Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть 2
Броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» («Касуга» и «Ниссин»), куплены Россией. Часть-2
Межгосударственные сделки по приобретению боевых кораблей в то время не были редкостью. Более того, в самый канун русско-японской войны, в декабре 1903 года, именно Аргентина и Чили наглядно продемонстрировали, что готовы отказаться от значительной части своих военно-морских флотов: два эскадренных броненосца, строившихся в Великобритании для Чили («Constitution» и «Libertad») приобрела в это время Англия, а только что построенные в Италии аргентинские броненосные крейсеры «Rivadavia» и «Могепо» купила Япония, включив в состав своего флота под названиями «Касуга» и «Ниссин». С конца марта 1904 года они уже принимали участие в боевых действиях против русского флота. Россия также имела шанс приобрести эти крейсеры, однако военно-морское руководство страны по ряду причин отказалось от покупки, сославшись на отданное в 1901 году указание императора осуществлять военное кораблестроение только в России. Эта ошибочная позиция лишь усугубила неравенство сил на дальневосточном театре и тем самым объективно способствовала открытию переговоров о сделке в крайне неудачное для таких контактов военное время.
Альтернатива
Противоречия между Россией и Японией нарастали как снежный ком, и война на Дальнем Востоке становилась неизбежной. Япония реализовывала свою программу 1896 года «6-6» (6 броненосцев и 6 броненосных крейсеров) настолько интенсивно, что Россия вынуждена была обратиться к постройке боевых кораблей во Франции, США и Германии. Однако многочисленные мелкие неурядицы и несогласованность между требованиями Морского технического комитета (МТК) и кораблестроительными традициями фирм-поставщиков привело руководство Морского министерства к решению строить военные суда только на собственных верфях. Царь Николай II дал соответствующее указание. Но к началу 1903 года стало ясно, что постройка специально созданных для Дальнего Востока броненосцев типа «Бородино» запаздывает, а количество броненосных крейсеров на тихоокеанском театре в любом случае будет явно недостаточным.
Как раз в это время решалась судьба «повисших в воздухе» южноамериканских заказов. В конце 1902 года вице-адмирал Н.И.Скрыдлов получил через своего старого знакомого, итальянского вице-адмирала Кандиани, частное предложение от фирмы «Орландо» купить заказанный Аргентиной броненосец типа «Рома». В январе следующего года чилийское правительство провело зондаж о возможности продажи в Россию своих «противокрейсерских» броненосцев «Конститусьон» и «Либертад», в это время уже спущенных на воду в Англии. Морской министр адмирал П.П.Тыртов твердо стоял на принятом ранее решении, и, похоже, был прав: итальянский броненосец существовал лишь на бумаге, а англичане так или иначе не допустили бы покупки строившихся у них кораблей «врагом своего друга». Чтобы раз и навсегда покончить с этим вопросом, британское Адмиралтейство само приобрело чилийские броненосцы, хотя они не соответствовали тактическим взглядам флота Его Величества. Оставались аргентинские «Ривадавия» и «Морено», спущенные на воду к марту 1903 года.
Действительно, в августе того же года фирма «Ансальдо» направила в Российский Главный морской штаб предложение купить оба крейсера. Новый управляющий Морским министерством адмирал Ф.К.Авепан, сменивший умершего П.П.Тыртова, поручил рассмотреть этот вопрос контр-адмиралу З.П.Рожественскому, исполняющему обязанности начальника Морского штаба. Будущий командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой уведомил русское посольство в Италии, что Морское министерство не собирается приобретать эти крейсера. Итальянцы, вполне дружелюбно настроенные к России и одновременно рассчитывавшие получить с нее солидный куш, вновь обратились, на сей раз через морского агента в Лондоне И.Ф.Бострема, с предложением о покупке «Ривадавии» и «Морено» с полным боезапасом.
6 декабря 1903 года российский Морской штаб вынес окончательный вердикт — корабли купить! Сделка была оформлена 29 декабря: оба крейсера – получившие названия «Новгород» и «Калуга» стали собственностью Российской империи, по цене 760 тыс.фунтов стерлингов за каждый.
Вокруг покупки аргентинских крейсеров возникло немало домыслов, побуждающих и доныне историков к спорам и малообоснованным крайним мнениям. С одной стороны, эта история подавалась как «очередная авантюра царского режима», предпринятая лишь с целью дать в конце концов погреть руки различным посредникам. С другой стороны, и правительство и военно-морское руководство упрекались в неразворотливости и косности, из-за чего не удалось приобрести «совершенно необходимые корабли». На деле же вопрос сводился к обычной «угадайке»: начнется ли вскоре война или нет? Морское министерство все же надеялось, что будет достаточно в очередной раз продемонстрировать на Дальнем Востоке мощь России, а самих боевых действий удастся избежать. В этом случае при покупке двух «Гарибальди» русский флот приобретал две весьма чужеродные боевые единицы и кучу проблем. ГМШ и МТК весьма трепетно относились к таким характеристикам боевых судов, как их соответствие морской доктрине и наличие на них отечественной артиллерии. Итальянские «аргентинцы» не удовлетворяли ни тому, ни другому требованию. Хотя они и имели вдвое больший вес бортового залпа по сравнению со считавшимся наиболее удачным броненосным крейсером «Баян», но явно уступали ему по мореходности, автономности и запасу хода — основным параметрам, которыми должны были обладать русские крейсера. С их включением в состав действующих сил отечественный флот «обогатился» бы сразу тремя новыми типами орудий, к тому же производства Британии, то есть потенциального противника. Не смотрелись бы «новички» и в составе линейных сил, поскольку в России не предусматривалось развитие броненосцев второго класса. Так что, если бы война не вспыхнула немедленно (а произошла бы, как и планировалось бы в 1905 году), пришлось бы заняться дорогостоящим перевооружением и переоборудованием не вполне современных и тактически неподходящих кораблей.
