Броненосные крейсера «Рюрик» (II) и «Варяг» (II) из мира «Спасителя Отечества»

18

Ох уж мне этот уважаемый коллега anzar с его, понимаешь, «челленджами»! Заявляет он мне, видите ли – мол, а чтой-то у вас, батенька, «царь» (читай – «Рюрик» II в «Спасителе Отечества») уж больно настоящий?! ? Дескать, не по-нашему это, не по-православному! Даешь, говорит, автор, коль уж взялся альтернативить, очередную заковыристую и ни разу не реальную военно-морскую загогулину! 🙂

А я чё – а я ничё… Критику воспринял конструктивно, проникся, осознал, искупил – и сделал.

Броненосные крейсера "Рюрик" (II) и "Варяг" (II) из мира "Спасителя Отечества"

 

Кому возжелается — полноразмерное изображение можно посмотреть здесь:

https://stvolar.livejournal.com/23632.html

Два новых броненосных крейсера для Балтийского флота, получивших названия погибших в ходе войны «Рюрика» и «Варяга», были достаточно неожиданно для многих заказаны английской верфи Виккерса.

Неожиданность заключалась в том, что изначально двумя основными претендентами в конкурсе были отечественные проекты И. Г. Бубнова и Д. В. Скворцова – и 9 декабря 1904 года второму из них МТК даже уже успел отдать свое предпочтение как основе для дальнейшей проработки. А вот от немедленной закладки во Франции еще одного броненосного крейсера типа «Баян», как это уже предполагалось ранее, все в том же 72-м журнале МТК от вышеозначенной даты рекомендовано было воздержаться.

Причиной было банальное отсутствие свободных средств у Морского министерства. На тот момент все основные кредиты военного времени уходили на спешную подготовку к походу Второй Тихоокеанской эскадры, стараниями Великого князя Александра Михайловича ощутимо разрос­шейся в своем количественном составе. Да и опыт «сентябрьского прорыва» остатков Первой Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура, включая действия едва отбившейся от японцев и вынужденной интернироваться «Победы», добавил отечественным проектантам ряд новых мыслей по поводу того, какими же быть в дальнейшем русским броненосным крейсерам.

Данная задержка определенно пошла на пользу характеристикам планируемых к закладке кораблей, которые окончательно дошлифовывали уже с учетом опыта весьма непростого для обеих сторон сражения при Цусиме 11 июня 1905 года. В итоге свой известный сегодня проектный вид будущие «Рюрик» и «Варяг» обрели лишь к августу 1905 года, хотя официально контракт на их постройку был заключен еще двумя месяцами ранее. Причем французские фирмы на сей раз остались без работы – лучше всего учесть самые актуальные требования МТК вышло у английских проектировщиков.

Новые броненосные крейсера своим внешним обликом в значительной мере походили на строившиеся в то же время линкоры типа «Андрей Первозванный». Как и у них, у «Рюрика» с «Варягом» наличествовали две дымовые трубы и полдюжины башен главного и среднего калибра, водруженные на приземистый гладкопалубный, без полубака корпус – хотя и со значительным подъемом в носу для улучшения мореходности. Так было сделано в первую очередь по опыту боев 28 июля и 1 августа 1904 года, в которых высокобортные корпуса «Пересвета», «Громобоя» и «России» были слишком уж заметной целью для комендоров врага и явились одной из значимых причин полученных указанными кораблями тяжелых повреждений.

Ну а наиболее существенными визуальными отличиями от «старших братьев» было наличие лишь одной полноценной мачты, отсутствие легкой надстройки над центральным казематом ПМК и сдвинутые от оконечностей в пределы центральной цитадели казематы на батарейной палубе.

Еще одним новшеством, правда, заметным лишь при постановке корабля в док, стали очертания подводной части корпуса в носу. От тарана, абсолютно бесполезного по опыту войны, наконец-то удалось избавиться! У «Рюрика» и его систершипа был почти прямой форштевень лишь с небольшим выступом внизу, работавшим скорее как свойственный более поздним эпохам кораблестроения бульб. Вкупе с ним двухвальная машинная установка «рюриковичей» и их 28 котлов Бельвиля обеспечили этим кораблям на испытаниях наибольшую достигнутую скорость на отдельных пробегах около 21,7–21,8 узла при превышении мощности над проектной (19 750 л.с.) примерно на тысячу лошадиных сил. Фактическая же средняя скорость оказалась примерно на полузла меньше.

