15

Доброго времени суток, коллеги. Вот я и добрался до моей любимой «технички» по обновленной альтернативе Phoenix Purpura, и сегодня я представляю вам первые броненосные крейсера Византии, ставшие то ли дорогущим блином комом, то ли чем-то весьма и весьма многообещающим…

Содержание:

Вступление

Сейчас у меня сложилась довольно интересная обстановка с альтернативой – после 800 лет хронологии и обильных текстовых излияний писать техничку, да и рисовать ее как-то вот уже не так хочется. Но это явление временное, и вскоре меня может опять «порвать». Сильно уж хочется закончить ветку броненосных крейсеров, да и броненосцы как бы ждут… И бронепалубные крейсера… И по броневичкам задел есть… Короче, работы валом! Но текст писать пока лень. Что в свете представленного ниже обильного словоблудия, наверное, звучит не очень правдоподобно.

Отдельно замечу, что уверенности в правильном переводе на греческий некоторых терминов нет. Потому. возможно. будут иметь место ошибки, которые я готов исправить, если мне на них укажут.

Ну и самое последнее – собственно сама техничка. Так как последний раз детально занимался я ей уже давненько, а память у меня дырявая, то многие нюансы мог просто забыть. Так что не отрицаю, что будут и технические ошибки.

Проектирование и постройка

К идее броненосных крейсеров в Aftorkatoriko Naftiko [1] пришли лишь к началу 1880-х годов. На то были свои причины, как объективные, так и субъективные. Прежде всего, ромейские адмиралы предпочитали тратить бюджетные средства на полноценные броненосцы и мониторы, развитие инфраструктуры портов и снабжения, только потом деньги выделялись для постройки винтовых фрегатов, корветов и канонерских лодок, и лишь после этого наступал черед «прочих кораблей», к которым относили различные эксперименты вроде броненосных таранов. Именно к «прочим кораблям» относили крейсера с поясным бронированием в Navarcheio [2] с момента их появления в 1870-х годах. Интерес к этим кораблям был если не нулевым, то очень слабым.

Положение изменилось с приходом в 1881 году на пост Магистра флота [3] контр-адмирала принца Мануила Морейского. Пользуясь влиянием при императорском дворе, а также признанием морских офицеров, он уже в первый месяц своего «правления» сформировал при министерстве Marine Techniko Prosopiko [4], контору, ответственную за теоретическую и техническую проработку путей развития флота. Также именно во времена принца Мануила судостроительные программы прошли «оптимизацию». Кроме того, было объявлено, что

… требуется новый тип корабля, объединяющий в себе черты заморского крейсера-стационера и полноценного боевого корабля. Такие корабли нужны империи, дабы четко обозначить и укрепить ее присутствие в Китае и Индии. При этом в случае войны они должны взять на себя функцию как рейдеров, так и непосредственно боевых единиц, способных противостоять средним кораблям европейских держав непосредственно в бою. В сравнении с полноценными броненосцами такие корабли должны быть меньше и дешевле, но не в ущерб их боеспособности.

Из письма Магистра флота Мануила Валантиона к МТР

После двух заседаний МТР в середине 1881 года, на которых присутствовал сам Магистр флота, постепенно формировался облик будущего корабля. Был создан основной список требований к будущим кораблям:

1. Водоизмещение не более 4/5 от водоизмещения последних броненосцев, т.е. 8 тысяч метрических тонн;

2. Броневая защита на протяжении всей ватерлинии, по образцу броненосцев типа «Тавия» [5]. Толщина бронезащиты должна быть достаточной для защиты от орудий средних калибров на традиционных дистанциях боя;

3. Хорошая крейсерская мореходность;

4. Дальность хода, достаточная для перехода из Антоли [6] в Кирену [7] с не более чем одной бункеровкой, т.е. не менее 3500 миль;

5. Вооружение, достаточное для противостояние небронированным и легкобронированным кораблям вероятного противника в колониях;

6. Скорость при нормальном водоизмещении и естественной тяге не менее 17 узлов.