С другой стороны, большинство проблем стратегии кораблестроения отпало при начавшейся войне. Для боевых действий против Японии не столь важна была «чистота» крейсеров с точки зрения соответствия военно-морской доктрине, сколько их боевая мощь. Не столь острой становилась и проблема нахождения в русском флоте английских орудий: прилагавшегося боезапаса хватило бы на решающие сражения. Судьба же кораблей после окончания войны отходила бы такую «туманную даль», что об этом не приходилось и беспокоиться. Не говоря уже о том, что приобретение этих крейсеров автоматически устраняло возможность их появления во флоте противника. Так что Морскому штабу и его начальнику необходимо было угадать: идти ли на риск такой покупки? З.П.Рожественский угадал.
Несмотря на приобретение двух броненосных крейсеров, МГШ не решился погнать их на Дальний Восток, а отправил их на Балтику, заодно «завернув» отряд Вирениуса.
Был составлен план бесчисленных доводок и переделок в соответствии с отечественными стандартами, корабли не спеша прошли испытания, и в итоге вошли бы в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.
***
Теперь наша эскадра состояла из пятидесяти кораблей: тридцать семь военных и тринадцать коммерческих. Тактическое распределение их было таково:
Первый броненосный отряд, в который входили четыре лучших однотипных корабля – «Суворов» под флагом командующего эскадрой, «Александр III», «Бородино» и «Орел».
Второй броненосный отряд – «Ослябя» под флагом контр-адмирала Фелькерзама, «Сисой Великий», «Наварин» и «Адмирал Нахимов».
Третий броненосный отряд – «Николай I» под флагом контр-адмирала Небогатова, «Апраксин», «Сенявин» и «Ушаков».
Первый крейсерский отряд –«Калуга» под флагом контр-адмирала Энквиста, «Новгород», «Олег» и «Аврора».
Второй крейсерский отряд – «Светлана» под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Шеина, «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Рион», «Днепр», «Кубань», «Терек» и «Урал».
Первый минный отряд – два легких быстроходных крейсера: «Изумруд» и «Жемчуг», четыре миноносца: «Бедовый», «Быстрый», «Буйный» и «Бравый».
Второй минный отряд – «Громкий», «Грозный», «Блестящий», «Безупречный» и «Бодрый».
Затем отряд тринадцати транспортов, из которых «Камчатка», «Иртыш» и «Анадырь» были вооружены малокалиберными пушками. Эти транспорты возглавлялись крейсером «Алмаз», под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Радлова. Кроме того, при эскадре находились два госпитальных судна – «Орел» и «Кострома».
Еще были транспорты, но их за ненадобностью предназначили отправить в Сайгон.
***
В десятом часу слева, впереди траверза, на расстоянии около шести кабельтовых показалось уже четыре неприятельских корабля. Один из них был двухтрубный, а остальные – однотрубные. С нашего переднего мостика долго всматривались в них, прежде чем определили их названия: «Хасидате», «Мацусима», «Ицукусима» и «Чин-Иен» (двухтрубный). Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом, водоизмещением от четырех до семи тысяч тонн. На наших судах пробили боевую тревогу. Орудия левого борта и двенадцатидюймовых носовых башен были направлены на отряд противника. Многие из нас предполагали, что наши быстроходные броненосцы первого отряда и «Ослябя» из второго отряда, а также наиболее сильные крейсеры «Калуга» и «Новгород» немедленно бросятся на японцев. Пока подоспели бы их главные силы, эти четыре корабля были бы разбиты. Но адмирал Рожественский опять воздержался от решительных действий. И неприятельские броненосцы удалились от нас настолько, что едва стали видны.
***
По инструкции Рожественского, данной задолго до сражения, наши крейсеры при встрече с японским флотом должны были выполнять обязанности: «Изумруд» и «Жемчуг» охраняют свои броненосцы от минных атак, разведочный отряд – «Светлана» (под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Шеина), «Урал и «Алмаз» – защищают транспорты: «Калуга» (под флагом контр-адмирала Энквиста), «Новгород», «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» также защищают транспорты и в случае надобности действуют самостоятельно, помогая главным нашим силам. Но 13 мая Рожественский распорядился, чтобы «Донской» и «Мономах» состояли только при транспортах. В распоряжении Энквиста для самостоятельных действий было четыре крейсера. Эти крейсеры и все остальные суда имели предписание держаться в бою на стороне броненосцев, противоположной противнику, вне перелетов его снарядов.
