судах пробили боевую тревогу. Орудия левого борта и двенадцатидюймовых носовых башен были направлены на отряд противника. Многие из нас предполагали, что наши быстроходные броненосцы первого отряда и «Ослябя» из второго отряда, а также наиболее сильные крейсеры «Калуга» и «Новгород» немедленно бросятся на японцев. Пока подоспели бы их главные силы, эти четыре корабля были бы разбиты. Но адмирал Рожественский опять воздержался от решительных действий. И неприятельские броненосцы удалились от нас настолько, что едва стали видны.

***

По инструкции Рожественского, данной задолго до сражения, наши крейсеры при встрече с японским флотом должны были выполнять обязанности: «Изумруд» и «Жемчуг» охраняют свои броненосцы от минных атак, разведочный отряд – «Светлана» (под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Шеина), «Урал и «Алмаз» – защищают транспорты: «Калуга» (под флагом контр-адмирала Энквиста), «Новгород», «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» также защищают транспорты и в случае надобности действуют самостоятельно, помогая главным нашим силам. Но 13 мая Рожественский распорядился, чтобы «Донской» и «Мономах» состояли только при транспортах. В распоряжении Энквиста для самостоятельных действий было четыре крейсера. Эти крейсеры и все остальные суда имели предписание держаться в бою на стороне броненосцев, противоположной противнику, вне перелетов его снарядов.

***

Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть 2

Четыре неприятельских боевых отряда, имея численное преимущество на своей стороне, энергично обстреливали русские транспорты и крейсеры. «Калуга», «Новгород», «Олег» и «Аврора» получили по нескольку пробоин у ватерлинии, и некоторые их отделения были затоплены водой. Однако серьезных повреждений, русским крейсерам удалось избежать. Японские легкие крейсера и стреляли хуже, и мощь 152- и 120-мм орудий была недостаточна, чтобы серьезно повредить русские крейсера. К тому же сильному обстрелу подвергались наиболее защищенные «Калуга» и «Новгород», бронепалубным крейсерам – «Олегу», «Авроре» и «Светлане» доставалось меньше. Действие ответного огня так же было куда ощутимее – если русские 120- и 152-мм снаряды японские крейсера и особенно не замечали, то 203- и 254-мм снаряды несли серьезные повреждения японским бронепалубным (легким) крейсерам.

Вечером, вторая тихоокеанская эскадра распалась: Небогатов решил прорываться во Владивосток (но был перехвачен и был вынужден сдаться), Энквист – отступить. В результате, шесть русских крейсеров – «Новгород», «Калуга», «Олег», «Аврора», «Светлана» и «Жемчуг» пришли на Филиппины, где и были интернированы.

Таким образом, можно сделать вывод, что приобретение итальянских крейсеров («Калуга» и «Новгород») нисколько не сказалось на русских силах. Приобретенные в декабре 1903 года, они могли быть отправлены (совместно с эскадрой Виренеуса) на Дальний Восток, усилив Порт-Артурскую (или Владивостокский отряд) эскадру. Но, ГМШ отказался от рискованного, но нужного на войне усиления первой тихоокеанской эскадры. Более того, покупка итальянских крейсеров пагубно сказалась на достройке броненосцев «Орла» и «Славы» (последний так и не успел на войну) и крейсера «Олег» — успевших на войну в составе эскадры Небогатова.

***

Некоторые моменты не известные на 1907 год, все же были.

Затянувшаяся достройка «Славы» позволила довооружить броненосец 203-мм орудиями, что пригодилось при защите Центрально-минной артиллерийской позиции.

Русский флот перед Великой войной пополнился тремя крейсерами — броненосным крейсером «Адмирал Макаров», по проекту «Баян» и двумя крейсерами типа «Рюрик-2» («Рюрик» и «Паллада»).

Крейсер «Светлана» позднее использовался как гидроавианосец (причем и в Советском флоте).

Крейсера «Новгород» и «Калуга» были модернизированы.

Сначала на «Калуге» была заменена кормовая башня – поставлено одно 254-мм, вместо двух 203-мм, и поставлено две мачты вместо одной (позднее такой же модернизации подвергся и «Новгород»). Так же на обеих кораблях была заменены 152-мм на 130-мм орудия и были проведены работы в носовой части, что позволило увеличить их скорость

Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть 2

В годы Великой войны, «Рюрик-2», «Паллада», «Калуга» и «Новгород» образовывали 1-ю бригаду крейсеров, и являлись грозой для немецких не линейных крейсеров. В частности, это было наглядно продемонстрировано в Готландском бою – немецкий отряд был разгромлен.

 

В советском флоте, «Калуга» и «Новгород» в 20-х годах использовались как учебно-боевые корабли. В частности, прошли ряд модернизаций, касающихся как артиллерии (установлена зенитные орудия), так и ходовой части.

В 1938 году «Новгород» и «Калуга» участвовали в опытных испытаниях новых видов оружия, в том числе 406-мм снарядов, предназначенных для линкоров типа Советский Союз в качестве цели. В ходе испытаний оба корабля был потоплены.

 

Источники

Экзотические крейсера часть-1

https://coollib.net/b/1477-aleksey-silyich-novikov-priboy-tsusima

https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Броненосные_крейсера_типа_Kaluga

 

Примечание.

Покупка итальянских крейсеров, может сказаться на достройке «Орла» и «Олега» куда сильнее, и оба корабля не успевают на войну. Будут существовать планы отправки третьей эскадры (броненосцев «Слава», «Орел», «Александр-2», крейсеров «Олег» и «Корнилов»), но планы так и останутся планами. Что касается Цусимского сражения, то:

 

Если «Новгород» и «Калуга» остаются в составе крейсеров Энквиста, то так же благополучно интернируются. А вот японцы топят днем еще и «Сисой Великий», и повреждают «Наварин».

 

Если, по примеру японцев, «Новгород» и «Калуга» становятся в линию

А) вместо «Орла», то будут потеряны от артиллерийского огня.

Б) во второй отряд после «Нахимова», то уцелеют днем, но могут быть потоплены миноносцами или все же попадают японцам в руки.

А вот сражение крейсеров закончится для русских еще печальнее – тут и «Аврора» с «Жемчугом» пострадают куда сильнее, и либо погибнут прорываясь самостоятельно (по примеру «Светланы»), либо сдадутся вместе с эскадрой Небогатова.

Другими словами, последний вариант для русских, еще печальнее

Подписаться
Уведомить о
guest

46 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account