Из отчета заседания МТР от 05.08.1881

Последний пункт в своей неопределенности отражал настроения адмиралов и конструкторов по поводу вооружения новых кораблей. Существовало сразу пять (!!!) точек зрения по поводу того, какими калибрами орудий стоит вооружить новый крейсер:

1. Ограничить калибр орудий тем, который достаточен против небольших целей вроде канонерок и безбронных парусно-винтовых шлюпов, корветов и фрегатов – т.е. сделать упор на калибр 155 мм;

2. Вооружить корабль наиболее мощной из всех возможных вариантов артиллерией, фактически уравняв по наступательной мощи новый корабль с броненосцами – т.е. 305 мм и 155 мм;

3. Дать возможность новому кораблю противостоять практически любому возможному боевому кораблю, но при этом облегчить состав вооружения – т.е. 280 и 155 мм;

4. Еще более облегчить главный калибр новых кораблей – т.е. 250 и 155 мм;

5. Вооружить корабль умеренным вооружением относительно небольшого веса, что позволит сделать упор на защищенность, скорость хода и автономность – т.е. 210 и 155 мм;

Очень быстро был отброшен второй вариант, так как он сулил наименьшие выгоды в плане стоимости новых кораблей и сбалансированности характеристик. Отказались и от первого варианта как заведомо ограничивающего потенциал крейсера. Четвертый вариант был отброшен по совету представителя артиллерийского концерна «Паксан», так как разработка орудий калибра 250 мм на тот момент еще даже не началась. В результате мнения разделились по поводу того, выбрать ли более тяжелый вариант вооружения, или более умеренный.

Стоит отметить, что на протяжении всего обсуждения техзадания к проектированию нового корабля по непонятным причинам не обсуждалась возможность противостояния с новыми китайскими броненосцами типа «Динъюань», которые в то время строились в Германии, хотя среди предполагаемых противников фигурировали китайские корабли (канонерки и винтовые фрегаты). Причина такого упущения остается непонятной, хотя весьма вероятно, что имела место банальная недооценка возможностей этих кораблей. Впрочем, могли сыграть свою роль и достаточно теплые отношения между Китаем и Византией, а также то, что корабли эти строились для Бэйянского флота, чья «сфера интересов» располагалась значительно севернее ромейской базы в Антоли.

Броненосные крейсера типа "Айгайон" (Phoenix Purpura)

«Фракиссий» в парадной заморской окраске, 1892 год

Решающим в вопросе определения состава артиллерии оказалось слово представителя артил­лерийского концерна «Паксан», сына главы фирмы, Валерия Паксана, обладающего знаниями не только в области артиллерии и огнестрельного оружия, но и в морской тактике:

Если противостоять корабли этого типа должны флотам отсталых держав или колониальным силам европейцев, которые состоят из возможно большого числа небронированных или слабобронированных кораблей, то здравым будет упор в его вооружении сделать на многочисленные орудия умеренного калибра и веса, способные вести стрельбу достаточно часто, чтобы один наш корабль мог противостоять нескольким вражеским. У нас уже разрабатывается новое облегченное орудие среднего калибра 130 мм, которое может быть готовым уже через год. Таких пушек на корабле можно будет разместить больше, чем более крупных и тяжелых 155-мм, а их меньшее воздействие на противника в условиях колониальной службы и предполагаемого в тех регионах противника не является критическим недостатком. В качестве же главного калибра, по моему мнению, будет достаточно и 210-мм орудий.

Валерий Паксан на заседании МТР

С этим мнением согласились многие, в том числе и Магистр флота. В результате было решено сделать ставку на новейшие образцы орудий, которые только должны были поступить на вооружение лишь в следующем году. Исключением послужили 50-мм револьверные и одно­ствольные пушки, уже имеющиеся на вооружении. Стоит отметить, что изначально рассматри­вались несколько вариантов размещения 210-мм орудий, но решено было остановиться на двух двухорудийных башнях в оконечностях.

Помимо артиллерии, новый корабль было решено вооружить тремя 380-мм торпедными аппаратами «для ближнего боя».