***
Четыре неприятельских боевых отряда, имея численное преимущество на своей стороне, энергично обстреливали русские транспорты и крейсеры. «Калуга», «Новгород», «Олег» и «Аврора» получили по нескольку пробоин у ватерлинии, и некоторые их отделения были затоплены водой. Однако серьезных повреждений, русским крейсерам удалось избежать. Японские легкие крейсера и стреляли хуже, и мощь 152- и 120-мм орудий была недостаточна, чтобы серьезно повредить русские крейсера. К тому же сильному обстрелу подвергались наиболее защищенные «Калуга» и «Новгород», бронепалубным крейсерам – «Олегу», «Авроре» и «Светлане» доставалось меньше. Действие ответного огня так же было куда ощутимее – если русские 120- и 152-мм снаряды японские крейсера и особенно не замечали, то 203- и 254-мм снаряды несли серьезные повреждения японским бронепалубным (легким) крейсерам.
Вечером, вторая тихоокеанская эскадра распалась: Небогатов решил прорываться во Владивосток (но был перехвачен и был вынужден сдаться), Энквист – отступить. В результате, шесть русских крейсеров – «Новгород», «Калуга», «Олег», «Аврора», «Светлана» и «Жемчуг» пришли на Филиппины, где и были интернированы.
Таким образом, можно сделать вывод, что приобретение итальянских крейсеров («Калуга» и «Новгород») нисколько не сказалось на русских силах. Приобретенные в декабре 1903 года, они могли быть отправлены (совместно с эскадрой Виренеуса) на Дальний Восток, усилив Порт-Артурскую (или Владивостокский отряд) эскадру. Но, ГМШ отказался от рискованного, но нужного на войне усиления первой тихоокеанской эскадры. Более того, покупка итальянских крейсеров пагубно сказалась на достройке броненосцев «Орла» и «Славы» (последний так и не успел на войну) и крейсера «Олег» — успевших на войну в составе эскадры Небогатова.
***
Некоторые моменты не известные на 1907 год, все же были.
Затянувшаяся достройка «Славы» позволила довооружить броненосец 203-мм орудиями, что пригодилось при защите Центрально-минной артиллерийской позиции.
Русский флот перед Великой войной пополнился тремя крейсерами — броненосным крейсером «Адмирал Макаров», по проекту «Баян» и двумя крейсерами типа «Рюрик-2» («Рюрик» и «Паллада»).
Крейсер «Светлана» позднее использовался как гидроавианосец (причем и в Советском флоте).
Крейсера «Новгород» и «Калуга» были модернизированы.
Сначала на «Калуге» была заменена кормовая башня – поставлено одно 254-мм, вместо двух 203-мм, и поставлено две мачты вместо одной (позднее такой же модернизации подвергся и «Новгород»). Так же на обеих кораблях была заменены 152-мм на 130-мм орудия и были проведены работы в носовой части, что позволило увеличить их скорость
В годы Великой войны, «Рюрик-2», «Паллада», «Калуга» и «Новгород» образовывали 1-ю бригаду крейсеров, и являлись грозой для немецких не линейных крейсеров. В частности, это было наглядно продемонстрировано в Готландском бою – немецкий отряд был разгромлен.
В советском флоте, «Калуга» и «Новгород» в 20-х годах использовались как учебно-боевые корабли. В частности, прошли ряд модернизаций, касающихся как артиллерии (установлена зенитные орудия), так и ходовой части.
В 1938 году «Новгород» и «Калуга» участвовали в опытных испытаниях новых видов оружия, в том числе 406-мм снарядов, предназначенных для линкоров типа Советский Союз в качестве цели. В ходе испытаний оба корабля был потоплены.
Источники
https://coollib.net/b/1477-aleksey-silyich-novikov-priboy-tsusima
https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Броненосные_крейсера_типа_Kaluga
Примечание.
Покупка итальянских крейсеров, может сказаться на достройке «Орла» и «Олега» куда сильнее, и оба корабля не успевают на войну. Будут существовать планы отправки третьей эскадры (броненосцев «Слава», «Орел», «Александр-2», крейсеров «Олег» и «Корнилов»), но планы так и останутся планами. Что касается Цусимского сражения, то:
Если «Новгород» и «Калуга» остаются в составе крейсеров Энквиста, то так же благополучно интернируются. А вот японцы топят днем еще и «Сисой Великий», и повреждают «Наварин».
Если, по примеру японцев, «Новгород» и «Калуга» становятся в линию
А) вместо «Орла», то будут потеряны от артиллерийского огня.
Б) во второй отряд после «Нахимова», то уцелеют днем, но могут быть потоплены миноносцами или все же попадают японцам в руки.
А вот сражение крейсеров закончится для русских еще печальнее – тут и «Аврора» с «Жемчугом» пострадают куда сильнее, и либо погибнут прорываясь самостоятельно (по примеру «Светланы»), либо сдадутся вместе с эскадрой Небогатова.
Другими словами, последний вариант для русских, еще печальнее