Одним из главных козырей новых кораблей выступало их весьма мощное вооружение – четыре 254-мм и восемь 203-мм пушек с длиной ствола в 50 калибров в шести башнях, а также двадцать новых 110-мм 55-калиберных скорострелок в казематах. Вся артиллерия была создана в сотрудничестве все с тем же Виккерсом.

Правда, она же доставила и главные проблемы в ходе постройки. Причем не сами пушки или их башни как таковые – а лишь подкрепления последних, выполненные англичанами чрезмерно легкими, из-за чего при пробных стрельбах доходило до отрывов жестких барабанов башен от нижней броневой палубы и деформации переборок под ней. Данная неприятность вылилась в целую эпопею по усилению подкреплений на головном «Рюрике» уже в России, а на имевшем меньшую степень готовности «Варяге» – еще в Англии. Также к британской фирме применили весьма суровые штрафные санкции, удержав платеж в размере почти четверти стоимости первого из двух крейсеров (3,7 млн. рублей из контрактных 15). Впрочем, еще около 700 тысяч рублей ушло на работы по подкреплению башен в Кронштадтском порту, так что суммарно «Рюрик» встал русской казне примерно в 12 млн. рублей. Своевременная доработка «Варяга», проведенная по строгим указаниям русского заказчика британской фирмой полностью за свой счет, позволила в случае с ним обойтись без штрафов.

Схема броневой защиты новых крейсеров также во многом копировала примененную на линейных кораблях типа «Андрей Первозванный», с поправкой на меньшую толщину брони в ряде элементов. Хотя башни 254-мм орудий на них, к примеру, были защищены даже лучше, чем у линкоров, имея 8-дюймовую вертикальную броню вместо 7-дюймовой.

Отдельные примененные в защите «Рюрика» и «Варяга» решения были достаточно остроумными и практичными с точки зрения экономии статей нагрузки. Так, например, носовой и кормовой траверзы верхнего пояса своей 76-мм броней примыкали к проходящим в этих же местах барбетам башен главного калибра. Концевые сегменты последних ради такой цели выполнялись спрямленными и имели толщину 178 мм – как и у частей барбетов над верхней палубой. А вот оставшаяся часть колец барбетов между верхней и батарейной палубами, там, где ее перекрывала с оконечностей и бортов трехдюймовая броня центральной части верхнего пояса и его траверзов, имела уже 102-мм толщину.

Номинально относившиеся в ряде справочников к небронированным участки борта в носу и корме между батарейной и верхней палубами, тем не менее, обладали определенной защитой. Ее роль выполняла утолщенная вдвое, до полутора дюймов обшивка борта в этих частях, выполненная из кораблестроительной стали повышенного сопротивления.

А вот броня вынесенного на верхнюю палубу центрального каземата ПМК вообще не имела под собой рубашки. Плиты соединялись между собой на стыковых планках, а к верхней палубе и крыше каземата крепились равнобоким угольником 114х114 мм.

Как следует проверить все боевые свойства крейсеров данного типа русским морякам выпало дважды. И во время попытки прорыва немцев в Рижский залив в 1915 году судьба действительно была на их стороне – в виде основательно покореженной снарядами их главного калибра винторулевой группы «Фон-дер-танна» и трех из четырех его выбитых башен, после чего охромевший и почти беззубый «немец» оказался легкой добычей для подоспевших «севастополей».

Увы, но организованная Германией в 1917 году операция «Альбион» и встреча «Варяга» и «Рюрика» с новейшими и куда более мощными дредноутами и линейными крейсерами кайзера стала для этих кораблей последней. Тем не менее, своей гибелью, более чем достойной их славных предшествен­ников, они, как и весь русский флот в том эпохальном бою, смогли окончательно поломать военные планы врага.

Характеристики броненосных крейсеров «Рюрик» и «Варяг»: 

водоизмещение (нормальное/полное) – 15 500/ 17 250 т (по проекту – 15 125/ 16 875 т);

размеры – 155,85 (длина по ВЛ)/ 157,28 (длина наибольшая)/ 22,86 (ширина на миделе)/ 8,74 (фактическая осадка при полном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 20 750 л.с. (по проекту – 19 750 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 21,25 узла (по проекту – 21,0 узел), наибольшая достигнутая – 21,75 узла;

запас топлива – 1000 т угля (нормальный)/2000 т угля+250 т нефти (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе топлива – 4500 миль на 10 узлах;

бронирование (броня Круппа):