Решили также вопрос классификации. С 1875 года любой океанский небронированный корабль именовался крейсером, но в 1881, в свете распространения идей броненосного крейсера на Византию и появления идей о постройке крейсеров бронепалубных, было решено разделить понятие крейсера на 3 ранга. При этом, помимо рангов, вводилось также название собственное. Так, крейсера III ранга, являясь небольшими безбронными крейсерами для посыльной, колониальной службы и рейдерства, отныне именовались дромонами, крейсера II ранга – легкими, или бронепалубными, а крейсера I ранга стали тяжелыми, или броненосными.

Проще всего решился вопрос о парусном вооружении нового корабля. Часть адмиралов настояли на том, чтобы броненосный крейсер получил полную парусную оснастку, на что Магистр флота, служивший в конце 1870-х на броненосцах с парусной оснасткой, коротко и с иронией ответил

… только через мой труп. На современных тяжелых кораблях паруса скорее обуза, чем способ экономить уголь. Управляться под ними для команды и так сложно, если же водоизмещение кораблей будет продолжать увеличиваться, то паруса станут просто обузой, и даже будут наносить ущерб боеспособности.

Магистр флота Мануил Валантион на заседании МТР

Дело было сделано, и вопрос о техзадании был решен. Был объявлен конкурс, в котором взяли участие 16 различных фирм и 5 отдельных кораблестроителей. В результате наиболее отвечающим техзаданию оказался совместный проект болгарского инженера Драгомира Троянова и Эфесской фирмы Efeso nafpigiki viomichania Fyton (сокращенно ENVF). Отдельным имперским указом кораблям были даны названия в честь четырех имперских фем. Головной корабль получил название «Айгайон» (фема Эгейского моря). Всего в начале 1882 года было заложено четыре корабля – два на фирме-проектировщике, и по одному в Салониках и Афинах на полуказенных верфях.

Постройка шла достаточно быстрыми темпами. Спуск на воду «Айгайона» и «Самоса» состоялся уже через год после закладки, что являлось выдающимся достижением кораблестроительной промышленности империи, которая показала, что не уступает по возможностям даже британцам. Не вызывало нареканий и качество постройки этих кораблей. Тем не менее, после спуска на воду достройка замедлилась, хотя и предсказуемо – промышленность Византии была занята, разрываясь между военными и гражданскими проектами, и главные поставщики механизмов и вооружения не брались отвечать за качество продукции, производимой в спешке. Подобный подход был вполне естественным, и имел место и в других странах мира. Но даже несмотря на подобные задержки, постройка кораблей оказалась достаточно быстрой – «Айгайон», «Самос» и Салоникский «Фракиссий» вступили в строй спустя три года после закладки, и лишь Афинский «Харсианон» задержался в ожидании артиллерии и прошел испытания лишь в начале 1886 года. Все корабли получили строительную перегрузку (от 150 тонн у «Айгайона» до 310 тонн у «Харсианона»), что было нормой для того времени, но благодаря машинам, превзошедшим проектную мощность, удалось достигнуть расчетной скорости в 17 узлов при естественной тяге.

Тактико-технические характеристики

Броненосные крейсера типа "Айгайон" (Phoenix Purpura)

«Айгайон» в стандартной боевой окраске, Китайская эскадра, 1904 год

«Айгайон», ENVF, Эфес – 12.05.1882/14.09.1883/1885

«Самос», ENVF, Эфес – 12.05.1882/19.10.1883/1885

«Фракиссий», Thessaloniki nafpigeio, Салоники – 19.05.1882/12.12.1883/1885

«Харсианон», Athina nafpigeio, Афины – 03.06.1882/20.09.1884/1886

 

Водоизмещение: нормальное 7900, полное 8350 тонн

Размерения: 104,6×18,8×7,5м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 8200 л.с. = 17 узлов

Запас топлива: 800/1200 тонн угля

Дальность: 4400 миль (10 узлов)

Броня (стальная): пояс 150-250 мм, палуба 25-50 мм, кожухи КО 25 мм, подача 85 мм, башни 210 мм, крыши башен 25 мм, щиты орудий 25 мм, рубка 180 мм

Вооружение: 4 210/35-мм, 12 130/40-мм, 14 50-мм орудий, 3 380-мм торпедных аппарата

Экипаж: 25/551 человек

Броненосные крейсера типа "Айгайон" (Phoenix Purpura)

Характеристики артиллерии крейсеров типа «Айгайон» [8]

Отдельно стоит отметить отличия 13-em орудий Deig.A и Deig.B. Первое орудие проектировалось как нескорострельное, стреляло дымным порохом и обладало относительно долгой перезарядкой. Но вскоре после создания британцами первой скорострельной пушки среднего калибра в 1886 ромейский концерн «Паксан» на базе 13-em Deig.A создал свою скорострельную пушку, получившую название Deig.B. Изменения были незначительны, что позволяло вносить их в конструкцию уже произведенных систем. Несмотря на преемственность, орудия этих типов использовали разные боеприпасы.

Броненосные крейсера типа "Айгайон" (Phoenix Purpura)

Схема бронезащиты крейсера «Айгайон»

Сравнение с современниками

Так как в начале 1880-х годов броненосные крейсера не были особо популярны в ведущих странах мира, то кораблей для сравнения по дате закладки относительно мало – лишь два. Это британские крейсера типа «Имперьюз» и русский «Дмитрий Донской». Сразу же стоит заметить, что «Айгайон» создавался под несколько иные задачи и без оглядки на иностранные аналоги, из-за чего само сравнение их является весьма своеобразным.

Крейсер Ее Величества "Имперьюз"

Крейсер Ее Величества «Имперьюз»

Русский крейсер I ранга "Дмитрий Донской"

Русский крейсер I ранга «Дмитрий Донской»

В случае с «Имперьюзом» все довольно просто – британец больше и тяжелее, обладает заметно большей автономностью и теоретически лучше вооружен. Тем не менее, не может не вызвать критику его схема бронезащиты (узкий короткий пояс, прикрывающий лишь середину корабля, и карапасная палуба в оконечностях), а также ромбическое размещение 234-мм орудий. В результате, имея формально более мощное вооружение (234-мм и 152-мм орудия против 210-мм и 130-мм), «Имперьюз» в бортовом залпе едва ли превосходит «Айгайон», а схема бронезащиты из трех рассматриваемых кораблей представляется наименее оптимальной, хотя и обладает наибольшей толщиной. Что же касается скоростей «Имперьюза» и «Айгайона», то они примерно равны – 16,7 и 17 узлов.

Британский крейсер «Имперьюз» теоретически обладал преимуществом перед ромейским крейсером – 210-мм и 234-мм орудия обоих имели примерно одинаковые параметры бронепробития (около 130 мм на дистанции 5,5 км), но британец за счет более толстого пояса обладал большей зоной неуязвимости. Тем не менее, даже в случае пробития поясной брони «Айгайона» 234-мм снаряду перед тем, как поразить жизненно важные элементы, предстояло еще и пробить 50-мм скосы карапасной палубы, которые упирались в нижний край пояса, что представляется маловероятным. «Айгайон» же, за счет большей скорострельности и большего числа орудий, был способен гораздо быстрее вывести из строя «Имперьюз», чем наоборот. Несмотря на это, вероятность потопить друг друга у ромейского и британского кораблей представляется низкой.

Броненосные крейсера типа "Айгайон" (Phoenix Purpura)

Схема бронезащиты крейсера «Имперьюз»

Что же касается «Дмитрия Донского», то сравнение с ним довольно любопытно. «Донской», как и «Айгайон», обладает полным поясом по ВЛ, чуть более тонким, но и более высоким (2,4 м против 2 м у ромейского крейсера). Бортовой залп у него заметно слабее в плане калибров ГК – всего одно 203-мм орудие против четырех 210-мм, но в то же время русский крейсер имеет сильный бортовой залп из семи 152-мм орудий вместо шести 130-мм у «Айгайона», что несколько компенсирует отставание. По скорости «Донской» уступал византийскому крейсеру на узел, как и уступал в дальности хода (3300 миль на 10 узлах вместо 4400). При всем этом «Донской» был на две тысячи тонн легче.