полный главный пояс (ширина от 3,51 м в центральной части до 4,11 м в оконечностях):

— центральная часть (86,56 м (55 %) длины) – 178 мм (с 0,88 м от нижней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке до 89 мм);

— оконечности (69,29 м (45 %) длины) – 89 мм;

траверзы центральной части главного пояса (прямые) – 89 мм (от уровня средней (батарейной) палубы до уровня нижней палубы и ее скосов);

полный верхний пояс (ширина от 2,13 м в центральной части до 3,66 м в носу и в 2,44 м в корме):

— центральная часть (86,56 м (55 %) длины) – 76,2 мм;

— оконечности (утолщенная обшивка борта из кораблестроительной стали повышенного сопротивления) (69,29 м (45 %) длины) – 38,1 мм;

траверзы центральной части верхнего пояса (прямые, продолжают собой траверзы центральной части главного пояса) – 178 (центральная часть траверзов в месте совмещения с барбетами башен ГК) и 76,2 мм;

противоторпедная переборка (86,56 м длины (в пределах цитадели), в верхней части примыкает к нижней палубе в месте ее перехода в скос, отстоит от борта (на миделе) на 3,51 м) – 38,1 мм;

продольная броневая переборка в пределах цитадели между нижней и средней (батарейной) палубами (86,56 м, 1,98 м ширины) – 25,4 мм;

палубы в пределах цитадели:

— нижняя (карапасная со скосами) – 38,1 (оконечности и скосы в пределах цитадели)/25,4 (плоская часть в пределах цитадели) мм;

— средняя (батарейная) – 38,1 (в пределах цитадели и пол кормового балкона)/25,4 (в оконечностях) мм;

— верхняя – 25,4 (в пределах очертаний центрального каземата 110-мм орудий и его траверзов – пол выгородок орудий)/12,7 (в пределах очертаний центрального каземата 110-мм орудий и его траверзов – между тыльными стенками выгородок орудий – палубный настил)/38,1 (между траверзами центрального каземата 110-мм орудий и траверзами центральной части верхнего пояса)/19,05 (в оконечностях – кораблестроительная сталь повышенного сопротивления) мм;

— крыша центрального каземата 110-мм орудий – 25,4 мм;

башни 254-мм орудий – 203 (лоб, бок и тыл)/ 63,5 (крыша и пол) мм;

барбеты башен 254-мм орудий – 178 (над верхней палубой)/178 и 102 (от верхней до средней (батарейной) палубы – соответственно концевые сегменты, совмещенные с траверзами центральной части верхнего пояса, и сегменты внутри центральной части верхнего пояса)/50,8 мм (от средней (батарейной) до нижней палубы) мм;

башни 203-мм орудий – 178 (лоб, бок и тыл)/ 50,8 (крыша и пол) мм;

барбеты башен 203-мм орудий – 152 (над верхней палубой)/76,2 (от верхней до средней (батарейной) палубы)/38,1 (от средней (батарейной) до нижней палубы) мм;

центральный каземат 110-мм орудий – 76,2 (бок и траверзы)/25,4 (тыл и разделительные переборки между орудиями) мм;

элеваторы боезапаса 110-мм орудий (для орудий на средней (батарейной) палубе – от нижней до средней (батарейной) палубы; для орудий в центральном каземате – от нижней до верхней палубы) – 25,4 мм;

носовая и кормовая боевые рубки – 203 (бок)/50,8 (крыша и пол) мм;

коммуникационные трубы боевых рубок – 102 (до верхней палубы)/50,8 (от верхней до нижней палубы);

носовая и кормовая дальномерные рубки (на крышах боевых рубок) – 152 (бок)/38,1 (крыша) мм;

дымоходы – 25,4 мм (от нижней палубы до крыши центрального каземата 110-мм орудий);

вооружение – 2х2-254х50, 4х2-203х50, 20-110х55, 4-47, 8 пулеметов, 2-450 мм т.а. (подводные, 6 торпед) (с 1916 года – 2х2-254х50, 4х2-203х50, 20-110х55, 4-57х58 зенитных, 4-47, 4 пулемета, 2-450 мм т.а. (подводные, 6 торпед)).

 

С уважением. Стволяр.

P.S. Добавил графическое изображение схемы бронирования.

Броненосные крейсера "Рюрик" (II) и "Варяг" (II) из мира "Спасителя Отечества"

 

Подписаться
Уведомить о
guest

56 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account