Если же говорить о непосредственно бое этих двух крейсеров друг с другом, то 210-мм орудия «Айгайона» могли поразить пояс «Донского» с гораздо большей дистанции, чем орудия «Донского» – пояс ромейского корабля. В то же время у русского крейсера отсутствовали за поясом скосы, что грозило ему тяжелыми повреждениями жизненно важных узлов в случае пробития брони. В целом же, при столкновении «Айгайона» и «Донского», стоит говорить о превосходстве ромейского корабля над русским.

Броненосные крейсера типа "Айгайон" (Phoenix Purpura)

Схема бронезащиты крейсера «Дмитрий Донской».

В результате можно сделать вывод, что «Айгайон» был одним из лучших броненосных крейсеров своего времени. Впрочем, тут же стоит сказать, что «конкурентов» его ранга на момент закладки было крайне мало, так как сам класс кораблей еще не стал достаточно популярным в мире, а прогресс науки и техники сделал «Айгайона» быстро устаревающим уже к началу 1890-х, даже с учетом модернизации 130-мм артиллерии. Кроме того, по стоимости крейсера этого типа оказались немногим дешевле броненосцев, и к идее постройки следующей серии броненосных крейсеров вернулись лишь в 1887 году.

Краткая история службы

Броненосные крейсера типа "Айгайон" (Phoenix Purpura)

«Фракиссий» в «викторианской» окраске во время своих рейдерских операций в 1904-1905 гг.

1885 – вступление в строй «Айгайона», «Самоса» и «Фракиссия».

1886 – вступление в строй «Харсианона». Составив эскадру из четырех кораблей, все крейсера переходят на службу в Китае. С этого момента и почти без пауз корабли этого типа находятся в Китае, проходя докование в доке Антоли, и лишь изредка покидая регион.

1890 – участие крейсеров в совместных учениях с русскими кораблями у Владивостока.

1891 – все четыре корабля проходят модернизацию артиллерии СК, в результате чего 130-мм калибр становится скорострельным.

1889-1891 – участие крейсеров и их экипажей в подавлении Боксерского восстания в Китае.

1904-1905 – участие в войне с Японией и Великобританией в составе Китайской эскадры. При этом начало войны «Фракиссий» встретил в Судане, из-за чего его предпочли использовать как рейдера на британских торговых путях из Индии. Остальные же три корабля участвовали в сражениях с британцами и японцами, в союзе с русским флотом, хотя и на вторых ролях из-за старой конструкции. В ходе конфликта погибли два корабля – «Фракиссий», перехваченный эскадрой британских кораблей у берега Сомали, и «Самос», подорвавшийся на мине и затонувший близ Антоли.

1906 – сразу же после окончания войны «Айгайон» и «Харсианон» переводят в ранг учебных кораблей. При этом «Айгайон» остается в Антоли, а «Харсианон» отправляется в Александрию.

1909 – «Харсианон» переводят в ранг кораблей-мишеней и активно используют во время учебных стрельб новых дредноутов. Старый корабль быстро приходит в негодность, после чего его окончательно исключают из списков флота и продают на слом.

1913 – из-за ветхости механизмов и корпуса после многих лет активной службы «Айгайон» выводят из состава флота и сдают на слом.

Примечания

1) Имперский флот, полное название Имперский военно-морской флот – Aftokratoriko Polemiko Naftiko.

2) Военно-морское министерство.

3) Морской министр в Российской империи.

4) Морской технический штаб, сокращенно на греческом МТР. В правильности перевода сильно сомневаюсь, так что буду рад, если меня кто-то поправит.

5) О которых, само собой, будет отдельная статья. Но вообще речь идет о полном поясе по ВЛ с равноутолщенными броневыми плитами (без сужения к нижнему краю).

6) Антоли – ромейская колония в Китае на острове Чжоушань, немногим южнее Шанхая.

7) Кирена – военно-морская база Имперского флота в Персидском заливе, реальный город Эль-Кувейт;

8) Вроде как характеристики артиллерии составлял по похожим реальноисторическим системам, но косяки вполне могут быть.

Подписаться
Уведомить о
guest

45 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account